
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении практически не изменился (-0,1%) и составил 698,179 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 8% в рублевом эквиваленте и на 3% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 111,057 млрд. рублей (1,817 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 20,1% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки немного увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2017 г.: 3,11 долл. против 3,07 долл. в розничных ценах. По итогам января-сентября 2018г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 81,01 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,9 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,4 | 4,6 |
3 | 3 | TEVA | 4,2 | 4,2 |
4 | 4 | SERVIER | 3,8 | 3,8 |
5 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARIN | 3,2 | 3,2 |
6 | 5 | OTCPHARM | 3,2 | 3,3 |
7 | 7 | KRKA | 3 | 2,9 |
8 | 10 | SANDOZ | 2,9 | 2,8 |
9 | 8 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
10 | 9 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,8 |
Итого | 34,9 | 35,3 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В Топ-10 ведущих брендов появилось два новых представителя: две последние строчки заняли INGAVIRIN (+27%) и KAGOCEL (+17%) (табл. 2). Сменился и его лидер: с шестого места на первое переместился самый динамичный среди лидеров XARELTO (+49%). При этом он потеснил на позицию вниз, на места со второго по шестое включительно, бренды DETRALEX (+8%), CONCOR (+6%), MEXIDOL (+8%), NUROFEN (+1%) и ACTOVEGIN (+3%). Седьмую строчку по-прежнему занимает CARDIOMAGNYL (+6%), а на восьмую с девятой поднялся PENTALGIN (+12%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 6 | XARELTO | 1 | 0,7 |
2 | 1 | DETRALEX | 0,8 | 0,8 |
3 | 2 | CONCOR | 0,8 | 0,8 |
4 | 3 | MEXIDOL | 0,8 | 0,8 |
5 | 4 | NUROFEN | 0,7 | 0,8 |
6 | 5 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,7 |
7 | 7 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,7 |
8 | 9 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
9 | 11 | INGAVIRIN | 0,6 | 0,5 |
10 | 12 | KAGOCEL | 0,6 | 0,5 |
Итого | 7,4 | 7,1 |
Лидером Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжает оставаться XYLOMETAZOLINE (+0,3%) (табл.3). На второе место с четвертого поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+16%), которая сместила на позицию вниз МНН IBUPROFEN (+10%) и BISOPROLOL (+9%). Пятую и шестую строчки продолжают занимать NIMESULIDE (+7%) и PANCREATIN (+9%). Единственный новый представитель рейтинга, RIVAROXABAN (+49%), расположился на седьмом месте, сместив с этой позиции на восьмую ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+6%). На двух последних строчках также произошла перестановка: более динамичный ROSUVASTATIN (+14%) поднялся с десятого места на девятое, тогда как на последнюю строчку с восьмой опустилось МНН BLOOD (+3%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась с 10,5% до 10,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,7 | 1,8 |
2 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,1 |
3 | 2 | IBUPROFEN | 1,2 | 1,1 |
4 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1,1 |
5 | 5 | NIMESULIDE | 1 | 1,1 |
6 | 6 | PANCREATIN | 1 | 1 |
7 | 12 | RIVAROXABAN | 1 | 0,7 |
8 | 7 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
9 | 10 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,8 |
10 | 8 | BLOOD | 0,8 | 0,8 |
Итого | 10,7 | 10,5 |
Наиболее продаваемыми АТС-групп на рынке региона продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+10%) (табл.4). На третью позицию с седьмой поднялась самая динамичная среди лидеров группа B01 Антикоагулянты (+26%). Повысить свои рейтинги удалось также группам G03 Половые гормоны (+9%), A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+13%) и впервые вошедшим в «десятку» J05 Противовирусные препараты системного назначения (+14%). Одновременно с этим четыре представителя Топ-10 опустились на более низкие места. Это R01 Назальные препараты (+2%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+5%), N02 Анальгетики (-0,2%) и C05 Ангиопротекторы (+12%), занявшие четвертое, шестое, седьмое и девятое места соответственно. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,8% регионального рынка, тогда как годом ранее – 37,1%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 5,4 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,1 | 5 |
3 | 7 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,8 | 3,2 |
4 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,7 | 3,9 |
5 | 6 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,5 |
6 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,4 | 3,5 |
7 | 4 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,6 |
8 | 9 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 3,2 | 3 |
9 | 8 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,2 | 3 |
10 | 12 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 2,9 | 2,7 |
Итого | 37,1 | 36,8 |
Заключение. По итогам января-сентября 2018г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 132,718 млрд. руб. (2,172 млрд. долл.). Это на 6% в рублях и на 1% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок показал практически нулевую динамику (-0,1%) и был равен 698,179 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам января-сентября 2018г. составила 3,11 долл. - это выше, чем годом ранее (3,07 долл.), но меньше среднего по стране показателя (3,33 долл.). Однако расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках оказались выше среднероссийских (81,08 долл. против 73,56 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум