Top.Mail.Ru

Сила трех! Белорусские лекарства в России и Украине

 16154

Сила трех! Белорусские лекарства в России и Украине
Россия, Украина и Беларусь имеют общие славянские корни, схожий менталитет, их связывают не только культурная и историческая общность, но и развитые торгово-экономические отношения, в частности в сфере лекарственного обеспечения. Эффективное взаимодействие стран — сила трех. Сегодня в памяти всплывают лишь призраки былого единства постсоветских государств. Однако не все связи утрачены, а на современном этапе налажены и новые. В данной публикации мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с текущей ситуацией в сфере реализации лекарственных средств (ЛС) белорусского производства на российском и украинском фармрынках. Показатели, характеризующие развитие рынков, приведены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период — январь–сентябрь 2010 г., базис для сравнения — январь–сентябрь 2008–2009 гг.

Россия


Анализ российского фармрынка основан на данных о розничном, госпитальном сегментах и ОНЛС (перечень обязательных и необходимых ЛС, которые обеспечиваются за счет государства). Источником информации о реализации и импорте ЛС в Россию послужили материалы исследовательской компании IMS Health, а также данные о регистрации «Клифар-Госреестр», предоставленные российской группой компаний «Ремедиум».

Белорусские лекарства в России

Общий объем российского рынка ЛС (розничный + госпитальный сегменты + ОНЛС) по итогам января–сентября 2010 г. составил 13,6 млрд. долл., или 3,9 млрд. упаковок, превысив показатель аналогичного периода предыдущего года на 27,4 и 20,4% соответственно (табл. 1; рис. 1, 2). В общей структуре потребления ЛС в РФ доля белорусских препаратов довольно мала и составляет 0,3% в денежном и 1,4% в натуральном выражении, что, однако, выше аналогичного показателя по Украине.

Объем реализации ЛС белорусского производства на российском рынке по итогам января–сентября 2010 г. составил 45,7 млн. долл., или 53,7 млн. упаковок, что, соответственно, на 38,6 и 23,1% больше показателей аналогичного периода 2009 г.

Темпы роста объема реализации продукции белорусского производства в денежном выражении почти в 2 раза превышают таковые для российского рынка в целом, при этом в натуральном выражении их  динамика совпадает.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарств белорусского производства не превышала 0,85 долл. (это более чем в 4 раза ниже средней стоимости упаковки в РФ в целом), однако она имеет тенденцию к повышению (рис. 3). Низкая средняя стоимость белорусских ЛС подтверждается ценовой структурой продаж. Так, основной объем продаж в натуральном и денежном выражении (>95 и >77% соответственно) приходится на дешевые ЛС (<2 долл.; рис. 4). Доля препаратов стоимостью >10 долл. за упаковку по итогам января–сентября 2010 г. составила <10% в стоимостном и 0,4% в натуральном выражении. Основной объем реализации ЛС белорусского производства приходится на аптечный сегмент, доля которого составляет 84,6% в денежном и 92,0% в натуральном выражении. Остальная часть реализуется через лечебно-профилактические учреждения (рис. 5). Важно отметить, что ряд препаратов обеспечивается за счет ОНЛС (около 20 ЛС).

В структуре продаж ЛС белорусского производства на российском фармрынке доминируют безрецептурные  препараты как в денежном, так и в натуральном выражении, однако в 2009 г. ситуация была противоположной (рис. 6).

Рейтинг АТС-групп 2-го уровня препаратов белорусских производителей на российском фармрынке претерпевал изменения только в рамках Топ-10. При этом неизменным лидером остается группа препаратов N02 [Анальгетики] (табл. 2). Отмечен значительный прирост продаж препаратов групп А1 [Витамины] и N06 [Психоаналептики]. Доля Топ-10 АТС-групп 2-го уровня составила 85,7% объема продаж белорусских ЛС в РФ в денежном и 75,7% в натуральном выражении. На российском фармрынке по итогам января–сентября 2010 г. насчитывалось около 130 торговых наименований ЛС белорусского производства.

Среди брэндов белорусского производства на российском фармрынке по объему продаж в денежном выражении лидирует препарат Пиралгин производства компании «Белмедпрепараты», который не менял своих позиций на протяжении рассматриваемых периодов (табл. 3). В Топ-3 также вошли препараты Сульфацил-натрий и Валерианы экстракт. Максимальные темпы прироста продемонстрировали лекарственные средства Аевит и Линкомицин, которые в 2009 г. еще не входили в десятку ведущих брэндов, а теперь занимают 6-ю и 8-ю позиции соответственно. Совокупная доля ведущей десятки брэндов в общем объеме продаж белорусских ЛС на фармрынке РФ составляет 67,4% в денежном и 45,2% в натуральном выражении. На российском фармрынке представлено всего 6 белорусских производителей, безусловным лидером среди которых является компания «Белмедпрепараты», стабильно удерживающая свои позиции на протяжении рассматриваемых периодов. 2-е место заняла компания «Борисовский завод медпрепаратов» (табл. 4). Благодаря высоким темпам роста продаж (+73,8% в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.) компания «Минскинтеркапс» переместилась с 4-й позиции на 3-ю, а компания «Фармтехнология» - с 5-й позиции на 4-ю.

Украина

При анализе украинского фармрынка были учтены розничный и госпитальный сегменты. Сведения о реализации ЛС на украинском фармрынке основываются на данных аналитической системы исследования рынка PharmXplorer/«Фармстандарт» компании Proxima Research. Сведения относительно импорта ЛС в Украину были предоставлены Государственным информационно-аналитическим центром мониторинга внешних товарных рынков «Госвнешинформ» и информационно-аналитическим агентством «Союзинформ».

