Аптечный рынок ДФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 1385

Аптечный рынок ДФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в январе-сентябре 2019г. составил 54181 руб. (832,53 долл.), что на 17% выше среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 8%, до 199,226 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 19% в рублевом эквиваленте и на 12% - в долларовом, и был равен 31,390 млрд. рублей (482,061 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 5,8% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,15 долл. (против 3,06 долл.). По итогам января-сентября 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 76,63 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Лидерами рейтинга ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам девяти месяцев 2019г. продолжают оставаться BAYER (+10%) и SANOFI (+11%) (табл. 1). На третью позицию с седьмой переместилась самая динамичная компания KRKA (+34%). Подняться на более высокие места удалось ещё двум производителям. На строчку вверх, на восьмое место, переместился GLAXOSMITHKLINE (+29%), а на последнем месте «десятки» расположилась впервые в нее вошедшая TAKEDA (+18%). Одновременно с этим по одной рейтинговой позиции потеряли GEDEON RICHTER (+12%), SANDOZ (+20%) и OTCPHARM (+13%), тогда как SERVIER (+10%) опустился с четвертого места на шестое. Компания TEVA (+19%) продолжает занимать пятую строчку Топ-10. Его суммарная доля снизилась с 34,0% до 33,2%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,4 4,8
2 2 SANOFI 3,5 3,8
3 7 KRKA 3,5 3,1
4 3 GEDEON RICHTER 3,4 3,7
5 5 TEVA 3,4 3,4
6 4 SERVIER 3,3 3,6
7 6 SANDOZ 3,2 3,2
8 9 GLAXOSMITHKLINE 3,0 2,8
9 8 OTCPHARM 2,9 3,1
10 12 TAKEDA 2,5 2,6
Итого 33,2 34,0

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Первое место в рейтинге ведущих брендов удерживает NUROFEN (+12%) (табл. 2). На вторую строчку с пятой поднялся KAGOCEL (+43%), а третью позицию сохранил и укрепил INGAVIRIN (+22%). На места с пятого по седьмое включительно благодаря опережающей динамике поднялись LORISTA (+30%), XARELTO (+26%), впервые вошедший в Топ-10 THERAFLU (+45%), а также MIRAMISTIN (+28%). В то же время не столь динамичные CARDIOMAGNYL (+16%), CONCOR (+8%) и DETRALEX (+14%), напротив, опустились на четвертую и две нижние строчки. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 7,1% до 7,4%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 NUROFEN 0,9 0,9
2 5 KAGOCEL 0,9 0,7
3 3 INGAVIRIN 0,8 0,7
4 2 CARDIOMAGNYL 0,8 0,8
5 6 LORISTA 0,7 0,7
6 7 XARELTO 0,7 0,7
7 11 THERAFLU 0,7 0,6
8 10 MIRAMISTIN 0,7 0,6
9 4 CONCOR 0,7 0,7
10 8 DETRALEX 0,6 0,7
Итого 7,4 7,1

Верхние три позиции в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (+23%), IBUPROFEN (+11%) и BISOPROLOL (+17%) (табл. 3). Кроме того, занятую ранее шестую строчку удерживает NIMESULIDE (+19%). Три представителя Топ-10 поднялись на более высокие места. Так, на четвертую строчку с пятой переместился PANCREATIN (+19%), на седьмую с десятой - KAGOCEL (+43%), а на девятой расположился впервые вошедший в «десятку» SILDENAFIL (+27%). Одновременно с этим по одной рейтинговой позиции потеряли комбинации DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+18%), тогда как наименование IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+22%) несмотря на опережающую динамику опустилось с восьмого на последнее место. Кумулятивная доля Топ-10 практически не изменилась и была равна 10,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,8 1,8
2 2 IBUPROFEN 1,4 1,5
3 2 BISOPROLOL 1,0 1,0
4 5 PANCREATIN 0,9 0,9
5 4 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 1,0
6 6 NIMESULIDE 0,9 0,9
7 10 KAGOCEL 0,9 0,7
8 7 ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM 0,8 0,8
9 11 SILDENAFIL 0,8 0,7
10 8 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 0,8 0,7
Итого  10,1 10,0

Топ-10 ведущих АТС групп остался стабилен по составу (табл. 4). При этом большинство его представителей сохранили за собой занятые ранее места. Это его лидеры M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+32%), занимающие пятое место J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+24%), а также замыкающие «десятку» группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+23%), B01 Антикоагулянты (+25%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+20%). Однако в рейтинге произошли две перестановки. Более динамичные группы R01 Назальные препараты (+24%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+33%) поднялись на один пункт вверх, на третье и шестое места соответственно. При этом они сдвинули на позицию вниз G03 Половые гормоны (+7%) и N02 Анальгетики (+19%). Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась на 0,7 п.п. и достигла 37,2%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,8 5,0
2 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,8 4,3
3 4 R01  NASAL PREPARATIONS 4,0 3,9
4 3 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,7 4,2
5 5 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,7 3,6
6 7 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,3
7 6 N02  ANALGESICS 3,4 3,4
8 8 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,2 3,1
9 9 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,1 2,9
10 10 A07  ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS 2,8 2,8
Итого 37,2 36,5

Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 40,857 млрд. руб. (627,484 млн. долл.). Это на 18% в рублях и на 11% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+8%) и был равен 199,226 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам 9 месяцев 2019г. составила 3,15 долл. (годом ранее – 3,06 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,39 долл.). Средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (76,63 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи