
Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в январе-июне 2019г. составил 33272 руб. (509,29 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам первых шести месяцев 2019г. в натуральных показателях сократился на 12% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 387,980 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-3%), и в долларовом (-12%), и был равен 64,856 млрд. руб. (992,506 млн. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,6%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам I полугодия 2019г. практически не изменилась в сравнении с таковой годом ранее (3,09 долл.) и была равна 3,10 долл. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 40,91 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Топ-10 ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа по итогам января-июня 2019г. остался стабильным по составу (табл.1). Не изменились и его лидеры: компании SANOFI (-5%), BAYER (-3%), OTCPHARM (-9%) и TEVA (-6%) несмотря на снижение продаж удержали ведущие позиции. Отметим, что отрицательную динамику продемонстрировали также замыкающие «десятку» производители. При этом компания TAKEDA (-0,2%) поднялась на один пункт вверх, на девятую строчку, тогда как SANDOZ (-6%), ABBOTT и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (по 4% у обоих) потеряли по одному рейтинговому пункту. На строчку вниз опустился также показавший практически нулевую динамику SERVIER (+0,3%). Его потеснила самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+23%), которая поднялась с восьмого места на пятое. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 32,1% до 32,4%
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | SANOFI | 4,2 | 4,3 |
2 | 2 | BAYER | 4,1 | 4,1 |
3 | 3 | OTCPHARM | 3,5 | 3,7 |
4 | 4 | TEVA | 3,4 | 3,5 |
5 | 8 | KRKA | 3,3 | 2,6 |
6 | 5 | SERVIER | 3,2 | 3,1 |
7 | 6 | SANDOZ | 2,8 | 2,9 |
8 | 7 | ABBOTT | 2,8 | 2,8 |
9 | 10 | TAKEDA | 2,7 | 2,6 |
10 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,6 | 2,6 |
Итого | 32,4 | 32,1 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов появился один новый представитель: на третье место с 11 благодаря 32%-му росту продаж поднялся XARELTO (табл.2). Кроме него, позитивную динамику продемонстрировал лишь ещё один участник, DETRALEX (+4%), который переместился на восьмое место с десятого. Остальные бренды из состава «десятки» снизили свои продажи. Однако это не помешало двум из них занять более высокие позиции: на четвертую и пятую строчки поднялись KAGOCEL (-13%) и CONCOR (-6%). Занятые ранее места сохранили за собой лидеры Топ-10 ACTOVEGIN (-7%) и MEXIDOL (-5%), а также занимающий шестую позицию PENTALGIN (-7%). Бренды NUROFEN (-17%), CARDIOMAGNYL (-11%) и ESSENTIALE (-10%) опустились на седьмую и две последние строчки соответственно. Общая доля десяти ведущих брендов сократилась с 6,3% до 6,1%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,8 |
2 | 2 | MEXIDOL | 0,7 | 0,7 |
3 | 11 | XARELTO | 0,7 | 0,5 |
4 | 5 | KAGOCEL | 0,6 | 0,7 |
5 | 7 | CONCOR | 0,6 | 0,6 |
6 | 6 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
7 | 4 | NUROFEN | 0,6 | 0,7 |
8 | 10 | DETRALEX | 0,6 | 0,5 |
9 | 8 | CARDIOMAGNYL | 0,5 | 0,6 |
10 | 9 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,6 |
Итого | 6,1 | 6,3 |
Почти все представители рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 3). В их числе – и возглавляющий «десятку» XYLOMETAZOLINE (-15%). Занятые ранее места, третье, шестое и седьмое, сохранили также PANCREATIN (4%), ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-7%) и BLOOD (-9%). На более низкие позиции опустились IBUPROFEN (-5%) и NIMESULIDE (-6%). Наименование BISOPROLOL (-1%) и комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (-3%) сократили продажи незначительно, что позволило им подняться на второе и четвертое места. Рейтинговый прогресс продемонстрировали также представители с позитивной динамикой, ROSUVASTATIN (+14%) и RIVAROXABAN (+32%). Отметим, что последний впервые вошел в состав Топ-10. Суммарная его доля сократилась с 9,4% до 9,2%
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,2 | 1,4 |
2 | 4 | BISOPROLOL | 1 | 1 |
3 | 3 | PANCREATIN | 1 | 1 |
4 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 1 |
5 | 2 | IBUPROFEN | 1 | 1,1 |
6 | 6 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
7 | 7 | BLOOD | 0,8 | 0,9 |
8 | 10 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
9 | 8 | NIMESULIDE | 0,7 | 0,8 |
10 | 27 | RIVAROXABAN | 0,7 | 0,5 |
Итого | 9,2 | 9,4 |
В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп сменился лидер – на первую позицию со второй переместились C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+11%) (табл.4). Ещё одним отличием данного рейтинга стала позитивная динамика у половины его представителей. Помимо лидера, это группы G03 Половые гормоны (+0,5%), B01 Антикоагулянты (+8%), N06 Психоаналептики (+3%) и S01 Офтальмологические препараты (+4%), поднявшиеся на третье, пятое, шестое и девятое места соответственно. При этом последняя группа стала единственным новым представителем Топ-10. В то же время снизившие продаж M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-1%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-11%), J05 Противовирусные препараты системного действия (-19%), R01 Назальные препараты (-11%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-15%), напротив, опустились на более низкие позиции. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,1% региональных продаж – это столько же, как и годом ранее
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM | 5,4 | 4,7 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 5 |
3 | 5 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 3,6 |
4 | 3 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC | 3,6 | 3,9 |
5 | 9 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,4 | 3 |
6 | 10 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 3,1 | 2,9 |
7 | 4 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3 | 3,6 |
8 | 6 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3 | 3,3 |
9 | 12 | S01 | OPHTHALMOLOGICALS | 3 | 2,8 |
10 | 7 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 2,9 | 3,3 |
Итого | 36,1 | 36,1 |
Заключение. По итогам первых шести месяцев 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 78,564 млрд. руб. (1,203 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-3%), и в долларовом (-12%). В натуральных показателях продажи в сравнении с аналогичным периодом 2018г. сократились на 12%, до 387,980 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС по итогам января-июня 2019г. составила 3,10 долл. и практически не изменилась в сравнении с прошлым годом (3,09 долл.), но была ниже средней по России (3,36 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (40,91 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум