Top.Mail.Ru

Сила трех-2! Украинские лекарства в России и Беларуси

 16909

Сила трех-2! Украинские лекарства в России и Беларуси
В данной публикации мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с ситуацией в сфере реализации лекарственных средств (ЛС) украинского производства на российском и белорусском фармрынках. Показатели, характеризующие развитие рынков, приведены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период — январь–сентябрь 2010 г., базис для сравнения — январь–сентябрь 2008–2009 гг.

Россия 

Анализ российского фармрынка основан на данных розничного, госпитального сегментов и ОНЛС (перечень обязательных и необходимых ЛС, которые обеспечиваются за счет государства). Источником информации о реализации ЛС в России послужили материалы исследовательской компании IMS Health, данные о регистрации ЛС представлены «Клифар-Госреестр». 

Украинские лекарства в России

Общий объем российского рынка ЛС (розничный + госпитальный сегменты + ОНЛС) по итогам января–сентября 2010 г. составил 13,6 млрд. долл., или 3,9 млрд. упаковок, что превышает показатели аналогичного периода предыдущего года на 27,4 и 20,4% соответственно (табл. 1; рис. 1, 2). В общей структуре потребления ЛС в РФ доля украинских препаратов довольно мала и составляет всего 0,2% в натуральном выражении, оставаясь неизменной на протяжении рассматриваемых лет. В долларовом эквиваленте она сократилась до 0,7%, что говорит о снижении средней стоимости упаковки украинских препаратов на российском рынке.

Объем реализации ЛС украинского производства на российском рынке по итогам января–сентября 2010 г. составил 30,7 млн. долл., или 28,7 млн. упаковок. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в денежном выражении составил 37,9%, в натуральном - 9,4%. Темпы роста объема реализации продукции украинского производства в денежном выражении значительно превышают таковые для российского рынка в целом, при этом в натуральном выражении динамика носит обратный характер.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарств украинского производства составила всего 1,1 долл. по итогам января-сентября 2010 г. (это более чем в 3 раза ниже средней стоимости упаковки в РФ в целом), однако она имеет тенденцию к повышению: относительно 2009 г. этот показатель вырос на 26,1% (рис. 3).

Низкая средняя стоимость украинских ЛС подтверждается ценовой структурой продаж. Так, основной объем продаж в натуральном и денежном выражении (>90 и >70% соответственно) приходится на дешевые ЛС (<2 долл.; рис. 4). Доля препаратов стоимостью >10 долл. за упаковку по итогам января–сентября 2010 г. составила <2% в стоимостном и 0,02% в натуральном выражении. Основной объем реализации ЛС украинского производства в РФ приходится на аптечный сегмент: 93,7% в денежном и 94,9% в натуральном выражении. Остальная часть реализуется через лечебно-профилактические учреждения (рис. 5). Важно отметить, что около 20 украинских препаратов входят в Перечень ОНЛС.
В структуре продаж ЛС украинского производства на российском фармрынке доминируют безрецептурные  препараты - как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 6).

Рейтинг АТС-групп 2-го уровня препаратов украинских производителей на российском фармрынке претерпел значительные изменения. По итогам января-сентября 2010 г. лидером продаж в денежном выражении стала группа N05 [Психотропные препараты] (занимавшая в 2008-2009 гг. 5-е и 4-е места), а лидер предыдущих лет группа A12 [Минеральные добавки] переместилась на 3 позицию (табл. 2). Топ-10 АТС-групп пополнилась такими новыми представителями, как R01 [Назальные препараты], D06 [Антибактериальные препараты и противомикробные препараты для лечения заболеваний кожи], R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] и A05 [Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей]. Доля Топ-10 АТС-групп 2-го уровня в общем объеме продаж украинских ЛС в РФ составила 76,2% в денежном и 69,0% в натуральном выражении. 

По итогам января–сентября 2010 г. на российском фармрынке насчитывалось около 135 торговых наименований ЛС украинского производства.

Среди брэндов украинского производства на российском фармрынке по объему продаж в денежном выражении лидирует препарат Корвалол производства компании «Фарма Старт», потеснивший препарат Диазолин (табл. 3). Третью позицию (без изменений относительно предыдущего года) занимает препарат Уролесан. Пополнили десятку ведущих препаратов такие торговые наименования, как Нокспрей, Хлорофиллипт, Мукалтин. Совокупная доля Топ-10 в общем объеме продаж украинских ЛС на фармрынке РФ составляет 69% в денежном и 63,6% в натуральном выражении. 

В России представлено 25 украинских производителей, лидером среди которых является компания «Фармак», переместившаяся с 3-й позиции (2008 г.) благодаря высоким темпам роста продаж. 2-е место заняла компания «Фарма Старт», переместившаяся с 8-й позиции благодаря росту продаж почти в 3 раза (табл. 4). По итогам января-сентября 2010 г. в десятку лидеров вошли такие компании, как «Сперко», «Технолог», «Микрофарм». Суммарная доля ведущих украинских производителей на российском фармрынке составила 92,5% в денежном и 91,4% в натуральном выражении.

Беларусь

Анализ белорусского фармрынка основан на данных розничного и госпитального сегментов. Сведения о реализации лекарственных средств (ЛС) на белорусском фармрынке получены от  информационно-аналитического агентства «Инфофарм». 
Украинские лекарства в Беларуси

По итогам января–сентября 2010 г. общий объем фармацевтического рынка лекарственных средств Беларуси (розничный + госпитальный сегменты) составил 450,2 млн. долл., или 294,5 млн. упаковок, что выше показателей предыдущего года на 18,1 и 2,3% соответственно. По темпам роста белорусский фармрынок отстает от фармрынка России (табл. 5; рис. 7, 8). Удельный вес ЛС украинского производства в общем объеме составил 4,4% в денежном и 11,4% в натуральном выражении. По итогам января–сентября 2010 г. на белорусском рынке было реализовано 33,5 млн. упаковок ЛС украинского производства на сумму 19,8 млн. долл. В натуральном выражении темпы роста объема реализации украинской продукции в 2 раза превышали, а в денежном, напротив, несколько отставали от темпов роста белорусского рынка в целом.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарств украинского производства на белорусском рынке по итогам января-сентября 2010 г. составила всего 0,6 долл. (это более чем в 3 раза ниже средней стоимости упаковки ЛС в Беларуси в целом), при этом относительно 2009 г. она выросла на 10,8% (рис. 9). 

В структуре продаж ЛС украинского производства на белорусском фармрынке и в натуральном, и в денежном выражении преобладают дешевые препараты (<2 долл.) - более 95 и 62,4% соответственно (рис. 10) Доля дорогих (>10 долл.) ЛС не превышает 10%.

Структура продаж в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня весьма стабильна (табл. 6). Первые 3 позиции оставались без изменений на протяжении всех рассматриваемых лет. По итогам января–сентября 2010 г., благодаря высоким темпам объема продаж, десятку ведущих АТС-групп пополнили препараты таких групп, как J05 [Противовирусные препараты для системного применения] и C05 [Ангиопротекторы].

В исследуемый период в общем объеме продаж ЛС украинского производства в Беларуси доля Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня составила 54,2% в денежном и 63,6% в натуральном выражении. 

Всего на белорусском рынке по итогам января–сентября 2010 г. было представлено 435 брэндов украинского производства. Рейтинг по объему продаж на белорусском рынке в денежном выражении возглавил препарат Соннат (табл. 7), переместившийся с 3-й позиции (2008 г.) Топ-3 также сформировали препараты Тиотриазолин и Корвалол. Пополнили рейтинг ведущих брэндов такие препараты, как L-Лизина эсцинат, Панкреазим, Метопролол, Аспаркам, Дифлюзол. 

По итогам января–сентября 2010 г. суммарная доля первой десятки украинских брэндов в общем объеме белорусского рынка ЛС украинского производства составила 27,1% в денежном и 31,0% в натуральном выражении. 
В январе–сентябре 2010 г. в Беларуси была представлена продукция более 30 украинских фармпроизводителей. По объему продаж ЛС украинского производства в денежном выражении безусловным лидером на протяжении 2008-2010 гг. остается компания «Киевмедпрепарат» (табл. 8). На 2-м и 3-м местах рейтинга расположились соответственно «Галичфарм» и «Фармак». Пополнили рейтинг ведущих производителей такие компании, как «Здоровье», «Лектравы» и «Борщаговский ХФЗ». Суммарная доля 10 ведущих украинских производителей в общем объеме белорусского фармрынка по итогам января-сентября 2010 г. составила 75,2% в денежном и 85,2% в натуральном выражении.

Выводы

На российском и белорусском фармрынках доля ЛС украинского производства в денежном выражении отличается в разы — 0,7% в РФ и 11,4% в Беларуси. При этом в России темпы роста продаж препаратов украинских производителей опережают динамику фармрынка в целом. В Беларуси темпы роста продаж украинских ЛС в денежном выражении несколько отстают, а в натуральном, напротив, превышают данные показатели в целом по рынку. 

ЛС украинских производителей отличаются невысокой средневзвешенной стоимостью, хотя в последние годы наблюдается ее перманентный рост, опережающий  темпы прироста этого показателя в России и Беларуси в целом. Причем в России средневзвешенная стоимость украинских лекарств в несколько раз выше, чем в Беларуси.
Фармакотерапевтическая структура продаж украинских лекарств в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня в России и Беларуси кардинально отличается. Состав Топ-10 украинских брэндов по объему продаж в денежном выражении на этих рынках также различен, лишь 2 препарата входят в первую десятку в обеих странах — Корвалол и Аспаркам.

Количество украинских фармпроизводителей, представленных на российском и белорусском рынках, также отличается — 25 против 31соответственно (по итогам января–сентября 2010 г.), равно как и десятка ведущих компаний: только 4 из 10 входят в рейтинги обеих стран.

Рисунки и таблицы - в приложении
Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок