
В июле мир отмечал Международный день борьбы с гепатитом, приуроченный ко дню рождения американского врача Баруха Самюэля Бламберга, открывшего вирус гепатита B. Об актуальности проблемы вирусных гепатитов в России, современных возможностях ее решения и доступности медицинской помощи мы решили узнать у Владимира ЧУЛАНОВА, руководителя референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора, заведующего Научно-консультативным клинико-диагностическим центром ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.
– Владимир Петрович, в последние 5 лет отмечается повышенное внимание государства к проблеме вирусных гепатитов. С чем, по Вашему мнению, это связано?
– Я вижу несколько причин. Первая заключается в том, что, несмотря на приложенные усилия, заболеваемость хроническим гепатитом С продолжает расти. Эта негативная тенденция очень тревожит Минздрав России и Роспотребнадзор, которые внимательно следят за ситуацией и предпринимают определенные действия с целью ее улучшить.
Во-вторых, к проблеме вирусных гепатитов в последнее время приковано внимание Всемирной организации здравоохранения. На состоявшейся в 2010 г. 63-й Ассамблее ВОЗ впервые была принята резолюция по вирусным гепатитам, поставившая их в ряд наиболее актуальных проблем здравоохранения в мире. В 2014 г. на 67-й Ассамблее ВОЗ, всеми странами-членами, включая Россию, была принята вторая, расширенная резолюция по вирусным гепатитам. В этом документе в т. ч. содержится призыв разработать комплексную всеобъемлющую программу борьбы с этими заболеваниями.
Третья причина связана с деятельностью пациентского сообщества в России. Созданная сравнительно недавно, в 2011 г., Межрегиональная общественная организация «Вместе против гепатита» быстро развивается, защищая интересы больных гепатитом в государственных органах, оказывая им юридическую и информационную поддержку.
– Как проявляются вирусные гепатиты?
– Зачастую эти заболевания протекают практически бессимптомно и клинически проявляются уже на стадии цирроза печени. Многие люди узнают о том, что у них вирусный гепатит, совершенно случайно, например, в ходе обследования для госпитализации или в период беременности. Поэтому крайне важным является проведение скрининговых программ для населения, обеспечивающих раннее выявление заболевания. Такие программы сегодня успешно реализуются и в России.
– Чем опасны эти заболевания?
— При отсутствии лечения хронические гепатиты В и С приводят к циррозу печени и гепатоцеллюлярной карциноме, которые требуют очень дорогостоящей терапии и зачастую трансплантации печени.
– Какой из видов вирусных гепатитов – В или С наиболее распространен в мире, и в частности в России?
– В большинстве стран мира заболеваемость хроническим вирусным гепатитом С выше, чем гепатитом В. Прежде всего это касается стран, внедривших национальную программу профилактики гепатита В, что позволило значительно снизить распространенность острой формы заболевания. Аналогичная ситуация наблюдается и в России, которая благодаря вакцинопрофилактике достигла колоссальных успехов в борьбе с гепатитом В. Так, если в 1999 г. (до внедрения программы) заболеваемость острым гепатитом В оценивалась на уровне выше 40 на 100 тыс. населения, то сейчас этот показатель снизился до 1,3.
Но при этом нельзя забывать о проблеме хронического гепатита В, которая практически решена для детского населения, но сохраняет свою актуальность для взрослых, заразившихся вирусом до появления национальной программы вакцинопрофилактики. Количество таких больных довольно велико, и они требуют серьезного внимания и поддержки со стороны государства.
– В 90-е гг. прошлого столетия основной группой риска были люди, употребляющие внутривенные наркотики. Изменилась ли ситуация сегодня?
– Да, действительно, в те годы мы столкнулись с настоящей эпидемией гепатитов С и В, вызванной стремительным ростом потребления инъекционных наркотиков и распространения наркомании в стране. Сегодня эти темпы несколько снизились, но потребление наркотиков остается одним из основных путей заражения вирусными гепатитами. В то же время нельзя сказать, что гепатиты -- проблема только тех, кто ведет асоциальный образ жизни. При определенных условиях заразиться вирусом гепатита может любой человек.
– Каким должен быть алгоритм действия человека, узнавшего, что у него гепатит?
– Прежде всего, ему следует обратиться к врачу-специалисту, который занимается проблемами хронических вирусных гепатитов. Это может быть как инфекционист, так и гастроэнтеролог. Если в поликлинике таких врачей нет, то нужно обратиться к терапевту, который направит больного на прием к специалисту.
– Насколько сложно бороться с хроническими гепатитами В и С, возможно ли полное излечение?
– На сегодняшний день нет препаратов, позволяющих полностью вылечить хронический гепатит В. Но это не значит, что в арсенале врачей нет ЛС, способных эффективно подавлять вирус, значительно снижая риск развития цирроза и рака печени. Для пациентов с хроническим гепатитом В терапия может быть очень длительной, иногда даже пожизненной, но она позволяет избежать неблагоприятных исходов.
Иная ситуация с хроническим гепатитом С, который полностью излечим. При этом следует отметить, что подходы к лечению хронического гепатита С зависят от генотипа вируса. Заболевание, вызванное вирусом второго и третьего генотипа , лечится несколько проще, чем при первом генотипе. В то же время сегодня большой прогресс отмечен и в терапии гепатита С, вызываемого первым генотипом вируса, благодаря появлению инновационных, более совершенных ЛС. В отличие от своих предшественников они показывают практически 100%-ную эффективность, позволяя вылечиться в короткий срок без каких-либо серьезных побочных эффектов. Однако высокая стоимость этих ЛС (курс лечения может достигать нескольких миллионов рублей) делает их практически недоступными для подавляющего большинства пациентов.
– Какая доля больных гепатитом С сегодня получает лечение? Насколько оно доступно?
– По данным регистра больных вирусными гепатитами, на сегодняшний день лечением охвачены около 2,4% пациентов. Такой невысокий показатель во многом объясняется низкой доступностью терапии для большинства больных. Противовирусное лечение гепатита С, как, кстати, и гепатита В, не финансируется из федерального бюджета и почти полностью ложится на плечи больного. В некоторых регионах существуют свои программы, но выделяемые средства невелики и покрывают лечение небольшой части пациентов.
– Предпринимает ли наше государство какие-то меры с целью повысить доступность лечения?
– Несмотря на то что для государства финансирование лечения гепатита С -- большое бремя, определенные шаги в этом направлении уже сделаны и некоторые сдвиги наметились. Известно, что Минздрав сейчас работает над тем, чтобы лечение пациентов со 2-м и 3-м генотипами вируса гепатита С было включено в стандарты и финансировалось за счет фонда ОМС. Доля таких людей достаточно высока: от 35 до 50% от всех больных гепатитом С. Их можно вылечить с помощью недорогих, но достаточно эффективных российских препаратов.
– А что, по Вашему мнению, следует сделать для поддержки пациентов с 1-м генотипом вируса гепатита С, нуждающихся в намного более дорогостоящей терапии?
– Я считаю, что мы могли бы последовать примеру тех стран, которым удалось провести переговоры с крупнейшими фармкомпаниями -- производителями современных высокоэффективных препаратов для лечения гепатита С и получить от них очень большие скидки в обмен на гарантии объемов закупок. В частности, Египет в результате переговоров получил скидку в 99%, и теперь государству курс лечения обходится всего в 1 тыс. долл. Это меньше, чем мы сейчас тратим на лечение отечественными препаратами при 2-м и 3-м генотипах гепатита С. При таких ценах многие пациенты могли бы и сами оплачивать лечение.
– Насколько важно для решения проблемы вирусных гепатитов внедрение соответствующего регистра, а также принятие национальной стратегии в данной области?
– Регистр больных вирусными гепатитами В, С и дельта -- ключевой инструмент, позволяющий понять, сколько у нас пациентов, в каком состоянии они находятся, и спланировать лечение с учетом имеющихся бюджетных средств. Сегодня в регистр включены пациенты из 41 региона РФ, и этот процесс набирает обороты. Я надеюсь, что в ближайшие два года к этой работе подключатся все российские территории.
Что касается национальной стратегии по борьбе с вирусными гепатитами, на создании которой настаивает ВОЗ, то нам еще только предстоит ее разработать.
Это очень важно, поскольку регистр и национальная стратегия -- это те два инструмента, без которых мы не сможем решить проблему больных вирусными гепатитами.
– Как быстро внедряются в российскую клиническую практику новые методы лечения гепатита С?
– Сегодня несколько крупных фармкомпаний -- Gilead, AbbVie, Bristol Myers Squib и Merck предлагают новые подходы для лечения гепатита С.
Первая ласточка -- 3D-терапия «Викейра Пак», зарегистрированная в конце апреля компанией AbbVie. Доступна для россиян она будет через два-три месяца. Препараты компаний Gilead и Bristol Myers Squib тоже прошли клинические исследования (КИ) и сейчас находятся на стадии регистрации в Минздраве. Примерно через 3 мес. они появятся на нашем рынке. В настоящее время компания Gilead проводит исследование с участием детей, что тоже очень важно. Проходит КИ и новый препарат компании Merck.
Беседовала Ирина Широкова, «Ремедиум»