
О.А. РЫЖОВА, к.фарм.н., ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России
В РФ отсутствуют нормативы размещения аптечных организаций. Реальное состояние размещения аптечных организаций в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении. Целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска. Картографическим методом проведен анализ размещения аптечных организаций Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Проведенное исследование показало, что среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, составляет 2,4 тыс. человек. В Иркутске, так же как и в целом по России, наблюдается тенденция к сокращению производственных аптек и аптечных организаций, осуществляющих отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов. В результате исследования выявлена необходимость изучения и разработки научно обоснованных принципов размещения аптечных организаций с целью повышения доступности и качества обеспечения населения лекарственными средствами.
С каждым годом количество аптечных организаций (АО) в РФ постоянно растет. До 2013 г. официальные власти в РФ описывали ситуацию с АО на розничном фармацевтическом рынке как благоприятную. В Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, в частности, отмечено: «…ситуация с физической доступностью ЛС для населения России развивается относительно благоприятно, что связано с увеличением количества аптечных учреждений и, соответственно, уменьшением количества человек, обслуживаемых одной аптекой (с 10 тыс. в 1992 г. до 2,7 тыс. в 2008 г.)» [1].
Альтернативное мнение о целесообразности уменьшения количества человек, обслуживаемых одной аптекой, было высказано в докладе министра здравоохранения В.И. Скворцовой от 21.11.2013 «О состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг». В.И. Скворцова отметила: «В Российской Федерации аптечная организация одна в среднем приходится на 1 450 жителей, что в 2--5 раз выше по доступности по сравнению с большинством зарубежных стран. Таким образом, в стране не только нет дефицита аптечных организаций, но отмечается превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности…» [2].
При этом ни в Стратегии, ни в докладе министра здравоохранения нет понятия оптимального количества аптек, а также критериев, на которые можно ориентироваться при планировании размещения АО.
Прозвучавшее на 2-м съезде фармацевтов России предложение Минздрава о необходимости квотирования численности аптек и последующая реакция общественности и аналитиков показали полное отсутствие единства даже во мнении об имеющемся количестве аптек в России [3]. Дело в том, что подсчет количества аптечных организаций по количеству выданных лицензий не дает представления об истинном количестве аптек, обслуживающих население, т. к. в большинстве своем современные АО России представлены аптечными сетями (АС) с не учитываемым статистикой количеством аптек, филиалов аптек и аптечных пунктов.
Предположение, что рост количества АО снижает их рентабельность [4], тоже ничем не доказывается, т. к. большинство аптек считает эту информацию коммерческой тайной.
В большинстве стран мира с рыночной экономикой законодательно закреплено государственное регулирование размещения АО в зависимости от различных факторов, например от численности населения, обслуживаемого одной аптекой, расстояния между аптеками, профессионального образования владельца или числа работающих фармацевтов и т. п. (табл. 1) [5, 6].
В Советском Союзе нормативы размещения аптек были определены приказом МЗ СССР от 27.07.1978 №705 «О нормативах развития и принципах размещения аптек». В качестве норматива для расчета количества аптек в приказе установлено число жителей на 1 аптеку около 10 тыс. населения, при этом в городах радиус обслуживания аптеки не должен был превышать радиус обслуживания поликлиники, т. е. 1,5--2 км при пешеходном сообщении.
В крупнейших и крупных городах при застройке жилых районов 9-, 12-, 16-, 20-этажными зданиями плотность населения увеличивается. В связи с этим радиус обслуживания аптек в этих городах мог быть уменьшен до 0,5 км.
Позднее приказом МЗ РФ от 28.07.1999 № 294 «Об отмене подпункта 1.2 пункта 1 основных требований, предъявляемых к аптеке, обслуживающей население» эти нормативы были отменены, таким образом, с 1999 г. нормирование размещения АО в РФ отсутствует.
Согласно российскому законодательству ответственность за принятие решения об открытии аптеки возложена на органы местного самоуправления (муниципалитеты), однако последние зачастую подходят к данному вопросу формально и не осуществляют разработку научно обоснованных программ формирования и развития структуры территориальной системы АО. Решением проблемы фактически занимаются владельцы новых АО, которые открывают аптеки методом проб и ошибок. В большинстве случаев эти решения бывают достаточно успешными, но иногда приводят к безвозвратным потерям.
В настоящее время в административных органах Иркутска и Иркутской области нет подразделения, в котором содержится полный перечень действующих АО. Это связано с тем, что многие АО существуют в виде АС и лицензируются как одна организация. Фактически каждая АС открывает аптечные пункты и филиалы аптек, которые не отражаются в реестре лицензий.
Таким образом, реальное состояние размещения АО в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении, поэтому целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска.
Картографическим методом нами был проведен анализ размещения АО Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Размещение АО было нанесено на карту по районам Иркутска на основании данных справочной системы «Дубль-ГИС», а также данных, предоставленных некоторыми АС и полученными методом описания.
Всего на территории Иркутска с населением 606 тыс. человек было выявлено 260 АО. Далее был проведен анализ размещения АО по административным округам Иркутска и рассчитано среднее количество АО в округе, средняя площадь, обслуживаемая одной АО, и средний радиус обслуживания (табл. 2).
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что АО размещены по округам неравномерно. Наибольший удельный вес аптек и наименьшая площадь, обслуживаемая одной АО, приходится на Свердловский и Октябрьский округа. Это связано с близостью центра города, хорошим транспортным сообщением, большим количеством медицинских организаций и торговых центров. Количество аптек в Ленинском и Правобережном округах на 60% меньше, чем в центральных районах города, а обслуживаемая площадь почти в 10 раз больше, чем в центре города.
В таблице 3 показано распределение количества жителей, приходящихся на 1 аптеку, по городским округам.
Из данной таблицы видно, что наибольшее количество жителей на одну аптеку приходится в Ленинском округе. В Свердловском и Правобережном округах количество жителей, приходящихся на одну аптеку, соответствует среднему показателю по городу. Наименьшее количество жителей на одну АО приходится в Октябрьском округе -- 1,8 тысяч человек, где проживает 24% населения города, но в этом районе расположен 31% АО.
Проведенное исследование показало, что физическая доступность ЛС для населения в Иркутске в целом выглядит относительно благоприятно и среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, оказывается ниже показателей Стратегии. Однако в последние годы в Иркутске, так же как и в целом по России, наблюдается тенденция к сокращению производственных аптек и АО, осуществляющих отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов (ЛП). Так, на 600 тыс. населения в городе имеются только 4 муниципальные производственные аптеки и 4 аптеки, отпускающие наркотические и психотропные ЛП.
Например, в самом крупном и удаленном микрорайоне города -- Ново-Ленино нет ни одной аптеки, изготавливающей ЛП по индивидуальным рецептам и отпускающей наркотические и психотропные ЛП. Рецепты на экстемпоральное изготовление ЛП принимаются аптеками готовых лекарственных форм и передаются в производственные аптеки в других районах города, что, безусловно, удлиняет время обслуживания рецепта и снижает качество лекарственной помощи населению.
Кроме того, в данной сфере существуют проблемы, обусловленные:
• неравномерным распределением аптек по городу, высокой концентрацией АО в центральных районах и практически полным отсутствием в районах малоэтажного строительства.
• кадровым дефицитом в фармацевтических организациях.
Последнее подтверждается ранее проведенными нами исследованиями [7]. Методом наблюдения было обследовано 25 аптек крупных аптечных сетей Иркутска с целью выявления квалификации аптечных работников, производящих отпуск ЛП.
