
Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в 2019г. составил 34395 руб. (531,28 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (47468 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО в 2019г. в натуральных показателях сократился на 10% относительно предыдущего года и составил 751,995 млн. упаковок (рис. 1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-1%), и в долларовом (-5%), и был равен 128,620 млрд. руб. (1,987 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,2%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам 2019г. увеличилась в сравнении с таковой годом ранее (3,01 долл.) и была равна 3,19 долл. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 81,49 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО в 2018 – 2019гг.
Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в 2019г. составил 34395 руб. (531,28 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (47468 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО в 2019г. в натуральных показателях сократился на 10% относительно предыдущего года и составил 751,995 млн. упаковок (рис. 1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-1%), и в долларовом (-5%), и был равен 128,620 млрд. руб. (1,987 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,2%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам 2019г. увеличилась в сравнении с таковой годом ранее (3,01 долл.) и была равна 3,19 долл. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 81,49 долл.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | SANOFI | 4,0 | 4,3 |
2 | 3 |
BAYER |
4,0 | 3,9 |
3 | 2 | OTCPHARM | 3,8 | 4,0 |
4 | 8 |
KRKA |
3,3 | 2,8 |
5 | 4 |
TEVA |
3,2 | 3,4 |
6 | 5 | SERVIER | 3,1 | 3,0 |
7 | 6 |
SANDOZ |
2,8 | 2,9 |
8 | 7 | ABBOTT | 2,7 | 2,8 |
9 | 9 | TAKEDA | 2,6 | 2,6 |
10 | 10 |
GEDEON RICHTER |
2,6 | 2,6 |
Итого | 32,2 | 32,3 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В отличие от предыдущего, в рейтинге ведущих брендов появились новые представители (табл. 2). Их два: на восьмое место с 11 поднялся DETRALEX (+4%), на десятое с двенадцатого – LOZAP (-2%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали еще три представителя «десятки». На первое место с девятого благодаря 33%-му росту продаж переместился XARELTO. На одну позицию вверх несмотря на снижение продаж поднялись PENTALGIN (-0,1%) и CONCOR (-1%). Это стало возможно благодаря тому, что занимавшие ранее третью и четвертую строчки NUROFEN (-12%) и KAGOCEL (-13%) из-за выраженной отрицательной динамики потеряли по три рейтинговых пункта. На две позиции вниз, на третье и девятое места, опустились ACTOVEGIN (-9%) и CARDIOMAGNYL (-7%). И только бренд MEXIDOL (+3%) продолжает занимать вторую строчку. Общая доля десяти ведущих брендов не изменилась и составила 6,2%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме | ||||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |||
1 | 9 | XARELTO | 0,8 | 0,6 | ||
2 | 2 | MEXIDOL | 0,7 | 0,7 | ||
3 | 1 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,8 | ||
4 | 5 |
PENTALGIN |
0,6 | 0,6 | ||
5 | 6 |
CONCOR |
0,6 | 0,6 | ||
6 | 3 | NUROFEN | 0,6 | 0,7 | ||
7 | 4 | KAGOCEL | 0,6 | 0,7 | ||
8 | 11 |
DETRALEX |
0,6 | 0,5 | ||
9 | 7 |
CARDIOMAGNYL |
0,6 | 0,6 | ||
10 | 12 | LOZAP | 0,5 | 0,5 | ||
Итого | 6,2 | 6,2 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований занятые ранее места сохранили три представителя (табл. 3). Это возглавляющий «десятку» XYLOMETAZOLINE (-10%), а также занимающие третью и шестую строчки PANCREATIN (-2%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+1%). Среди оставшихся пять представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. При этом четыре из них, BISOPROLOL (+4%), DIOSMIN* HESPERIDIN (-3%), NIMESULIDE (-2%) и ROSUVASTATIN (+12%), поднялись на один пункт вверх, на второе, четвертое, седьмое и восьмое места соответственно. На последней позиции расположился единственный новый представитель Топ-10 RIVAROXABAN (+33%). Два наименования, IBUPROFEN (-11%) и BLOOD (-10%), опустились на более низкие позиции. Суммарная доля «десятки» осталась без изменений и была равна 9,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,3 | 1,4 |
2 | 4 | BISOPROLOL | 1,1 | 1,0 |
3 | 3 |
PANCREATIN |
1,0 | 1,1 |
4 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,0 | 1,0 |
5 | 2 | IBUPROFEN | 1,0 | 1,1 |
6 | 6 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
7 | 8 |
NIMESULIDE |
0,8 | 0,8 |
8 | 7 | BLOOD | 0,8 | 0,9 |
9 | 10 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
10 | 23 |
RIVAROXABAN |
0,8 | 0,6 |
Итого | 9,3 | 9,3 |
Наиболее продаваемой и динамичной группой на региональном рынке по итогам года стала C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+14%) (табл. 4). При этом M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) сместились на вторую строчку. На третью позицию с четвертой поднялись показавшие почти нулевую динамику G03 Половые гормоны (-0,2%), тогда как занимавшие ранее это место J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-4%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустились на четвертую строчку. Продемонстрировавшие позитивную динамику B01 Антикоагулянты (+8%), N06 Психоаналептики (+1%) и единственный новый представитель Топ-10 S01 Офтальмологические препараты (+4%) поднялись на пятое, седьмое и восьмое места. В то же время N02 Анальгетики (-8%) и R05 Противокашлевые препараты и средства для лечения простудных заболеваний (-4%), напротив, опустились на две нижние строчки. Группа R01 Назальные препараты (-7%) по-прежнему занимает шестую позицию. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,6% региональных продаж, тогда как годом ранее – 35,8%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 2 | C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM |
5,5 | 4,8 |
2 | 1 | M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,2 | 5,1 |
3 | 4 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 3,7 |
4 | 3 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,6 | 3,7 |
5 | 8 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,4 | 3,1 |
6 | 6 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
3,2 | 3,3 |
7 | 10 |
N06 |
PSYCHOANALEPTICS |
3,1 | 3,0 |
8 | 11 |
S01 |
OPHTHALMOLOGICALS |
3,0 | 2,9 |
9 | 7 |
N02 |
ANALGESICS |
3,0 | 3,2 |
10 | 9 |
R05 |
|||
COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,0 | 3,1 | |||
Итого | 36,6 | 35,8 |
Заключение. По итогам 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 155,067 млрд. руб. (2,395 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-1%), и в долларовом (-5%). В натуральных показателях продажи в сравнении с 2018г. сократились на 10%, до 751,995 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС по итогам 2019г. составила 3,19 долл. Это выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (3,01 долл.), но ниже средней по России (3,47 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (81,49 долл. против 100,62 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.