
Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в январе-сентябре 2019г. составил 54181 руб. (832,53 долл.), что на 17% выше среднего показателя по России (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 8%, до 199,226 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 19% в рублевом эквиваленте и на 12% - в долларовом, и был равен 31,390 млрд. рублей (482,061 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 5,8% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,15 долл. (против 3,06 долл.). По итогам января-сентября 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 76,63 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
Лидерами рейтинга ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам девяти месяцев 2019г. продолжают оставаться BAYER (+10%) и SANOFI (+11%) (табл. 1). На третью позицию с седьмой переместилась самая динамичная компания KRKA (+34%). Подняться на более высокие места удалось ещё двум производителям. На строчку вверх, на восьмое место, переместился GLAXOSMITHKLINE (+29%), а на последнем месте «десятки» расположилась впервые в нее вошедшая TAKEDA (+18%). Одновременно с этим по одной рейтинговой позиции потеряли GEDEON RICHTER (+12%), SANDOZ (+20%) и OTCPHARM (+13%), тогда как SERVIER (+10%) опустился с четвертого места на шестое. Компания TEVA (+19%) продолжает занимать пятую строчку Топ-10. Его суммарная доля снизилась с 34,0% до 33,2%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,4 | 4,8 |
2 | 2 | SANOFI | 3,5 | 3,8 |
3 | 7 | KRKA | 3,5 | 3,1 |
4 | 3 | GEDEON RICHTER | 3,4 | 3,7 |
5 | 5 | TEVA | 3,4 | 3,4 |
6 | 4 | SERVIER | 3,3 | 3,6 |
7 | 6 | SANDOZ | 3,2 | 3,2 |
8 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 3,0 | 2,8 |
9 | 8 | OTCPHARM | 2,9 | 3,1 |
10 | 12 | TAKEDA | 2,5 | 2,6 |
Итого | 33,2 | 34,0 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Первое место в рейтинге ведущих брендов удерживает NUROFEN (+12%) (табл. 2). На вторую строчку с пятой поднялся KAGOCEL (+43%), а третью позицию сохранил и укрепил INGAVIRIN (+22%). На места с пятого по седьмое включительно благодаря опережающей динамике поднялись LORISTA (+30%), XARELTO (+26%), впервые вошедший в Топ-10 THERAFLU (+45%), а также MIRAMISTIN (+28%). В то же время не столь динамичные CARDIOMAGNYL (+16%), CONCOR (+8%) и DETRALEX (+14%), напротив, опустились на четвертую и две нижние строчки. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 7,1% до 7,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 0,9 |
2 | 5 | KAGOCEL | 0,9 | 0,7 |
3 | 3 | INGAVIRIN | 0,8 | 0,7 |
4 | 2 | CARDIOMAGNYL | 0,8 | 0,8 |
5 | 6 | LORISTA | 0,7 | 0,7 |
6 | 7 | XARELTO | 0,7 | 0,7 |
7 | 11 | THERAFLU | 0,7 | 0,6 |
8 | 10 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,6 |
9 | 4 | CONCOR | 0,7 | 0,7 |
10 | 8 | DETRALEX | 0,6 | 0,7 |
Итого | 7,4 | 7,1 |
Верхние три позиции в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (+23%), IBUPROFEN (+11%) и BISOPROLOL (+17%) (табл. 3). Кроме того, занятую ранее шестую строчку удерживает NIMESULIDE (+19%). Три представителя Топ-10 поднялись на более высокие места. Так, на четвертую строчку с пятой переместился PANCREATIN (+19%), на седьмую с десятой - KAGOCEL (+43%), а на девятой расположился впервые вошедший в «десятку» SILDENAFIL (+27%). Одновременно с этим по одной рейтинговой позиции потеряли комбинации DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+18%), тогда как наименование IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+22%) несмотря на опережающую динамику опустилось с восьмого на последнее место. Кумулятивная доля Топ-10 практически не изменилась и была равна 10,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,8 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,5 |
3 | 2 | BISOPROLOL | 1,0 | 1,0 |
4 | 5 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
5 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 0,9 | 1,0 |
6 | 6 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
7 | 10 | KAGOCEL | 0,9 | 0,7 |
8 | 7 | ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM | 0,8 | 0,8 |
9 | 11 | SILDENAFIL | 0,8 | 0,7 |
10 | 8 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,1 | 10,0 |
Топ-10 ведущих АТС групп остался стабилен по составу (табл. 4). При этом большинство его представителей сохранили за собой занятые ранее места. Это его лидеры M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+32%), занимающие пятое место J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+24%), а также замыкающие «десятку» группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+23%), B01 Антикоагулянты (+25%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+20%). Однако в рейтинге произошли две перестановки. Более динамичные группы R01 Назальные препараты (+24%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+33%) поднялись на один пункт вверх, на третье и шестое места соответственно. При этом они сдвинули на позицию вниз G03 Половые гормоны (+7%) и N02 Анальгетики (+19%). Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась на 0,7 п.п. и достигла 37,2%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,8 | 5,0 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,8 | 4,3 |
3 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4,0 | 3,9 |
4 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 4,2 |
5 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,7 | 3,6 |
6 | 7 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,3 |
7 | 6 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,4 |
8 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,2 | 3,1 |
9 | 9 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,1 | 2,9 |
10 | 10 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 2,8 | 2,8 |
Итого | 37,2 | 36,5 |
Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 40,857 млрд. руб. (627,484 млн. долл.). Это на 18% в рублях и на 11% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+8%) и был равен 199,226 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам 9 месяцев 2019г. составила 3,15 долл. (годом ранее – 3,06 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,39 долл.). Средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (76,63 долл. против 73,61 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.