В момент отпуска ЛП за первым столом были зафиксированы 53 специалиста, из них 23, т. е. почти 40%, оказались консультантами, которые занимаются отпуском ЛП. В 8 из обследованных аптек при двух рабочих местах работал 1 провизор или фармацевт, а вторым был консультант, в 5 – только консультанты, а в вечернее время и в выходные дни в аптеках нередко оказываются специалисты без бейджа, определить профессию и квалификацию которых не представляется возможным.
Привлечение консультантов к отпуску ЛП руководители АО объясняют постоянно растущим кадровым дефицитом, связанным с тем, что быстрый рост АО требует больше фармацевтических специалистов, чем их могут подготовить высшие и средние образовательные учреждения. Вполне понятно, что консультанты не могут обеспечить требуемое качество обслуживания больных.
Таким образом, проблема размещения АО в населенных пунктах РФ в настоящее время абсолютно не изучена, отсутствуют цели предполагаемых действий по сокращению или увеличению количества АО. Не разработаны критерии, определяющие доступность и качество лекарственной помощи населению, и методические подходы к их реализации. Нам представляется целесообразным введение научно обоснованных принципов размещения АО с целью повышения доступности и качества обеспечения населения ЛС.
Литература
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.02.2013 №66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/#review.
2. Доклад Министра здравоохранения Вероники Скворцовой о состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг. http://government.ru/meetings/8325.
3. Материалы Всероссийского съезда фармацевтических работников. http://pharmcongress.ru/committee/.
4. Широкова И.Р. Аптечная розница: в поиске новых решений. Ремедиум, 2012, 8: 24-30.
5. Колбовская А.И., Игнатьева Н.В. Аптеки ЕЭП: единство в многообразии. Ремедиум, 2013, 11: 55-58.
6. Cost-containment policies in public pharmaceutical spending in the EU. http://www.abda.de/fileadmin/assets/ZDF/ZDF_2010/ABDA_ZDF_2010_engl.pdfa.
7. Рыжова О.А. Анализ соблюдения требований надлежащей аптечной практики субъектами обращения ЛС. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра, 2011, 3(79): 177-182.
В РФ отсутствуют нормативы размещения аптечных организаций. Реальное состояние размещения аптечных организаций в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении. Целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска. Картографическим методом проведен анализ размещения аптечных организаций Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Проведенное исследование показало, что среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, составляет 2,4 тыс. человек. В Иркутске, так же как и в целом по России, наблюдается тенденция к сокращению производственных аптек и аптечных организаций, осуществляющих отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов. В результате исследования выявлена необходимость изучения и разработки научно обоснованных принципов размещения аптечных организаций с целью повышения доступности и качества обеспечения населения лекарственными средствами.
С каждым годом количество аптечных организаций (АО) в РФ постоянно растет. До 2013 г. официальные власти в РФ описывали ситуацию с АО на розничном фармацевтическом рынке как благоприятную. В Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, в частности, отмечено: «…ситуация с физической доступностью ЛС для населения России развивается относительно благоприятно, что связано с увеличением количества аптечных учреждений и, соответственно, уменьшением количества человек, обслуживаемых одной аптекой (с 10 тыс. в 1992 г. до 2,7 тыс. в 2008 г.)» [1].
Альтернативное мнение о целесообразности уменьшения количества человек, обслуживаемых одной аптекой, было высказано в докладе министра здравоохранения В.И. Скворцовой от 21.11.2013 «О состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг». В.И. Скворцова отметила: «В Российской Федерации аптечная организация одна в среднем приходится на 1 450 жителей, что в 2--5 раз выше по доступности по сравнению с большинством зарубежных стран. Таким образом, в стране не только нет дефицита аптечных организаций, но отмечается превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности…» [2].
При этом ни в Стратегии, ни в докладе министра здравоохранения нет понятия оптимального количества аптек, а также критериев, на которые можно ориентироваться при планировании размещения АО.
