Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ПФО: итоги 2019г.

 5751

Аптечный рынок ПФО: итоги 2019г.

Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в 2019г. составил 34395 руб. (531,28 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (47468 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО в 2019г. в натуральных показателях сократился на 10% относительно предыдущего года и составил 751,995 млн. упаковок (рис. 1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-1%), и в долларовом (-5%), и был равен 128,620 млрд. руб. (1,987 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,2%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам 2019г. увеличилась в сравнении с таковой годом ранее (3,01 долл.) и была равна 3,19 долл. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 81,49 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО в 2018 – 2019гг. 

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО в 2018 – 2019гг.  

Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в 2019г. составил 34395 руб. (531,28 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (47468 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО в 2019г. в натуральных показателях сократился на 10% относительно предыдущего года и составил 751,995 млн. упаковок (рис. 1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-1%), и в долларовом (-5%), и был равен 128,620 млрд. руб. (1,987 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,2%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам 2019г. увеличилась в сравнении с таковой годом ранее (3,01 долл.) и была равна 3,19 долл. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 81,49 долл.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %  
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 SANOFI 4,0 4,3
2 3 BAYER
4,0 3,9
3 2 OTCPHARM  3,8 4,0
4 8 KRKA
3,3 2,8
5 4 TEVA
3,2 3,4
6 5 SERVIER 3,1 3,0
7 6 SANDOZ 
2,8 2,9
8 7 ABBOTT   2,7 2,8
9 9 TAKEDA 2,6 2,6
10 10 GEDEON RICHTER
2,6 2,6
Итого 32,2 32,3

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В отличие от предыдущего, в рейтинге ведущих брендов появились новые представители (табл. 2). Их два: на восьмое место с 11 поднялся DETRALEX (+4%), на десятое с двенадцатого – LOZAP (-2%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали еще три представителя «десятки». На первое место с девятого благодаря 33%-му росту продаж переместился XARELTO. На одну позицию вверх несмотря на снижение продаж поднялись PENTALGIN (-0,1%) и CONCOR (-1%). Это стало возможно благодаря тому, что занимавшие ранее третью и четвертую строчки NUROFEN (-12%) и KAGOCEL (-13%) из-за выраженной отрицательной динамики потеряли по три рейтинговых пункта. На две позиции вниз, на третье и девятое места, опустились ACTOVEGIN (-9%) и CARDIOMAGNYL (-7%). И только бренд MEXIDOL (+3%) продолжает занимать вторую строчку. Общая доля десяти ведущих брендов не изменилась и составила 6,2%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 9 XARELTO 0,8 0,6
2 2 MEXIDOL  0,7 0,7
3 1 ACTOVEGIN  0,7 0,8
4 5 PENTALGIN 
0,6 0,6
5 6 CONCOR 
0,6 0,6
6 3 NUROFEN  0,6 0,7
7 4 KAGOCEL  0,6 0,7
8 11 DETRALEX 
0,6 0,5
9 7 CARDIOMAGNYL      
0,6 0,6
10 12 LOZAP 0,5 0,5
Итого 6,2 6,2

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований занятые ранее места сохранили три представителя (табл. 3). Это возглавляющий «десятку» XYLOMETAZOLINE (-10%), а также занимающие третью и шестую строчки PANCREATIN (-2%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+1%). Среди оставшихся пять представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. При этом четыре из них, BISOPROLOL (+4%), DIOSMIN* HESPERIDIN (-3%), NIMESULIDE (-2%) и ROSUVASTATIN (+12%), поднялись на один пункт вверх, на второе, четвертое, седьмое и восьмое места соответственно. На последней позиции расположился единственный новый представитель Топ-10 RIVAROXABAN (+33%). Два наименования, IBUPROFEN (-11%) и BLOOD (-10%), опустились на более низкие позиции. Суммарная доля «десятки» осталась без изменений и была равна 9,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,3 1,4
2 4 BISOPROLOL  1,1 1,0
3 3 PANCREATIN
1,0 1,1
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,0 1,0
5 2 IBUPROFEN     1,0 1,1
6 6 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE  0,9 0,9
7 8 NIMESULIDE
0,8 0,8
8 7 BLOOD  0,8 0,9
9 10 ROSUVASTATIN  0,8 0,7
10 23 RIVAROXABAN
0,8 0,6
Итого 9,3 9,3

Наиболее продаваемой и динамичной группой на региональном рынке по итогам года стала C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+14%) (табл. 4). При этом M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) сместились на вторую строчку. На третью позицию с четвертой поднялись показавшие почти нулевую динамику G03 Половые гормоны (-0,2%), тогда как занимавшие ранее это место J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-4%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустились на четвертую строчку. Продемонстрировавшие позитивную динамику B01 Антикоагулянты (+8%), N06 Психоаналептики (+1%) и единственный новый представитель Топ-10 S01 Офтальмологические препараты (+4%) поднялись на пятое, седьмое и восьмое места. В то же время N02 Анальгетики (-8%) и R05 Противокашлевые препараты и средства для лечения простудных заболеваний (-4%), напротив, опустились на две нижние строчки. Группа R01 Назальные препараты (-7%) по-прежнему занимает шестую позицию. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,6% региональных продаж, тогда как годом ранее – 35,8%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г.  2018г. 2019г. 2018г.
1 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-
ANGIOTENSIN SYSTEM
5,5 4,8
2 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
5,2 5,1
3 4 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM  3,7 3,7
4 3 J01 
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC 
USE      
3,6 3,7
5 8 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS      3,4 3,1
6 6 R01
NASAL PREPARATIONS  
3,2 3,3
7 10 N06
PSYCHOANALEPTICS
3,1 3,0
8 11 S01 
OPHTHALMOLOGICALS
3,0 2,9
9 7 N02 
ANALGESICS
3,0 3,2
10 9 R05 
COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,0 3,1
Итого 36,6 35,8

ЗаключениеПо итогам 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 155,067 млрд. руб. (2,395 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-1%), и в долларовом (-5%). В натуральных показателях продажи в сравнении с 2018г. сократились на 10%, до 751,995 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС по итогам 2019г. составила 3,19 долл. Это выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (3,01 долл.), но ниже средней по России (3,47 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (81,49 долл. против 100,62 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи