
Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам I полугодия 2019г. составил 58832 руб. (900,54 долл.), что на 27% выше среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-июня 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 5% и составил 453,805 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, но сократился на 7% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 77,883 млрд. рублей (1,192 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 19,9% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки практически не изменилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.: 3,18 долл. против 3,19 долл. в розничных ценах. По итогам I полугодия 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 53,87 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
По итогам первых шести месяцев 2019г. лидирующие позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) удалось сохранить компаниям BAYER (+2%) и SANOFI (+1%) (табл. 1). На третью позицию с четвертой поднялась компания SERVIER (+2%), потеснив на строчку вниз TEVA (-8%). Более высокие позиции заняли также производители KRKA (+19%), GLAXOSMITHKLINE (+3%) и ABBOTT (+6%), которые поднялись на пятое, седьмое и девятое места соответственно. Отметим, что последний стал единственным новым представителем Топ-10. В то же время снизившие продажи OTCPHARM (-14%) и SANDOZ (-4%), напротив, опустились на восьмую и последнюю строчки соответственно. Компания BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+1%) продолжает занимать шестую позицию. Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,8% до 34,1%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,9 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,4 |
3 | 4 | SERVIER | 3,8 | 3,8 |
4 | 3 | TEVA | 3,7 | 4,1 |
5 | 7 | KRKA | 3,4 | 3 |
6 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,1 | 3,2 |
7 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
8 | 5 | OTCPHARM | 2,8 | 3,3 |
9 | 12 | ABBOTT | 2,6 | 2,6 |
10 | 8 | SANDOZ | 2,6 | 2,8 |
Итого | 34,1 | 34,8 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов, как и в предыдущем, не изменились лидеры: первые позиции продолжают занимать XARELTO (+34%) и DETRALEX (+1%) (табл. 2). Ниже в нем произошли перестановки. На один пункт вверх поднялись бренды CONCOR (+2%), NUROFEN (+11%), CARDIOMAGNYL (-5%), PENTALGIN (-6%) и KAGOCEL (+1%), которые заняли места третье, пятое и с седьмого по девятое включительно. На последней позиции расположился единственный новый представитель «десятки» MIRAMISTIN (+9%). Два наименования, напротив, опустились на более низкие места. Это MEXIDOL (-11%) и ACTOVEGIN (-4%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,2 | 0,9 |
2 | 2 | DETRALEX | 0,8 | 0,8 |
3 | 4 | CONCOR | 0,8 | 0,8 |
4 | 3 | MEXIDOL | 0,8 | 0,8 |
5 | 6 | NUROFEN | 0,7 | 0,7 |
6 | 5 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,7 |
7 | 8 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,7 |
8 | 9 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
9 | 10 | KAGOCEL | 0,6 | 0,6 |
10 | 12 | MIRAMISTIN | 0,5 | 0,5 |
Итого | 7,3 | 7,1 |
В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований появилось два новых участника (табл.3). Это занявшие две последние строчки DICLOFENAC (+16%) и ATORVASTATIN (+20%). Отметим, что помимо них лишь ещё одно наименование поднялось на более высокое место: с восьмой позиции на вторую переместился RIVAROXABAN (+41%). При этом на строчку вниз опустилась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+2%), а также МНН NIMESULIDE (+7%), PANCREATIN (+9%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (0%). Наименование IBUPROFEN (+4%) опустилось на две строчки вниз. Первую позицию продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (-0,3%), а четвертую сохранил за собой BISOPROLOL (+9%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,6 п.п., до 11%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,7 | 1,8 |
2 | 8 | RIVAROXABAN | 1,2 | 0,9 |
3 | 2 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,2 |
4 | 4 | BISOPROLOL | 1,2 | 1,1 |
5 | 3 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 1,1 | 1 |
7 | 6 | PANCREATIN | 1 | 1 |
8 | 7 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
9 | 11 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
10 | 14 | ATORVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
Итого | 11 | 10,4 |
Наиболее продаваемыми группами на рынке региона продолжают оставаться C09 Средства, действующие на ренинангиотензиновую систему (+16%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+5%) (табл.4). На третье место поднялись B01 Антикоагулянты (+12%), сместив при этом на позицию вниз R01 Назальные препараты (+2%). Аналогичные перестановки произошли и ниже. При этом показавшие 25-й рост продаж группы G03 Половые гормоны и C05 Вазопротекторы переместились на строчку вверх, на пятое и седьмое места, потеснив J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-3%) и N02 Анальгетики (-6%) на один пункт вниз. Замыкают «десятку» впервые в нее вошедшие N06 Психоаналептики (+7%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (- 2%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37% регионального рынка, тогда как годом ранее – 36,6%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM | 5,7 | 5 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 5 |
3 | 4 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4 | 3,6 |
4 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,8 | 3,8 |
5 | 6 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,4 | 3,4 |
6 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC | 3,3 | 3,6 |
7 | 8 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,1 | 3,1 |
8 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3 | 3,3 |
9 | 12 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 2,8 | 2,7 |
10 | 11 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 2,8 | 2,9 |
Итого | 37 | 36,6 |
Заключение. По итогам января-июня 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 94,171 млрд. руб. (1,442 млрд. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 6% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 453,805 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам первых шести месяцев 2019г. составила 3,18 долл. - это практически столько же, как и годом ранее (3,19 долл.), но меньше среднего по стране показателя (3,36 долл.). Расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках оказались ниже среднероссийских (53,87 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум