Аптечный ретейл в эпоху пандемии. Коммерческий сектор российского фармрынка по итогам 1-го полугодия 2020 года

 2026

Аптечный ретейл в эпоху пандемии. Коммерческий сектор российского фармрынка по итогам 1-го полугодия 2020 года

Журнал "Ремедиум" №7-8, 2020г.

DOI: 10.21518/1561-5936-2020-7-8-12-14

Надежда Калинина, «Эр Эм Аналитика»

Коммерческий сектор российского фармрынка по итогам 1-го полугодия 2020 года Надежда Калинина, аналитик, «Эр Эм Аналитика» Эпидемия коронавирусной инфекции, безусловно, стала одной из центральных тем начала года. В первом полугодии 2020 г. коммерческий сектор российского фармрынка вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 5% в рублях, однако в долларовом эквиваленте динамика была намного слабее (-0,5%). 

Pharmacy retail in the age of pandemic

Nadezhda Kalinina, RM Analytics Ltd

The commercial sector of the Russian pharmaceutical market at the first half year-end 2020. The coronavirus infection epidemic, surely, has become one of the central themes of the beginning of the year. In the first half of 2020, the commercial sector of the Russian pharmaceutical market grew by 5% in terms of roubles as compared to the same period last year, but in dollar terms, the growth rates were much lower (-0.5%).

Согласно данным IQVIA, в 1-м полугодии 2020 г. продолжилось сокращение аптечного сегмента рынка ЛП в натуральном выражении (прирост продаж –2% в упак. к 6 мес. 2019). В национальной валюте, по сравнению с двумя предыдущими аналогичными периодами прошлых лет, темпы роста выросли, объем рынка составил 535,3 млрд руб. в розничных ценах (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика объемов продаж коммерческого сектора российского фармрынка, 1 пол. 2017 – 1 пол. 2020 г.

Рисунок 1. Динамика объемов продаж коммерческого сектора российского фармрынка, 1 пол. 2017 – 1 пол. 2020 г.

Источник: розничный аудит IQVIA

Доля продаж ОТС-сегмента в рублях составила 49,1%, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 8% (рис. 2). И в натуральном объеме потребления распределение долей между ЛП, в зависимости от типа отпуска, также возросло в пользу ОТС-препаратов, в итоге они заняли 64,8% рынка в упаковках, а рецептурные лекарства – 35,2%. Немаловажную роль в этом сыграла эпидемиологическая обстановка в стране. Введенный в регионах России из-за пандемии режим самоизоляции послужил толчком к принятию закона об онлайн-торговле безрецептурными препаратами и его последующему развитию.

Рисунок 2. Долевое соотношение объемов продаж ЛП в коммерческом секторе российского фармрынка в детализации на ОТС- и Rx-сегмент, импортные и отечественные ЛП, 1 пол. 2019 – 1 пол. 2020 г., %, руб.

Рисунок 2. Долевое соотношение объемов продаж ЛП в коммерческом секторе российского фармрынка в детализации на ОТС- и Rx-сегмент, импортные и отечественные ЛП, 1 пол. 2019 – 1 пол. 2020 г., %, руб.

Источник: розничный аудит IQVIA

По данным Nielsen1, почти половина потребителей предпочитала заказывать препараты в интернете как для самовывоза, так и для курьерской доставки на дом. Также исследование компании Nielsen показало, что на данный момент одним из главных драйверов роста популярности онлайн-продаж лекарств является стремление россиян сэкономить. 83% респондентов сравнивают цены на лекарства в нескольких аптеках перед покупкой, при этом 62% опрошенных Nielsen потребителей считают, что в интернете лекарства стоят дешевле, чем в обычной аптеке, что является мощным стимулом к совершению покупки не только среди молодого поколения, но и среди пожилых людей. По данным IQVIA, по итогам 1-го полугодия 2020 г. средняя розничная цена за упаковку препарата составила 236,2 руб., что на 7% выше аналогичного периода прошлого года. Объем реализации отечественных лекарственных средств в рублях значительно вырос, темп прироста составил +15%. Однако по-прежнему импортные препараты превалируют в стоимостном объеме рынка – их доля составляет 66,6% (рис. 2). Однако в натуральном показателе спрос на препараты зарубежного производства сократился на 7%, а отечественного – вырос на 2%.


