
Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 12,506 млн. человек – это 8,5% от общей численности населения РФ и 31,8% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве уровень среднемесячной начисленной заработной платы за январь-ноябрь 2018г. составил 80881 руб. (1299,29 долл.), в ноябре 2018г. – 78946 руб. (1191,82 долл.), что на 85% выше средней по России в ноябре (42595 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении увеличился на 0,5% и составил 452,977 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 9% в рублевом эквиваленте и на 2% - в долларовом, и его объем достиг 114,973 млрд. рублей (1,838 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 15,2% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки немного снизилась в сравнении с 2017 годом: 5,12 долл. против 5,14 долл. По итогам 2018г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 185,57 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы в 2017 – 2018гг.
Рейтинг ведущих производителей на розничном рынке Москвы по итогам 2018г. продемонстрировал высокую стабильность (табл. 1). Практически все его представители остались на занятых в прошлом местах, изменения коснулись лишь их долевого присутствия. Так, показавшие опережающую динамику лидер Топ-10 BAYER (+11%), а также SERVIER (+13%) и ABBOTT (+11%) расширили свои доли. У показавших 8%-й рост продаж компаний TEVA и BERLIN-CHEMIE/MENARINI долевое присутствие не изменилось, тогда как у производителей SANOFI (+5%), SANDOZ (+5%), GLAXOSMITHKLINE (+5%) и JOHNSON & JOHNSON (+3%) из-за отставания динамики оно сократилось. Единственное изменение коснулось последней строки рейтинга, которую занял впервые в него вошедший PFIZER (+13%). В сумме десять ведущих производителей занимали 36,8%, годом ранее - 37,1%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 6,3 | 6,2 |
2 | 2 | SANOFI | 4,8 | 5,0 |
3 | 3 | TEVA | 3,8 | 3,8 |
4 | 4 | SERVIER | 3,7 | 3,6 |
5 | 5 | ABBOTT | 3,6 | 3,5 |
6 | 6 | SANDOZ | 3,2 | 3,4 |
7 | 7 | GLAXOSMITHKLINE | 3,2 | 3,3 |
8 | 8 |
JOHNSON & JOHNSON |
2,8 | 3,0 |
9 | 9 |
BERLIN-CHEMIE/MENARINI |
2,8 | 2,8 |
10 | 11 | PFIZER | 2,8 | 2,7 |
Итого | 36,8 | 37,1 |
Наиболее продаваемыми на региональном рынке брендами по итогам года стали XARELTO (+51%) и DETRALEX (+13%) (табл. 2). Лидировавший годом ранее CRESTOR сократил продажи на 19% и опустился на третью строчку. Оставшиеся представители продемонстрировали позитивную динамику. Два из них, MIRAMISTIN (+9%) и ENTEROSGEL (+17%), поднялись на более высокие позиции, четвертую и десятую соответственно. При этом первый потеснил на один пункт вниз бренды CIALIS и NUROFEN (по +4% у обоих), а второй стал единственным новым участником Топ-10. Места с седьмого по девятое включительно продолжают занимать CONCOR (+16%), INGAVIRIN (+18%) и HEPTRAL (+9%). На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,5%, тогда как годом ранее - 8,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 2 | XARELTO | 1,6 | 1,2 |
2 | 3 | DETRALEX | 1,0 | 1,0 |
3 | 1 |
CRESTOR |
0,9 | 1,3 |
4 | 6 |
MIRAMISTIN |
0,8 | 0,8 |
5 | 4 |
CIALIS |
0,8 | 0,8 |
6 | 5 |
NUROFEN |
0,7 | 0,8 |
7 | 7 |
CONCOR |
0,7 | 0,7 |
8 | 8 |
INGAVIRIN |
0,7 | 0,7 |
9 | 9 |
HEPTRAL |
0,6 | 0,6 |
10 | 12 |
ENTEROSGEL |
0,6 | 0,6 |
Итого | 8,5 | 8,3 |
Вслед за соответствующим брендом на первую позицию в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований поднялся RIVAROXABAN (+51%) (табл.3). Он потеснил на строчку вниз XYLOMETAZOLINE (-6%), ROSUVASTATIN (-5%) и DIOSMIN* HESPERIDIN (+13%). На пятое место с десятого поднялось самое динамичное среди лидеров наименование HYALURONIC ACID (+53%). Занимавший эту позицию ранее IBUPROFEN (+2%) опустился на седьмую строчку. Кроме того, в самый низ рейтинга сместились MIRAMISTIN (+11%) и TADALAFIL (+6%). Занятые ранее шестое и восьмое места сохранили за собой PANCREATIN (+12%) и BISOPROLOL (+17%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,3 п.п., до 11,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продажМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 4 |
RIVAROXABAN |
1,6 | 1,2 |
2 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,5 | 1,8 |
3 | 2 |
ROSUVASTATIN |
1,4 | 1,6 |
4 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,3 | 1,2 |
5 | 10 |
HYALURONIC ACID |
1,0 | 0,7 |
6 | 6 |
PANCREATIN |
1,0 | 1,0 |
7 | 5 |
IBUPROFEN |
1,0 | 1,1 |
8 | 8 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,8 |
9 | 7 | MIRAMISTIN | 0,8 | 0,8 |
10 | 9 |
TADALAFIL |
0,8 | 0,8 |
Итого | 11,3 | 11,0 |
Сменился лидер и в Топ-10 ведущих АТС-групп: на первое место с четвертого благодаря росту продаж на 34% переместились B01 Антикоагулянты (табл.4). На вторую позицию с третьей поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+15%), потеснив на один пункт вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+7%). Возглавлявшие рейтинг ранее R01 Назальные препараты (-0,3%) опустились на четвертое место. Помимо них, более низкую восьмую позицию из-за сокращения продаж на 1% заняли J01 Антибактериальные препараты для системного использования. Показавшие опережающую динамику группы G03 Половые гормоны (+12%), J05 Противовирусные препараты системного действия (+10%), C05 Вазопротекторы (+11%) и N06 Психоаналептики (+15%) поднялись на шестое, седьмое, девятое и десятое места соответственно. При этом две последние впервые вошли в состав рейтинга. Занятую ранее пятую позицию удалось сохранить A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+8%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,4% регионального рынка против 35,7% - годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге |
АТС код |
АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. |
2018г. |
2017г. | ||
1 | 4 | B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
4,6 | 3,8 |
2 | 3 | C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
4,1 | 3,9 |
3 | 2 | M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
4,0 | 4,1 |
4 | 1 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,8 | 4,2 |
5 | 5 | A07 | ANTIDIARR. INTEST. ANTIINFL / ANTIINFECT. AGENTS | 3,6 | 3,6 |
6 | 7 | G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,5 | 3,4 |
7 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,4 | 3,4 |
8 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,1 | 3,4 |
9 | 11 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,1 | 3,0 |
10 | 13 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 3,0 | 2,9 |
Итого | 36,4 | 35,7 |
Заключение. По итогам 2018г. объем аптечного рынка Москвы достиг 145,161 млрд. руб. (2,321 млрд. долл.). Это на 7% в рублях и на 0,1% - в долларах больше, чем в 2017г. В натуральных показателях рынок расширился на 0,5% и был равен 452,977 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам 2018г. составила 5,12 долл. - это чуть ниже, чем годом ранее (5,14 долл.), однако выше, чем в среднем по стране (3,25 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (185,57 долл. против 104,41 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум