
Ксения ШУЛЬГИНА, IMS Health
По итогам I квартала 2014 г. концентрация тор-10 крупнейших аптечных сетей на рынке прямых продаж ЛС выросла на 3%, составив, таким образом, 18%. Рост розничного рынка относительно аналогичного периода прошлого года сократился вдвое и составил всего 8%.
Прошлый год для аптечного ритейла был ознаменован сразу несколькими крупными сделками по слиянию и поглощению, что не могло не сказаться на результатах I квартала 2014 г. В тор-12 мультирегиональных сетей произошли значительные изменения, связанные с укрупнением рыночной доли, которую теперь занимают новоявленные игроки. Так, «Доктор Столетов», после выгодного приобретения питерской аптечной сети «Озерки» -- одного из наиболее успешных дискаунтеров, с 10-го места передвинулся на 2-е. С долей рынка 2,23 аптечная сеть теперь уверенно конкурирует с бессменным лидером рейтинга -- аптечной сетью «Ригла». В планах последней на 2014 г. увеличение доли занимаемого рынка путем органического роста. Руководство А5 Group также анонсировало планируемое открытие 250 новых точек. Основной целью компании на этот год является проведение активного ребрендинга. Ввиду планируемого увеличения рентабельности руководство компании планирует перевод порядка 180 точек Мособлфармации в наиболее прибыльный дискаунт -- формат -- аптеки «Норма». Помимо этого, А5 планирует выйти в качественно новый для себя ценовой сегмент и развивать аптеки премиум-класса. Насколько идея окажется удачной и смогут ли новые аптеки премиум-формата «Зеленая A5» составить конкуренцию основной и пока единственной аптечной сети, развивающей аптеки Luxury сегмента AVE Group, покажет время.
Наиболее обсуждаемой сделкой прошедшего года стало объединение убыточной сети «Аптеки 36,6» и стремительно набирающей обороты московской сети A.V.E. Несмотря на то, что на данный момент A.V.E Group находится в достаточно непростых условиях, связанных с путаницей в подаче информации о контролирующих акционерах и, как следствие, отказом ФАС в покупке сети «36,6», компания показала значительный прирост продаж (+40%) относительно прошлого года. Основной задачей сети в этом году будет завершение всех интеграционных процессов, а также разрешение трудностей, связанных с управлением столь непростым активом, как «Аптеки 36,6». Уже сейчас компания закрыла более 50 нерентабельных точек, определив для себя 3 наиболее приоритетных для дальнейшего развития региона -- Центральный, Северо-Западный и Центрально-Черноземный.
В целом наибольший рост среди аптечных сетей традиционно демонстрируют региональные игроки, такие как самарские «Вита» (+40%), «Имплозия» (+25%), а также ижевский «Фармаимпекс» (+15%). По сравнению с прошлым годом, «Фармаимпекс» открыл 140 новых точек, продолжая планомерное развитие в Приволжском ФО, а также увеличивая долю присутствия в Центральном регионе, в т. ч. выйдя с 5 аптеками в новую для себя Белгородскую область.
Подводя итоги, нужно отметить, что основные M&A сделки происходят в наиболее высококонцентрированных регионах: Москве (A.V.E/«36,6») и С.-Петербурге («Доктор Столетов»/«Озерки», «Радуга»/«Первая помощь»). В целом сети придерживаются общего тренда органического прироста. В непростых условиях общего снижения рынка продаж ЛС, а также непрозрачной ситуации с налоговыми выплатами, многие игроки пока отказались от сделок по слиянию и поглощению. На сегодняшний день в приоритете не бездумное количественное наращивание аптечных точек, а качество и положительная прибыль каждой вновь открываемой точки.
По итогам I квартала 2014 г. концентрация тор-10 крупнейших аптечных сетей на рынке прямых продаж ЛС выросла на 3%, составив, таким образом, 18%. Рост розничного рынка относительно аналогичного периода прошлого года сократился вдвое и составил всего 8%.
Прошлый год для аптечного ритейла был ознаменован сразу несколькими крупными сделками по слиянию и поглощению, что не могло не сказаться на результатах I квартала 2014 г. В тор-12 мультирегиональных сетей произошли значительные изменения, связанные с укрупнением рыночной доли, которую теперь занимают новоявленные игроки. Так, «Доктор Столетов», после выгодного приобретения питерской аптечной сети «Озерки» -- одного из наиболее успешных дискаунтеров, с 10-го места передвинулся на 2-е. С долей рынка 2,23 аптечная сеть теперь уверенно конкурирует с бессменным лидером рейтинга -- аптечной сетью «Ригла». В планах последней на 2014 г. увеличение доли занимаемого рынка путем органического роста. Руководство А5 Group также анонсировало планируемое открытие 250 новых точек. Основной целью компании на этот год является проведение активного ребрендинга. Ввиду планируемого увеличения рентабельности руководство компании планирует перевод порядка 180 точек Мособлфармации в наиболее прибыльный дискаунт -- формат -- аптеки «Норма». Помимо этого, А5 планирует выйти в качественно новый для себя ценовой сегмент и развивать аптеки премиум-класса. Насколько идея окажется удачной и смогут ли новые аптеки премиум-формата «Зеленая A5» составить конкуренцию основной и пока единственной аптечной сети, развивающей аптеки Luxury сегмента AVE Group, покажет время.
Наиболее обсуждаемой сделкой прошедшего года стало объединение убыточной сети «Аптеки 36,6» и стремительно набирающей обороты московской сети A.V.E. Несмотря на то, что на данный момент A.V.E Group находится в достаточно непростых условиях, связанных с путаницей в подаче информации о контролирующих акционерах и, как следствие, отказом ФАС в покупке сети «36,6», компания показала значительный прирост продаж (+40%) относительно прошлого года. Основной задачей сети в этом году будет завершение всех интеграционных процессов, а также разрешение трудностей, связанных с управлением столь непростым активом, как «Аптеки 36,6». Уже сейчас компания закрыла более 50 нерентабельных точек, определив для себя 3 наиболее приоритетных для дальнейшего развития региона -- Центральный, Северо-Западный и Центрально-Черноземный.
В целом наибольший рост среди аптечных сетей традиционно демонстрируют региональные игроки, такие как самарские «Вита» (+40%), «Имплозия» (+25%), а также ижевский «Фармаимпекс» (+15%). По сравнению с прошлым годом, «Фармаимпекс» открыл 140 новых точек, продолжая планомерное развитие в Приволжском ФО, а также увеличивая долю присутствия в Центральном регионе, в т. ч. выйдя с 5 аптеками в новую для себя Белгородскую область.
Подводя итоги, нужно отметить, что основные M&A сделки происходят в наиболее высококонцентрированных регионах: Москве (A.V.E/«36,6») и С.-Петербурге («Доктор Столетов»/«Озерки», «Радуга»/«Первая помощь»). В целом сети придерживаются общего тренда органического прироста. В непростых условиях общего снижения рынка продаж ЛС, а также непрозрачной ситуации с налоговыми выплатами, многие игроки пока отказались от сделок по слиянию и поглощению. На сегодняшний день в приоритете не бездумное количественное наращивание аптечных точек, а качество и положительная прибыль каждой вновь открываемой точки.