
За прошедшие 20 лет на всех российских фармацевтических предприятиях появилось структурное подразделение по регистрации ЛС. При этом большинство российских компаний пока еще не используют опыт своих зарубежных коллег и достаточно узко рассматривают роль этого подразделения, не привлекая его к процессам планирования бизнеса, разработки продукта и технологии, развития производственной площадки, что впоследствии оборачивается значительными убытками, отказами в регистрации, отзывами продукции с рынка, штрафами и другими санкциями.
Следует отметить, что регистрация является лишь одним из механизмов государственного регулирования и одним из этапов полностью регламентируемого государством жизненного цикла ЛС. Поэтому функции такого подразделения, на наш взгляд, должны трактоваться шире, а его задача должна состоять в обеспечении соответствия деятельности фармацевтического предприятия государственным требованиям в области обращения ЛС. В зарубежных компаниях эти функции выполняют «подразделения по регуляторным вопросам (regulatory affairs)», которые часто работают в тесном контакте или внутри глобальной системы по обеспечению соответствия деятельности организации обязательным нормам (compliance-подразделения).
Для рассмотрения функций таких структурных подразделений и выделения наиболее эффективных инструментов для их выполнения необходимо четко определить область обязательных для предприятия правовых и других норм.
В первую очередь фармацевтическое предприятие должно обеспечить постоянное соблюдение всех требований государства, касающихся эффективности, безопасности и качества ЛС. Международное общество специалистов по регуляторным вопросам RAPS подчеркивает, что специалисты по регулированию играют ключевую роль на всех этапах жизненного цикла продукта, в определенной степени они также вовлечены в принятие управленческих решений по коммерческой и организационной деятельности компании [13]. На рисунке 1 приведена диаграмма, показывающая степень участия подразделения по регуляторным вопросам в деятельности компании и жизненном цикле продукта.
Наряду с требованиями государства, организация может также принять на себя выполнение требований саморегулируемой организации (например, при вступлении в профессиональную ассоциацию AIPM), а также установить дополнительные внутренние локальные нормы. Понятие «compliance» шире понятия «regulatory affairs», т. к., по сути, означает законопослушное и этическое ведение бизнеса, а основная функция compliance-подразделения – разработка и введение в действие различных документов, содержащих правила поведения сотрудников в той или иной ситуации, регулирующих различные процессы (политики, процедуры и т. п.) и организацию контроля, т. е. прежде всего локальное нормотворчество [8].
Исходя из вышеизложенного, основными профессиональными функциями подразделения по регуляторным вопросам/обеспечению соответствия деятельности организации обязательным нормам являются:
- обеспечение стратегического регуляторного управления организацией в отношении разработки, производства и регистрации ЛС;
- выстраивание и поддерживание эффективных связей с регуляторными органами («регуляторная» репутация компании);
- разработка и поддерживание в актуальном состоянии документации о продукте, включая сопровождающие печатные материалы (этикетки, инструкции по медицинскому применению, рекламные материалы);
- обеспечение регуляторной информированности компании -- от регуляторной среды и ее изменений до принципов совместных промышленных проектов и разработки предложений по регуляторной практике совместно с регуляторными агентствами;
- обеспечение соответствия публикуемой информации о продукте и материалов, используемых при продвижении/рекламе, регуляторным требованиям.
Также это подразделение может выполнять функции по фармаконадзору.
Для выполнения основных функций в составе подразделения по регуляторным вопросам создаются, как правило, следующие структурные (функциональные) группы (отделы):
- группа по разработке продукта, состоящая из регуляторных технических экспертов, которые формируют стратегические планы по разработке, производству, регистрации и нахождению продукта на рынке, проводят экспертизу получаемых данных и обеспечивают контакт с регуляторным органом;
- группа по обеспечению соответствия требованиям к производству и качеству продукта, деятельность которой направлена на разработку производственного процесса, развитие производственной площадки и подготовку площадок к GХP-инспекциям;
- группа по мониторингу правовой информации и регуляторной информированности, обеспечивающая информированность компании о действующей правовой системе в странах, где предполагается реализовывать продукт, существующих регуляторных трендах, имеющихся регуляторных прецедентах и т. д., чтобы обеспечить эффективное (т. е. с наименьшими затратами) достижение требуемых целей;
- группа по соответствию действующим требованиям материалов, используемых компанией для продвижения/рекламы продукта;
- группа по подаче регистрационных досье и изменений к ним, обеспечивающая сбор, оформление и представление в регуляторный орган (регуляторные органы) регистрационных досье и изменений к ним; по мере развития электронного документооборота в регуляторных органах ЕврАзЭС и странах СНГ сложность работы этой группы будет только возрастать;
- группа по подготовке печатных материалов (этикетки, инструкции по медицинскому применению), в задачи которой входит обеспечение единства информации во всех печатных материалах и ее актуализация.
В соответствии с концепцией всеобщего управления качеством (TQM) и концепцией фармацевтической системы качества, описанной в руководстве ICHQ10, на данное подразделение должна распространяться система менеджмента качества предприятия. В 2008 г. Европейской группой промышленных фармацевтов EPIG было разработано руководство по надлежащей регуляторной практике фармацевтического предприятия [11], которое включает:
- описание основных процессов;
- требования к персоналу и помещениям;
- требования к управлению качеством в подразделении.
В руководстве определены следующие принципы надлежащей регуляторной деятельности:
- включение обязательных для исполнения требований (национальных, международных, требований саморегулируемых организаций) в локальные акты предприятия;
- применение надлежащей регуляторной практики на самых ранних этапах разработки продукта и ее интеграция в систему менеджмента качества предприятия;
- использование научного подхода и современных организационных инструментов управления знаниями;
- обеспечение эффективной информационной среды для распространения регуляторной информации.
Данное руководство достаточно подробно описывает деятельность подразделения по регуляторным вопросам на основных этапах жизненного цикла продукта, подчеркивает обязательность взаимодействия с подразделением по обеспечению качества производственного процесса, подразделениями, отвечающими за продажи и маркетинг продукта, за фармаконадзор (если эта функция осуществляется в другом подразделении). Большинство из описанных функций выполняются и существующими на предприятиях отделами по регистрации ЛС. Важным отличием является требование участия подразделения в создании и анализе всех аспектов планов исследований и разработки, осуществление консультирования руководителей других подразделений и управляющих проектами по действующим регуляторным требованиям и любым вводимым в действие изменениям законодательства, которые могут повлиять на процесс регистрации. Организационно это может быть реализовано путем наделения подразделения по регуляторным вопросам обязанностями по согласованию всех планов исследований и разработки продукта и изменений в них, организации обязательного обучения сотрудников других подразделений основным регуляторным требованиям.
Важной функцией подразделения является разработка документа по стратегии регистрации (регуляторной стратегии), который будет содержать все критические глобальные регуляторные аспекты разработки продукта, включая консультационную встречу с регуляторными органами (если это допустимо), стратегию подачи регистрационных досье (время, ответственность, выбор стран, в которых планируется регистрация и продажа продукта, требуемые сертификаты, процедуры ответов на вопросы регуляторного органа, патенты), обновление досье (изменения и безопасность), процедуры подтверждения регистрации, планирование периодических отчетов по безопасности и составление плана работ при непредвиденных обстоятельствах. Документ должен содержать предполагаемую маркировку с целью обсуждения с подразделениями по маркетингу и продажам вопросов ценообразования, а также с государственными органами в различных странах вопроса о возмещении затрат на ЛС. Документ по стратегии регистрации должен регулярно анализироваться и обновляться [11]. Следует отметить, что единого определения «регуляторная стратегия» в англоязычной литературы нет. Некоторые авторы используют определение Brown M., предложенное на рабочем семинаре по вопросам клинических исследований (2006): «Регуляторная стратегия включает план по разработке лекарственного средства, особые проблемы или вопросы, общую информацию, руководящие документы и рекомендации, стратегические советы и рекомендации по их выполнению. Она может рассматриваться как действия, предпринимаемые компанией по продвижению своего продукта от стадии разработки до выхода на рынок». Heyen P. [12] определяет регуляторную стратегию как часть общей стратегии по разработке ЛС, направленную на успешную подачу документов/регистрацию продукта и продолжающуюся поддержку продукта на коммерческой стадии. Однако большинство исследователей (Ammann M. (2008), Papakrivos J. (2011), Rosenkranz K. (2005)) понимают регуляторную стратегию как стратегию разработки, регистрации и коммерциализации препарата, учитывающую все особенности государственного регулирования. Другими словами, эффективная регуляторная стратегия учитывает не только регулирующие (включая технические) требования страны или стран, в которых планируется продавать продукт, но также стоимость разработки, требуемый объем этапов разработки и вопросы окупаемости (табл. 1).
Важнейшей функцией подразделения по регуляторным вопросам является обеспечение регуляторной «информированности» фармацевтического предприятия (regulatory intelligence), которая подразумевает сбор и анализ имеющейся в открытых источниках регуляторной информации, включая мониторинг регуляторной сферы с целью формирования предложений по будущим правовым актам, рекомендациям, политике. От эффективного выполнения данной функции зависит плодотворность работы всего подразделения по регуляторным вопросам.
Считается, что существует три категории регуляторной «информированности»:
- регуляторная сфера (информация о рекомендациях и мнениях регуляторного агентства по ранее зарегистрированным препаратам и отказам в регистрации);
- информация о существующих и/или разрабатываемых конкурирующих продуктах;
- существующие траектории процедуры регистрации (знание существующих процедур регистрации и их особенностей для различных продуктов, этапов экспертизы и требований регуляторного органа, выполнение которых необходимо для успешной регистрации).
Для выполнения этой функции подразделение должно быть наделено правом инициирования необходимых действий и их координации в случае изменений в законодательстве, чтобы гарантировать соответствие деятельности компании регуляторным требованиям. Также для анализа регуляторных тенденций и участия в оценке проектов правовых актов, обмена регуляторной информацией с коллегами сотрудники подразделения должны иметь возможность участия в работе профессиональных ассоциаций и сообществ.
Работа подразделения по регуляторным вопросам включает такие элементы системы менеджмента качества, как:
- письменные процедуры, описывающие основные процессы в подразделении: подготовка регистрационного досье и регуляторного плана по разработке, инструкций по медицинскому применению и требований к маркировке, сбор административной части досье, контроль изменений, подготовка ответов регуляторным органам, поддержка действующего РУ, подготовка досье для подтверждения регистрации, мониторинг действующей правовой системы и т. д. (и соответствующая система управления документацией системы менеджмента качества и рабочей документацией);
- проведение самоинспекции;
- эффективная система обучения персонала.
Вся деятельность рассматриваемого структурного подразделения фармацевтического предприятия тесно соприкасается с работой других подразделений (по обеспечению и контролю качества, по производству и продажам/маркетингу и т. д.) и, соответственно, предполагает обмен информацией и эффективное взаимодействие не только с другими подразделениями, но также с регуляторными органами, профессиональными ассоциациями, что является одним из основных критериев его надлежащей работы.
Развитие регуляторной сферы в РФ ориентировано на внутреннюю гармонизацию со странами ЕврАзЭС и внешнюю -- с регуляторной системой стран Европейского союза, что и определяет актуальность изучения существующих в мире подходов к организации подразделения, осуществляющего в т. ч. и функции по регистрации ЛС.
Данной статьей авторы также надеются начать дискуссию в профессиональном сообществе по проблеме функций и квалификации сотрудников рассмотренных подразделений. Необходимость этого обусловлена стремительным развитием национальной системы квалификаций, утверждением Правительством РФ государственного плана по созданию профессиональных стандартов в ближайшие два года [1, 2, 3, 4, 5 и др.], отсутствием квалификационных требований к специалистам, занятым в области промышленной фармации, в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» (разд. «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») и в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» [9], как, впрочем, и отсутствием образовательных программ по данному направлению промышленной фармации [7, 6].
Литература
1.Федеральный закон от 03.12.2012 №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 федерального закона „О техническом регулировании“».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2012 №2204-р об утверждении Плана разработки профессиональных стандартов на 2012--2015 гг.
5. Приказ Минтруда России от 30.11.2012 №565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013--2014 гг.».
6.Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Береговых В.В., Беляев В.В. Система профессионального образования в области промышленной фармации – зарубежный опыт // Ремедиум. 2012. №12. С. 63--67.
7. Береговых В.В., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И. Регуляторная наука: современные тенденции в науке и образовании в области лекарственных средств // Вестник Российской академии медицинских наук. 2012. №12. С. 41--46.
8. Копытин Д. Что такое compliance, или Играем по правилам // Кадровик.ру. 2010. №2. Режим доступа: http://www.kadrovik.ru.
9. Свистунов А.А., Юдина Л.Ю., Береговых В.В., Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В. О тенденциях современного фармацевтического профессионального образования // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. №1 (3). С. 61--67.
10. Ammann M. Developing a regulatory strategy //Applied Clinical Trials. 2008. Volume 17, Number 10. Publish date: Oct 1, 2008. 5 p.
11. European industrial pharmacy group. Guide to Good Regulatory Practice, 2008. 10. Режим доступа: http://www.eipg.eu/records/GRP%20commun%20CLEAN%20komm%20US_150408.pdf.
12. Heyen P. Regulatory intelligence as basis for regulatory strategy and global drug development // Verlag, 2011. P. 88.
13. RAPS: Who are Regulatory Professionals? Режим доступа: http://www.raps.org/Your-Career/Regulatory-Career-Advancement-Guide/About-Regulatory/Who-Are-Regulatory-Professionals.aspx.
Таблицы, рисунки - в приложении