Белорусские лекарства в Украине

По итогам января–сентября 2010 г. общий объем украинского рынка ЛС (розничный + госпитальный сегменты) составил 2 млрд. долл., или 979 млн. упаковок, что выше показателя аналогичного периода предыдущего года на 12 и 7% соответственно (табл. 5; рис. 7, 8). Удельный вес лекарственных средств белорусского производства в этом объеме в исследуемый период составил 0,4% в денежном и 0,4% в натуральном выражении.

По итогам января–сентября 2010 г. на украинском рынке было реализовано 3,9 млн. упаковок ЛС белорусского производства на сумму 7,6 млн. долл.

Темпы прироста объема реализации продукции белорусского производства почти в 4 раза превышают таковые для украинского рынка в целом.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС белорусского производства растет опережающими темпами на фоне украинского рынка в целом (рис. 9). Так, по итогам января–сентября 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку Украины по сравнению с январем–сентябрем 2009 г. увеличилась на 5% - до 2,1 долл., а для препаратов белорусского производства — на 21% - до 1,9 долл. Как известно, рост средневзвешенной стоимости может быть обусловлен как удорожанием ЛС, так и смещением ценовой структуры рынка в пользу более дорогостоящих препаратов.

В исследуемый период на украинском рынке в структуре продаж белорусских ЛС было отмечено уменьшение удельного веса препаратов низкоценовой ниши (до 5 долл.) на фоне усиления присутствия препаратов средне- и высокоценовой ниш (рис. 10). На украинском рынке ЛС доминирует розничный сегмент, доля которого составляет 86% в денежном и 88% в натуральном выражении, госпитальный сегмент аккумулирует 14 и 12% соответственно. Структура реализации препаратов белорусского производства схожа с таковой в целом по рынку. Так, 87% ЛС белорусского производства в денежном и 97% в натуральном выражении реализуется через розничный сегмент, на долю госпитального в этом объеме приходится 13 и 3% (рис. 11). Следует отметить, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте по сравнению с январем–сентябрем 2009 г. возросла вдвое — с 4,3 до 8,7 долл., в розничном сегменте рост этого показателя был существенно меньше — с 1,5 до 1,7 долл. Что касается рецептурного статуса, то в общем объеме реализации ЛС белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении основную долю аккумулируют рецептурные препараты (84,4%), а в натуральных величинах отмечается противоположная ситуация — со значительным перевесом превалируют менее дорогостоящие безрецептурные ЛС (86,8%) (рис. 12).

Фармакотерапевтическая структура продаж ЛС белорусского производства на украинском рынке в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня подвижна и изменчива. При этом, однако, неизменным лидером в 2008–2010 гг. по объему реализации белорусских ЛС в Украине в денежном выражении выступают препараты группы M01 [Противовоспалительные и противоревматические средства] (табл. 6). Благодаря опережающим темпам прироста объема реализации в 2008–2010 гг. значительно улучшили свои позиции в данном рейтинге группы N05 [Психолептические средства] и A05 [Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей]. В общем объеме продаж  белорусских лекарственных средств в Украине доля Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня составила 98% в денежном и 86% в натуральном выражении. Всего на украинском рынке по итогам января–сентября 2010 г. было представлено 45 брэндов ЛС белорусского производства. По итогам января–сентября 2010 г. рейтинг белорусских брэндов по объему продаж на украинском рынке в денежном выражении возглавил препарат мукосат (табл. 7). Топ-3 также сформировали препараты Гепарин и Церегин. Значительный прорыв осуществил Цефтриаксон, который переместился с 20-й на 6-ю позицию.

Первая десятка брэндов в анализируемый период 2010 г. аккумулировала 96% общего объема украинского рынка ЛС белорусского производства в денежном и натуральном выражении. В январе–сентябре 2010 г. на украинском рынке была представлена продукция 7 белорусских производителей. По объему продаж в денежном выражении лидировала компания «Белмедпрепараты» (табл. 8). На 2-м и 3-м местах данного рейтинга расположились, соответственно, «Борисовский ЗМП» и «Минскинтеркапс». Топ-3 компаний этого рейтинга аккумулировала 99% объема продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении.

Выводы


На украинском и российском фармрынках доля ЛС белорусского производства в денежном выражении незначительна — 0,4 и 0,3% соответственно. При этом в обеих странах отмечается опережающая динамика объема продаж белорусской продукции относительно (темпов роста)  их фармрынков в целом. В отличие от  лекарств, импортируемых из других зарубежных стран, белорусская продукция характеризуется невысокой средневзвешенной стоимостью, хотя в последние годы наблюдается ее перманентный рост, опережающий темпы прироста этого показателя на фармрынках Украины и России в целом. Причем в России средневзвешенная стоимость белорусских лекарств повышается в текущем году медленней, чем в Украине, что обусловлено особенностями изменения ценовой структуры фармрынков этих стран. В частности, в Украине отмечают смещение структуры потребления белорусской продукции в сторону более дорогостоящих препаратов, в то время как в России ценовая структура рынка белорусских лекарств остается стабильной. Львиная доля препаратов белорусского производства в Украине и России реализуется через аптечный сегмент. Фармакотерапевтическая структура продаж белорусских лекарств в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня в Украине и России кардинально отличается. Состав Топ-10 белорусских брэндов по объему продаж в денежном выражении на этих рынках также различен, лишь 2 препарата входят в первую десятку в обеих странах — Валерианы экстракт и Гепарин.

Количество белорусских производителей, продукция которых представлена на украинском и российском фармрынках, невелико — 7 и 6, соответственно, по итогам января–сентября текущего года. Топ-4 компаний лидеров по объему продаж в денежном выражении в Украине и России идентичны.



Фармацевтический рынок