1 Публикация исследования. Available at: -> 

В рейтинге топ-5 ведущих АТС-групп 2-го уровня первые две позиции остались неизменными, а третью строчку теперь занимает группа J05 – «Противовирусные препараты для системного применения», поднявшись сразу на шесть позиций вверх (табл. 1).

Таблица 1. Топ-5 АТС-групп 2-го уровня по объемам продаж в коммерческом секторе российского фармрынка в стоимостном и натуральном выражениях и их приросты (%), 1 пол. 2019 – 1 пол. 2020 г.

Рейтинг АТС-группа 2-го уровня Объем продаж, 1 пол. 2020 г. Прирост продаж, 1 пол. 2020/1 пол. 2019 гг.,%
1 пол. 2019 г. 1 пол. 2020 г. млрд руб. млн упак. руб. упак.
1 1 C09 – Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему 29,5 96,8 15% -3%
2 2 M01 – Противовоспалительные и противоревматические препараты 25,9 113,7 4% 2%
9 3 J05 – Противовирусные препараты для системного применения 21,4 49,1 44% 25%
5 4 B01 – Антикоагулянты 18,9 30,2 5% -2%
6 5 J01 – Антибактериальные препараты для системного использования 18,9 95,4 10% 5%

Также улучшила свою позицию группа J01 – «Антибактериальные препараты для системного использования». Данные изменения в рейтинге объясняются тем, что в период сложной эпидемиологической ситуации в стране оказались более востребованы препараты для лечения осложнений от COVID19 из всех вышеперечисленных групп.

РЕЙТИНГ ТОРГОВЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

Лидером в рейтинге продаж среди топ-5 марок неизменно остается бренд Ксарелто (Bayer HealthCare). Пандемия подогрела интерес к противовирусным препаратам. В условиях существующей эпидемиологической обстановки увеличился спрос на ЛП для терапии ОРВИ. Так, Ингавирин теперь занимает 2-е место в рейтинге (прирост продаж +54% в руб.), а Арбидол, благодаря росту продаж почти в 3 раза, поднялся с 77-го на 5-е место (табл. 2).

Таблица 2. Топ-5 ТН и корпораций по объемам продаж в коммерческом секторе российского фармрынка в стоимостном и натуральном выражениях и их приросты (%), 1 пол. 2019 – 1 пол. 2020 г.

Рейтинг ТН (корпорация) Объем продаж, 1 пол. 2020 г. Прирост продаж, 1 пол. 2020/1 пол. 2019 гг.,%
1 пол. 2019 г. 1 пол. 2020 г. млрд руб. млн упак. руб. упак.
1 1 Ксарелто (Bayer HealthCare) 5,0 1,3 1% -1%
8 2 Ингавирин («Валента») 4,0 5,6 54% 16%
2 3 Детралекс (Servier) 3,6 2,1 -3% -9%
7 4 Мирамистин («Инфамед») 3,6 8,3 34% 16%
77 5 Арбидол («Отисифарм») 3,1 6,5 191% 135%

Уход рынка в дистанционную торговлю предсказуемо повлек за собой и трансформацию стратегий, каналов продвижения в цифровые формы. Благодаря этому для большинства фармацевтических компаний появление COVID19 способствовало не только росту спроса, но и стало тем самым трамплином, благодаря которому все участника рынка продемонстрировали свою готовность или неготовность выходить в онлайн-ретейл. Делать прогнозы по развитию аптечного ретейла в текущих условиях – дело неблагодарное и неперспективное. Непрогнозируемые эпидемия COVID-19, ослабление рубля внесли свои коррективы и, безусловно, отразились не только на аптечных продажах, но и законодательных инициативах регуляторов, ведь 2020 г. планировался для аптечной розницы совсем иным (введение маркировки, отмена ЕНВД, развитие маркетплейсов и агрегаторов и др.). Сейчас главная задача для всех участников рынка – минимизировать убытки от ограничительных карантинных мер, то есть укрепить бизнес в настоящем и подготовить его к встрече с аналогичными рисками в будущем.



Последние статьи