Прозвучавшее на 2-м съезде фармацевтов России предложение Минздрава о необходимости квотирования численности аптек и последующая реакция общественности и аналитиков показали полное отсутствие единства даже во мнении об имеющемся количестве аптек в России [3]. Дело в том, что подсчет количества аптечных организаций по количеству выданных лицензий не дает представления об истинном количестве аптек, обслуживающих население, т. к. в большинстве своем современные АО России представлены аптечными сетями (АС) с не учитываемым статистикой количеством аптек, филиалов аптек и аптечных пунктов.
Предположение, что рост количества АО снижает их рентабельность [4], тоже ничем не доказывается, т. к. большинство аптек считает эту информацию коммерческой тайной.
В большинстве стран мира с рыночной экономикой законодательно закреплено государственное регулирование размещения АО в зависимости от различных факторов, например от численности населения, обслуживаемого одной аптекой, расстояния между аптеками, профессионального образования владельца или числа работающих фармацевтов и т. п. (табл. 1) [5, 6].
В Советском Союзе нормативы размещения аптек были определены приказом МЗ СССР от 27.07.1978 №705 «О нормативах развития и принципах размещения аптек». В качестве норматива для расчета количества аптек в приказе установлено число жителей на 1 аптеку около 10 тыс. населения, при этом в городах радиус обслуживания аптеки не должен был превышать радиус обслуживания поликлиники, т. е. 1,5--2 км при пешеходном сообщении.
В крупнейших и крупных городах при застройке жилых районов 9-, 12-, 16-, 20-этажными зданиями плотность населения увеличивается. В связи с этим радиус обслуживания аптек в этих городах мог быть уменьшен до 0,5 км.
Позднее приказом МЗ РФ от 28.07.1999 № 294 «Об отмене подпункта 1.2 пункта 1 основных требований, предъявляемых к аптеке, обслуживающей население» эти нормативы были отменены, таким образом, с 1999 г. нормирование размещения АО в РФ отсутствует.
Согласно российскому законодательству ответственность за принятие решения об открытии аптеки возложена на органы местного самоуправления (муниципалитеты), однако последние зачастую подходят к данному вопросу формально и не осуществляют разработку научно обоснованных программ формирования и развития структуры территориальной системы АО. Решением проблемы фактически занимаются владельцы новых АО, которые открывают аптеки методом проб и ошибок. В большинстве случаев эти решения бывают достаточно успешными, но иногда приводят к безвозвратным потерям.
В настоящее время в административных органах Иркутска и Иркутской области нет подразделения, в котором содержится полный перечень действующих АО. Это связано с тем, что многие АО существуют в виде АС и лицензируются как одна организация. Фактически каждая АС открывает аптечные пункты и филиалы аптек, которые не отражаются в реестре лицензий.
Таким образом, реальное состояние размещения АО в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении, поэтому целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска.
Картографическим методом нами был проведен анализ размещения АО Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Размещение АО было нанесено на карту по районам Иркутска на основании данных справочной системы «Дубль-ГИС», а также данных, предоставленных некоторыми АС и полученными методом описания.
Всего на территории Иркутска с населением 606 тыс. человек было выявлено 260 АО. Далее был проведен анализ размещения АО по административным округам Иркутска и рассчитано среднее количество АО в округе, средняя площадь, обслуживаемая одной АО, и средний радиус обслуживания (табл. 2).
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что АО размещены по округам неравномерно. Наибольший удельный вес аптек и наименьшая площадь, обслуживаемая одной АО, приходится на Свердловский и Октябрьский округа. Это связано с близостью центра города, хорошим транспортным сообщением, большим количеством медицинских организаций и торговых центров. Количество аптек в Ленинском и Правобережном округах на 60% меньше, чем в центральных районах города, а обслуживаемая площадь почти в 10 раз больше, чем в центре города.
В таблице 3 показано распределение количества жителей, приходящихся на 1 аптеку, по городским округам.
Из данной таблицы видно, что наибольшее количество жителей на одну аптеку приходится в Ленинском округе. В Свердловском и Правобережном округах количество жителей, приходящихся на одну аптеку, соответствует среднему показателю по городу. Наименьшее количество жителей на одну АО приходится в Октябрьском округе -- 1,8 тысяч человек, где проживает 24% населения города, но в этом районе расположен 31% АО.
Проведенное исследование показало, что физическая доступность ЛС для населения в Иркутске в целом выглядит относительно благоприятно и среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, оказывается ниже показателей Стратегии. Однако в последние годы в Иркутске, так же как и в целом по России, наблюдается тенденция к сокращению производственных аптек и АО, осуществляющих отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов (ЛП). Так, на 600 тыс. населения в городе имеются только 4 муниципальные производственные аптеки и 4 аптеки, отпускающие наркотические и психотропные ЛП.
Например, в самом крупном и удаленном микрорайоне города -- Ново-Ленино нет ни одной аптеки, изготавливающей ЛП по индивидуальным рецептам и отпускающей наркотические и психотропные ЛП. Рецепты на экстемпоральное изготовление ЛП принимаются аптеками готовых лекарственных форм и передаются в производственные аптеки в других районах города, что, безусловно, удлиняет время обслуживания рецепта и снижает качество лекарственной помощи населению.
Кроме того, в данной сфере существуют проблемы, обусловленные:
• неравномерным распределением аптек по городу, высокой концентрацией АО в центральных районах и практически полным отсутствием в районах малоэтажного строительства.
• кадровым дефицитом в фармацевтических организациях.
Последнее подтверждается ранее проведенными нами исследованиями [7]. Методом наблюдения было обследовано 25 аптек крупных аптечных сетей Иркутска с целью выявления квалификации аптечных работников, производящих отпуск ЛП.
В момент отпуска ЛП за первым столом были зафиксированы 53 специалиста, из них 23, т. е. почти 40%, оказались консультантами, которые занимаются отпуском ЛП. В 8 из обследованных аптек при двух рабочих местах работал 1 провизор или фармацевт, а вторым был консультант, в 5 – только консультанты, а в вечернее время и в выходные дни в аптеках нередко оказываются специалисты без бейджа, определить профессию и квалификацию которых не представляется возможным.
Привлечение консультантов к отпуску ЛП руководители АО объясняют постоянно растущим кадровым дефицитом, связанным с тем, что быстрый рост АО требует больше фармацевтических специалистов, чем их могут подготовить высшие и средние образовательные учреждения. Вполне понятно, что консультанты не могут обеспечить требуемое качество обслуживания больных.
Таким образом, проблема размещения АО в населенных пунктах РФ в настоящее время абсолютно не изучена, отсутствуют цели предполагаемых действий по сокращению или увеличению количества АО. Не разработаны критерии, определяющие доступность и качество лекарственной помощи населению, и методические подходы к их реализации. Нам представляется целесообразным введение научно обоснованных принципов размещения АО с целью повышения доступности и качества обеспечения населения ЛС.
Литература
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.02.2013 №66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/#review.
2. Доклад Министра здравоохранения Вероники Скворцовой о состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг. http://government.ru/meetings/8325.
3. Материалы Всероссийского съезда фармацевтических работников. http://pharmcongress.ru/committee/.
4. Широкова И.Р. Аптечная розница: в поиске новых решений. Ремедиум, 2012, 8: 24-30.
5. Колбовская А.И., Игнатьева Н.В. Аптеки ЕЭП: единство в многообразии. Ремедиум, 2013, 11: 55-58.
6. Cost-containment policies in public pharmaceutical spending in the EU. http://www.abda.de/fileadmin/assets/ZDF/ZDF_2010/ABDA_ZDF_2010_engl.pdfa.
7. Рыжова О.А. Анализ соблюдения требований надлежащей аптечной практики субъектами обращения ЛС. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра, 2011, 3(79): 177-182.