Аптечный рынок ПФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 1348

Аптечный рынок ПФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в январе-сентябре 2019г. составил 33350 руб. (512,45 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам первых девяти месяцев 2019г. в натуральных показателях сократился на 10% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 568,884 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-1%), и в долларовом (-7%), и был равен 95,746 млрд. руб. (1,471 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,5%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам января-сентября 2019г. увеличилась в сравнении с таковой годом ранее (3,02 долл.) и была равна 3,13 долл.  Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 60,49 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Как и региональный рынок в целом, подавляющее большинство представителей Топ-10 ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа продемонстрировало отрицательную динамику по итогам января-сентября 2019г. (табл.1). В их числе – сохранившая лидерство компания SANOFI (-4%). Также занятые ранее второе и девятое места продолжают занимать показавшие практически нулевую динамику BAYER (+0,2%) и TAKEDA (-0,5%), а третью строчку удерживает снизивший продажи OTCPHARM (-6%). На четвертую позицию с 8 поднялся единственный представитель Топ-10 с позитивной динамикой, компания KRKA (+23%). При этом на позицию вниз сместились TEVA (-6%), SERVIER (-0,3%), SANDOZ (-4%) и ABBOTT (-5%). Последнюю строчку «десятки» занял впервые в нее вошедший GEDEON RICHTER (-1%). Суммарная доля десяти ведущих брендов не изменилась и была равна 32,1%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 SANOFI 4,1 4,3
2 2 BAYER  4 3,9
3 3 OTCPHARM 3,5 3,7
4 8 KRKA 3,4 2,7
5 4 TEVA 3,3 3,5
6 5 SERVIER 3,1 3,1
7 6 SANDOZ 2,8 2,9
8 7 ABBOTT 2,7 2,8
9 9 TAKEDA 2,6 2,6
10 11 GEDEON RICHTER 2,6 2,6
Итого 32,1 32,1

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих брендов: на последнюю его строчку с 12 поднялся LOZAP (-1%) (табл.2). Помимо него, повысить свои позиции удалось ещё четырем брендам. На первое место с десятого благодаря 35%-му росту продаж переместился XARELTO. На одну позицию вверх несмотря на снижение продаж поднялись PENTALGIN (-2%) и CONCOR (-3%). Также на один пункт повысил свой рейтинг DETRALEX (+1%). Четыре бренда с выраженной отрицательной динамикой: ACTOVEGIN (-9%), NUROFEN (-14%), KAGOCEL и CARDIOMAGNYL (по -11% у обоих), опустились на третье, пятое, седьмое и девятое места. Вторую строчку продолжает занимать MEXIDOL (-1%). Общая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и составила 6,2%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 10 XARELTO 0,7 0,5
2 2 MEXIDOL 0,7 0,7
3 1 ACTOVEGIN 0,7 0,8
4 5 PENTALGIN 0,6 0,6
5 3 NUROFEN 0,6 0,7
6 7 CONCOR 0,6 0,6
7 4 KAGOCEL 0,6 0,6
8 9 DETRALEX 0,6 0,6
9 6 CARDIOMAGNYL 0,5 0,6
10 12 LOZAP 0,5 0,5
Итого 6,2 6,3

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований большинство представителей также продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 3). В их числе – и возглавляющий «десятку» XYLOMETAZOLINE (-12%). На занятых ранее местах, шестом и восьмом, остались ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-3%) и NIMESULIDE (-5%). Из-за выраженного снижения продаж на более низкие позиции опустились комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (-7%) и наименования IBUPROFEN и BLOOD (по -11% у обоих). При этом они пропустили вперёд МНН PANCREATIN (-3%), продажи которого сократились не столь значительно. Рост продаж отмечен у трех представителей Топ-10. Это поднявшиеся на второе и седьмое места BISOPROLOL (+2%) и ROSUVASTATIN (+15%), а также впервые вошедший в «десятку» и занявший последнюю ее строчку RIVAROXABAN (+35%). Суммарная доля сократилась с 9,5% до 9,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,3 1,4
2 5 BISOPROLOL 1,1 1
3 4 PANCREATIN 1 1,1
4 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 1,1
5 2 IBUPROFEN 1 1,1
6 6 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,9 0,9
7 10 ROSUVASTATIN 0,8 0,7
8 8 NIMESULIDE 0,8 0,8
9 7 BLOOD 0,8 0,9
10 24 RIVAROXABAN 0,7 0,5
 Итого  9,3 9,5

В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп преобладала позитивная динамика у его представителей (табл.4). Однако снижение продаж всё же отмечено у четырех из них. Это группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-6%), R01 Назальные препараты (-7%), N02 Анальгетики (-9%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (-15%), которые опустились на четвертое, седьмое и два последних места соответственно. Остальные группы повысили свои продажи, наиболее значительно – поднявшаяся на первую позицию со второй C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+14%). Занимавшие ранее это место M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) сместились на вторую строчку. Рейтинговый прогресс, помимо лидера, продемонстрировали также G03 Половые гормоны (+1%), B01 Антикоагулянты (+9%), N06 Психоаналептики (+3%) и единственный новый представитель Топ-10 S01 Офтальмологические препараты (+4%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,4% региональных продаж, тогда как годом ранее – 36,1%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,5 4,8
2 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,2 5,2
3 4 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,8 3,7
4 3 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,5 3,7
5 8 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,4 3,1
6 10 N06  PSYCHOANALEPTICS 3,1 3
7 6 R01  NASAL PREPARATIONS 3,1 3,3
8 12 S01  OPHTHALMOLOGICALS 3 2,9
9 7 N02  ANALGESICS 2,9 3,2
10 5 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 2,9 3,4
Итого 36,4 36,1

Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 115,750 млрд. руб. (1,778 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-1%), и в долларовом (-7%). В натуральных показателях продажи в сравнении с аналогичным периодом 2018г. сократились на 10%, до 568,884  млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС по итогам января-сентября 2019г. составила 3,13 долл. Это выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (3,02 долл.), но ниже средней по России (3,39 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (60,49 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи