
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж иммуностимуляторов по итогам 9 месяцев 2010 г. составил 14,0 млрд. руб. в оптовых ценах, увеличившись на +12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В натуральном выражении объем реализации составил 25,2 млн. упаковок (+15,3% относительно 2009 г.). Средняя цена за упаковку составила более 550 рублей (рис. 1). На отечественном фармрынке иммуностимуляторов представлено около 100 торговых наименований, которые производят около 80 компаний.
Рассматриваемый рынок препаратов включает 8 фармацевтических групп (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в натуральном и денежном эквиваленте приходится на препараты группы МИБП-цитокины. Второе место занимают иммуномодулирующие средства.
Российский рынок иммуностимуляторов – это рынок дженериков, доля которых составляет около 80%. Оригинальные препараты занимают чуть более 20% сегмента в стоимостном выражении, доля в упаковках составляет всего 1,3% (рис. 3).
Подавляющая часть этих ЛС (более 60% в упаковках) реализуется по рецепту врача через аптечные учреждения. В денежном выражении наибольшая доля приходится на ОНЛС в виду высокой стоимости препаратов.
Десятка лидирующих производителей группы иммуностимуляторов представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1), среди которых есть и отечественные производители.
С заметным отрывом от остальных лидирует компания Teva (в денежном выражении). Выросла доля компаний Ares Serono Group (за счет роста доли препарата Ребиф) и Novartis (вкл. Sandoz-Lek) (за счет препарата Экставиа) (+2,9 п.п. и +5,3 п.п., соответственно, по сравнению с прошлым годом).
Лидером в натуральном выражении является отечественная компания ООО «Ферон», увеличившая долевое присутствие на +2,8 п.п. (за счет препарата Ронбетал). Также важно отметить присутствие в десятке лидеров таких компаний, как ЗАО «Биокад» и ООО «Полисан».
Суммарная доля десятки лидеров сократилась по итогам 9 месяцев 2010 г. и составила 50,2% в натуральном и 77,9% в стоимостном выражении.
Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2010 г. стал препарат Копаксон-Тева (Teva), доля которого осталась почти без изменений. В натуральном выражении лидером является Виферон («Ферон»), показавший наибольший прирост (+2,9 п.п.) по сравнению с прошлым годом.
Важно отметить рост доли препаратов Экставиа и Ронбетал (+5,8 п.п. и +4,5 п.п., соответственно, по сравнению с прошлым годом). Наибольшее падение продемонстрировал Бетаферон (-16,2 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении сократилась на -1,4 п.п., составив 66,2%, доля в упаковках, наоборот, увеличилась на +3,5 п.п., достигнув 33,3% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой фармацевтической группе рассматриваемого сегмента.
Основная доля продаж изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 3), преимущественно в Швейцарии и Германии. Важно, однако, подчеркнуть, что в натуральном выражении около 80% приходится на препараты российского происхождения, в то время как в денежном выражении их доля составляет только 35,1%.
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4). По итогам 9 месяцев 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты высокоценового сегмента («>500 руб.»). В натуральном выражении львиная доля продаж (более 60%) приходилась на препараты среднеценового сегмента - «от 100 до 300» руб. за упаковку, которая выросла на +4,2 п.п. по сравнению с прошлым годом.
Таким образом, характерными чертами отечественного рынка иммуностимуляторов являются:
- Положительный рост продаж в натуральном и денежном выражении (+15,3% и +12,4%, соотвественно, по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.).
- Реализация происходит в основном через аптечный сегмент.
- Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами.
- Основной объем продаж сегмента иммуностимуляторов в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента («> 500 руб.» за упаковку).
[1] Исследование включало препараты АТС группы L03 [Иммуностимуляторы].