
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж препаратов для лечения заболеваний глаз в I полугодии 2010 г. составил 4,2 млрд. руб. в оптовых ценах, или 59 млн. упаковок. По сравнению с I полугодием 2009 г. объем продаж увеличился на 34,8% в натуральном и на 32,1% в денежном выражении. Средняя цена за упаковку составила 70,4 руб., снизившись на 2,0% по сравнению с прошлым годом (при этом за 2 года рост цены составил +32,5%) (рис. 1).
На отечественном фармрынке представлено порядка 140 торговых наименований средств для лечения заболеваний глаз, которые производят около 80 компаний.
Рассматриваемый рынок препаратов включает 11 АТС-групп 3-го уровня (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в денежном эквиваленте приходится на препараты группы S01X [Прочие препараты для лечения заболеваний глаз], при этом в натуральном выражении более 1/3 объема продаж обеспечивает группа S01A [Противомикробные препараты], доля которой, однако, сократилась за 2 года на -6,1 п.п. в основном за счет роста группы S01F [Мидриатики].
Реализация препаратов рассматриваемого сегмента осуществляется преимущественно через аптеки (более 90% продаж), 5,0% продаж приходится на больничный сектор, на ОНЛС –3,2%.
Подавляющая часть этих ЛС (75%) реализуется по рецепту врача. На безрецептурные препараты приходится 25%.
Российский рынок препаратов для лечения заболеваний глаз – это рынок дженериков, доля которых составляет более 60%, из них только 20% приходится на брэндированные дженерики. Оригинальные препараты занимают около 30% сегмента в стоимостном выражении, однако их доля в упаковках составляет всего 14% (рис. 3).
Топ-10 производителей препаратов для лечения заболеваний глаз представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1), лидером среди которых является Alcon-Couvreur. Однако доля этой компании в денежном выражении сократилась за 2 года на -1,7 п.п. в основном за счет снижения продаж препарата Квинакс (-1,0 п.п.). Важно отметить компанию Polfa, занимающую 3 позицию в рейтинге, доля которой увеличилась за 2 года на +7,9 п.п. во многом благодаря препарату Тропикамид (8,1 п.п.).
В течение рассматриваемого периода наблюдалось значительное снижение доли компаний Santen Pharmaceutical(-3,2 п.п.) и Johnson & Johnson (-2,5 п.п.) за счет сокращения доли препаратов Офтан Катахром и Визин соответственно.
Важно отметить, что в числе ведущих производителей - отечественные компании «Славянская Аптека» и «Московский эндокринный завод», которые являются лидерами в рассматриваемом в сегменте по объемам продаж в натуральном выражении.
Суммарная доля десятки лидеров по итогам I полугодия 2010 г. составила 57,5% в натуральном и 74,1% в стоимостном выражении.
Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении остается препарат Квинакс, несмотря на снижение его доли на -1,0 п.п. за 2 года. Важно отметить рост доли препаратов Тропикамид и Ксалатан (+8,1 п.п. и +1,1 п.п., соответственно, за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировали препараты Визин (-2,5 п.п.) и Офтан Катахром (-2,2 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на +2,0 п.п. и составила 51,9%, доля в упаковках увеличилась всего на +2,9 п.п., достигнув 54,8% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента.
Основная доля продаж ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 4), прежде всего в Бельгии. Важно, однако, подчеркнуть, что в натуральном выражении около половины объемов реализации (44,2%) приходится на препараты российского происхождения, в то время как в денежном выражении их доля составляет всего 15,2%.
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5).
В I полугодии 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.»), которая, однако, сократилась по сравнению с I полугодием 2009 г. в пользу более дорогих препаратов «от 300 до 500 руб.» (+5,7 п.п.). Доля высокоценового сегмента «от 500» руб. за упаковку, наоборот, сократилась на -3,5 п.п. При этом в натуральном выражении основная доля продаж (более 50%) приходилась на дешевые препараты - «менее 50» руб. за упаковку.
Таким образом, характерными чертами отечественного рынка препаратов для лечения заболеваний глаз являются:
- Высокий темп роста в натуральном и денежном выражении (+34,8% и +32,1%, соотвественно, в I полугодии 2010 г. по сравнению с I полугодием 2009 г.).
- Рынок препаратов для лечения заболеваний глаз – рынок лекарственных средств генерического происхождения.
- Реализация происходит в основном через аптечный сегмент.
- Отпуск ЛС данного сегмента осуществляется в основном по рецепту врача.
- Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами.
- Основной объем продаж в денежном выражении приходится на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.» за упаковку).
[1] Исследование включало препараты АТС-группы S01 [Препараты для лечения заболеваний глаз]
Рисунки см. в приложении