
Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в январе-сентябре 2019г. составил 33350 руб. (512,45 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам первых девяти месяцев 2019г. в натуральных показателях сократился на 10% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 568,884 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-1%), и в долларовом (-7%), и был равен 95,746 млрд. руб. (1,471 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,5%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам января-сентября 2019г. увеличилась в сравнении с таковой годом ранее (3,02 долл.) и была равна 3,13 долл. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 60,49 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
Как и региональный рынок в целом, подавляющее большинство представителей Топ-10 ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа продемонстрировало отрицательную динамику по итогам января-сентября 2019г. (табл.1). В их числе – сохранившая лидерство компания SANOFI (-4%). Также занятые ранее второе и девятое места продолжают занимать показавшие практически нулевую динамику BAYER (+0,2%) и TAKEDA (-0,5%), а третью строчку удерживает снизивший продажи OTCPHARM (-6%). На четвертую позицию с 8 поднялся единственный представитель Топ-10 с позитивной динамикой, компания KRKA (+23%). При этом на позицию вниз сместились TEVA (-6%), SERVIER (-0,3%), SANDOZ (-4%) и ABBOTT (-5%). Последнюю строчку «десятки» занял впервые в нее вошедший GEDEON RICHTER (-1%). Суммарная доля десяти ведущих брендов не изменилась и была равна 32,1%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | SANOFI | 4,1 | 4,3 |
2 | 2 | BAYER | 4 | 3,9 |
3 | 3 | OTCPHARM | 3,5 | 3,7 |
4 | 8 | KRKA | 3,4 | 2,7 |
5 | 4 | TEVA | 3,3 | 3,5 |
6 | 5 | SERVIER | 3,1 | 3,1 |
7 | 6 | SANDOZ | 2,8 | 2,9 |
8 | 7 | ABBOTT | 2,7 | 2,8 |
9 | 9 | TAKEDA | 2,6 | 2,6 |
10 | 11 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,6 |
Итого | 32,1 | 32,1 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих брендов: на последнюю его строчку с 12 поднялся LOZAP (-1%) (табл.2). Помимо него, повысить свои позиции удалось ещё четырем брендам. На первое место с десятого благодаря 35%-му росту продаж переместился XARELTO. На одну позицию вверх несмотря на снижение продаж поднялись PENTALGIN (-2%) и CONCOR (-3%). Также на один пункт повысил свой рейтинг DETRALEX (+1%). Четыре бренда с выраженной отрицательной динамикой: ACTOVEGIN (-9%), NUROFEN (-14%), KAGOCEL и CARDIOMAGNYL (по -11% у обоих), опустились на третье, пятое, седьмое и девятое места. Вторую строчку продолжает занимать MEXIDOL (-1%). Общая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и составила 6,2%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 10 | XARELTO | 0,7 | 0,5 |
2 | 2 | MEXIDOL | 0,7 | 0,7 |
3 | 1 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,8 |
4 | 5 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
5 | 3 | NUROFEN | 0,6 | 0,7 |
6 | 7 | CONCOR | 0,6 | 0,6 |
7 | 4 | KAGOCEL | 0,6 | 0,6 |
8 | 9 | DETRALEX | 0,6 | 0,6 |
9 | 6 | CARDIOMAGNYL | 0,5 | 0,6 |
10 | 12 | LOZAP | 0,5 | 0,5 |
Итого | 6,2 | 6,3 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований большинство представителей также продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 3). В их числе – и возглавляющий «десятку» XYLOMETAZOLINE (-12%). На занятых ранее местах, шестом и восьмом, остались ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-3%) и NIMESULIDE (-5%). Из-за выраженного снижения продаж на более низкие позиции опустились комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (-7%) и наименования IBUPROFEN и BLOOD (по -11% у обоих). При этом они пропустили вперёд МНН PANCREATIN (-3%), продажи которого сократились не столь значительно. Рост продаж отмечен у трех представителей Топ-10. Это поднявшиеся на второе и седьмое места BISOPROLOL (+2%) и ROSUVASTATIN (+15%), а также впервые вошедший в «десятку» и занявший последнюю ее строчку RIVAROXABAN (+35%). Суммарная доля сократилась с 9,5% до 9,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,3 | 1,4 |
2 | 5 | BISOPROLOL | 1,1 | 1 |
3 | 4 | PANCREATIN | 1 | 1,1 |
4 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 1,1 |
5 | 2 | IBUPROFEN | 1 | 1,1 |
6 | 6 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
7 | 10 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
8 | 8 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
9 | 7 | BLOOD | 0,8 | 0,9 |
10 | 24 | RIVAROXABAN | 0,7 | 0,5 |
Итого | 9,3 | 9,5 |
В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп преобладала позитивная динамика у его представителей (табл.4). Однако снижение продаж всё же отмечено у четырех из них. Это группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-6%), R01 Назальные препараты (-7%), N02 Анальгетики (-9%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (-15%), которые опустились на четвертое, седьмое и два последних места соответственно. Остальные группы повысили свои продажи, наиболее значительно – поднявшаяся на первую позицию со второй C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+14%). Занимавшие ранее это место M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) сместились на вторую строчку. Рейтинговый прогресс, помимо лидера, продемонстрировали также G03 Половые гормоны (+1%), B01 Антикоагулянты (+9%), N06 Психоаналептики (+3%) и единственный новый представитель Топ-10 S01 Офтальмологические препараты (+4%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,4% региональных продаж, тогда как годом ранее – 36,1%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,5 | 4,8 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,2 | 5,2 |
3 | 4 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,8 | 3,7 |
4 | 3 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,5 | 3,7 |
5 | 8 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,4 | 3,1 |
6 | 10 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 3,1 | 3 |
7 | 6 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,1 | 3,3 |
8 | 12 | S01 | OPHTHALMOLOGICALS | 3 | 2,9 |
9 | 7 | N02 | ANALGESICS | 2,9 | 3,2 |
10 | 5 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 2,9 | 3,4 |
Итого | 36,4 | 36,1 |
Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 115,750 млрд. руб. (1,778 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-1%), и в долларовом (-7%). В натуральных показателях продажи в сравнении с аналогичным периодом 2018г. сократились на 10%, до 568,884 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС по итогам января-сентября 2019г. составила 3,13 долл. Это выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (3,02 долл.), но ниже средней по России (3,39 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (60,49 долл. против 73,61 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.