Top.Mail.Ru

Рынок нестероидных противовоспалительных препаратов

 17881

Рынок нестероидных противовоспалительных препаратов
В данном обзоре представлен анализ рынка нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) [1]. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ОНЛС и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.

Согласно данным IMS Health, общий объем продаж анализируемого сегмента в 2009 г. составил 11,5 млрд. руб. в оптовых ценах, что на 18,6% превышало показатель 2008 г. В натуральном выражении объем реализации достиг 128,8 млн. упаковок (+1,3% относительно 2008 г.). Таким образом, драйвером роста рынка стал рост средней цены за упаковку, которая составила 89,9 руб. в 2009 г. (+17% по сравнению с 2008 г.), что отчасти было связано с переходом потребителей на более дорогие лекарственные препараты данной группы (рис. 1).

На отечественном фармрынке НПВП представлено более 210 торговых наименований данной группы, которые производят около 200 компаний.

Рассматриваемый рынок НПВП относится к группе М [Рынок препаратов для лечения заболеваний костно-мышечной системы] и занимает более 50% его объема как в натуральном, так и в стоимостном выражении (рис. 2).

Реализация препаратов данной группы осуществляется преимущественно через аптеки (около 90% продаж).
Подавляющая часть препаратов (около 80%) рассматриваемого сегмента отпускается по рецепту врача. На ОТС-препараты приходится чуть более 20%.

Российский рынок НПВП – это рынок препаратов генерического происхождения, оригинальные препараты занимают всего1/4 сегмента (рис. 3).

Десятка лидеров продаж НПВП представлена исключительно зарубежными производителями (табл. 1). Первое место в рейтинге принадлежит компании Dr. Reddy’s Laboratories, доля которой в денежном выражении выросла за 2 года на 3,9 п.п. в основном благодаря продажам препаратов Найз и Кеторол. В течение рассматриваемого периода был отмечен также рост доли компаний Rekitt Benckiser (за счет препарата Нурофен) и Berlin Chemie/Menarini Group (препараты Нимесил и МИГ 400). Значительное снижение доли было зафиксировано у компании Novartis (-1,3.п.п. в результате падения продаж препарата Кетонал) и Ranbaxy Laboratories (-2,2 п.п. за счет сокращения реализации препарата Кетанов).

Суммарная доля десятки лидеров по итогам 2009 г. составила 80,4% в стоимостном и 72,4% в натуральном выражении.

Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении является препарат Мовалис, доля которого, однако, снизилась на 0,2 п.п. за 2 года. Важно отметить рост доли препаратов Найз и Кеторол (+2,5 п.п. и +1,1 п.п., соответственно, за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировали препараты Кетанов (-2,1 п.п.) и Кетонал (-1,1 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 0,5 п.п. и составила 64,1%, доля в упаковках, наоборот, сократилась на 0,5 п.п. и составила 60,1% сегмента.

Почти половина продаж ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 4), прежде всего, в Германии. Однако важно отметить, что в натуральном выражении основной объем реализации приходится на препараты стран Азии, в частности Индии. Российские препараты обеспечивают всего 18,2% продаж в натуральном и 12,5% в стоимостном выражении (рис. 4). Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5).

В денежном выражении основная доля продаж в 2009 г. приходилась на препараты среднеценового сегмента (от 100 до 300 руб.), которая, однако, сократилась за 2 года в пользу более дорогих препаратов - от 300 до 500 руб. (+17 п.п.). Доля высокоценового сегмента (от 500» руб. за упаковку) сократилась до 8%.

Рынок НПВП представлен преимущественно твердыми лекарственными формами (67,5% в денежном выражении), доля которых выросла за 2 года на 2,0 п.п. На протяжении рассматриваемого периода несколько увеличилась доля инъекционных лекарственных форм (23,5% в денежном выражении) за счет сокращения доли местно-действующих препаратов.

Таким образом, характерными чертами отечественного рынка НПВП являются:
- Высокий темп роста в денежном выражении (+18,6% в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом) при почти неизменной динамике в натуральном эквиваленте.
- Рынок НПВП – рынок генерических препаратов.
- Реализация происходит в основном через аптеки.
- Отпуск ЛС данного сегмента осуществляется в основном по рецепту врача.
- Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными препаратами.
- Основной объем продаж приходится на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.» за упаковку).

[1] Исследование включало препараты АТС-группы 3-го уровня M01A [Нестероидные противовоспалительные препараты].

Рисунки и табл. см. в приложении
Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок