Top.Mail.Ru

Мотивационные характеристики конечных потребителей антибактериальных средств розничного сектора фармацевтического рынка

 17394

Мотивационные характеристики конечных потребителей антибактериальных средств розничного сектора фармацевтического рынка
И.А.КРЫЛОВ, доцент кафедры фармации и фармакологии ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск), д.м.н., krylov.ilya@mail.ru;
Т.А.БАЖУКОВА, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск), д.м.н., проф.;
Н.Д.БУНЯТЯН, заместитель генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России (г. Москва), д.ф.н., проф., ndbun@mail.ru

В исследовании мотивационных характеристик конечных потребителей антибактериальных препаратов в аптечном секторе фармацевтического рынка вскрыты негативные тенденции, способствующие селекции в регионе устойчивых штаммов микроорганизмов. Строгая регламентация отпуска антибактериальных средств через аптеки, повышение роли информирования конечных потребителей позволят контролировать социальные факторы распространения антибиотикорезистентности.

Krylov I.A., Bazhukova T.A., Bunyatyan N.D. Motivational characteristics of ultimate users of retail pharmaceutical market segment antimicrobial medicines

The research of motivational characteristics of antimicrobial medicines’ ultimate users in pharmacy sector of pharmaceutical market has revealed negative trends, contributing to selection of resistant microbial strains in the region. Strict regulation of antimicrobial medicines’ dispense via pharmacies, increasing the role of ultimate user’ informing will allow to control social factors of the spread of antibiotic resistance.

Key words: Motivational characteristics of ultimate users, antimicrobial medicines circulation, social factors of the spread of antibiotic resistance, regulation of antimicrobial medicines’ dispense

В последние годы исследования в сфере фармацевтического маркетингового и фармакоэкономического анализов все больше ориентируются на данные, полученные в результате опросов и анкетирования конечных потребителей лекарственных средств [1,5,4]. Это связано с пониманием того, что для корректного анализа влияния политики здравоохранения на благополучие индивида, назначения рационального лечения необходима информация о мотивации и предпочтениях самого пациента - потребителя фармацевтических услуг [4]. Сказанное особенно характерно для емкого рынка антибактериальных препаратов, занимающего 2 место в мировых продажах хиральных препаратов, уступая группе сердечно-сосудистых средств [4].

В исследовании, проведенном в период с марта 2009 г. по февраль 2010 г., приняло участие 200 посетителей аптек городских жителей Архангельской области, 75,5% женщин и 24,5% мужчин. Среди опрошенных лиц 23% имеют высшее образование, 32% - среднее специальное, среднее - 12% и неполное среднее - 2%. В опросе приняли участие представители разных социальных групп: предприниматели и руководители предприятий (9%), квалифицированные специалисты (13%), техобслуживающий персонал (3,5%), служащие (15%), рабочие (8%), студенты (37%) и пенсионеры (11%). Из 200 интервьюируемых 71,5% не имели медицинского образования, 28,5% с наличием высшего или среднего медицинского образования. В представленном исследовании вскрыта зависимость потребительских предпочтений от приверженности к тому или иному виду лечения (традиционная медицина или нетрадиционная практика). Большая часть посетителей аптек (90%) отдают свое предпочтение традиционной медицине. Поскольку одним из социальных факторов селекции антибиотикорезистентных штаммов возбудителей является интенсивность использования антибиотиков, нами была проанализирована частота применения препаратов из группы «Антибактериальные средства» (таблица 1).

Как видно из представленных данных, наиболее часто городское население Архангельской области прибегает к применению антибактериальных препаратов (совершение покупок в розничном аптечном секторе) с частотой 1 раз в год, однако высок процент и более частого использования, что вполне согласуется с данными по интенсивности применения препаратов из группы «Антибактериальные средства». Тем не менее недостаточно просто констатировать высокую интенсивность потребления рассматриваемой фармакологической группы средств, крайне важен и актуален вопрос, по каким показаниям посетители аптек совершают покупки антибактериальных препаратов (назначение врача, самостоятельно, по совету родственников или знакомых, в результате воздействия медийных средств (рекламы) или по совету (консультации) фармацевта/провизора). Характеристика мотивации городских посетителей аптек при совершении покупки антибактериальных препаратов представлена на рисунке 1.

Как видно из представленных данных, наиболее часто мотивацией к приобретению антибактериальных средств в аптеках является назначение препарата врачом (69%). Однако вызывают опасения иные побудительные мотивы при совершении покупки антибактериальных средств в аптечных организациях: по совету знакомых (7,5%), под влиянием рекламы и самостоятельное решение /самолечение (12,5%). Приобретение антибиотиков по совету фармацевта (в 10,5% случаев) также следует расценивать как негативную тенденцию в сфере оборота антибактериальных препаратов в регионе. Анализ наиболее значимых для посетителей аптек источников информации по антибактериальным препаратам также вскрыл отрицательный, на наш взгляд, факт влияния совета фармацевта (24%) и средств массовой информации (19%) – рекламы как значимого процесса фармацевтического маркетинга. Коммерциализация сферы фармацевтических услуг, как и всей системы здравоохранения, усиливает экономическую заинтересованность производителя и продавца фармацевтической продукции в ускорении реализации фармацевтических товаров, в частности, за счет усиления информационного давления на потребителей путем мощного рекламного прессинга (средства массовой информации, институт медицинских представителей фармацевтических фирм), что в конечном счете может отрицательно сказываться на качестве фармацевтических услуг.

Наиболее значимые источники информации об антибактериальных средствах, по мнению посетителей аптек, представлены на рисунке 2.

Решающими факторами при выборе антибактериального средства посетителями аптек являются: назначение препарата врачом (47%), эффект применения (45%), отсутствие побочных эффектов (30,5%). Однако такие факторы, как низкая цена (12%), рекомендации аптечного работника (10,5%), эстетический вид лекарственного средства и информация о препарате в средствах массовой информации, могут иметь отрицательное значение в плане регионального уровня антибиотикорезистентности. Очевидно, решающая роль названных факторов при выборе лекарственного средства из группы «Антибактериальные средства» свидетельствует о низкой грамотности и осведомленности населения в отношении вопросов рационального и безопасного применения антибиотиков, специфики данной группы препаратов. В аспекте воздействия на социальные факторы распространения антибиотикорезистентности представляется важной и актуальной популяризация грамотного и строго регламентированного (рецептурного) назначения антибактериальных средств. Безусловно, современное развитие экономики характеризуется возрастанием роли сферы услуг. Главным фактором устойчивого развития фармацевтического бизнеса становится эффективное управление, способное организовать диверсификацию услуг в интересах удовлетворения запросов потребителей.

Одним из вариантов диверсификации услуг является формирование интегрированного товара, включающего услуги и материальные предметы. На фармацевтическом рынке в роли такого интегрированного товара выступают лекарственные средства, продаже которых, как правило, предшествуют медицинская услуга, профессиональная консультация. Поскольку в профессиональную компетенцию фармацевта/провизора не входит назначение лекарственных средств, тем более из фармакологического класса «Антибактериальные средства», роль фармацевта/провизора должна ограничиваться исключительно информированием, что и вписывается как составляющая профессиональной деятельности в концепцию инновационного аптечного сервиса. Фармацевт не может адекватно, в соответствии с имеющейся патологией у пациента, подобрать лекарственный препарат, тем более если речь идет о столь специфичном классе, и, кроме того, в рамки профессиональной компетенции фармацевта не входят знания, касающиеся ситуации по уровню региональной антибиотикорезистентности.

Поэтому фармацевтическое консультирование по вопросам антибиотикотерапии (имея в виду назначение конкретного препарата) – нежелательная маркетинговая функция (сервисная услуга), несущая зачастую подмену врачебной функции, и опосредованно способствующая селекции в регионе штаммов микроорганизмов, устойчивых к применяемым антибактериальным препаратам. В соответствии с современными концепциями оказания медицинской и фармацевтической помощи назначать антибактериальные средства может только врач – главный субъект выбора рецептурных препаратов. Справедливости ради следует отметить, что согласно приказу Минздравсоцразвития России №578 от 13 сентября 2005 г. «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» некоторые препараты из группы «Антибактериальные средства» являются ОТС-препаратами: 13 монопрепаратов и 9 комбинированных антибактериальных средств [2,3]. На практике в регионе большинство антибиотиков можно приобрети без рецепта, что является острой проблемой общероссийского масштаба.

В нашем исследовании мы попытались выяснить поведение пациентов при обнаружении у себя заболевания, при котором, по их мнению, возникает необходимость применять антибактериальные средства: в 75,1% случаев – обращение к врачу, в 8,5% - обращение за помощью в аптеку и в 16,2% случаев – самолечение. Тревожным симптомом представляется довольно высокий процент лиц, прибегающих к самолечению антибактериальными препаратами (самостоятельный выбор и покупка в аптечных организациях). Это свидетельствует о возможном применении антибиотиков не по показаниям и нерациональном использовании данной фармакологической группы средств, что приводит не только к возникновению лекарственных осложнений, но и «смазыванию» клинической картины заболевания.

Проблема биоэквивалентности лекарственных средств и деградации рынка отечественных производителей лекарственных препаратов стоит в настоящее время особенно остро. В этой связи нам представилось важным выяснить, чем руководствуются конечные потребители при выборе между отечественными и импортными антибактериальными препаратами. На вопрос «антибактериальные средства каких производителей предпочитаете?» были получены практически паритетные ответы: 59,5% опрошенных посетителей аптек склонны к выбору отечественных и 40,5% предпочитают импортные препараты; 15,5% респондентов считают, что отечественные антибактериальные препараты уступают импортным, 28,5% опрошенных не видят разницы и лишь 17,5% посетителей аптек уверены, что антибиотики отечественного производства лучше импортных.

Следующий потребительский критерий выбора антибактериального средства, который был изучен, – удобство формы выпуска препарата. Очевидно, речь идет об амбулаторных заболеваниях легкой формы или средней степени тяжести, когда облигатное парентеральное введение препарата не применяется.

На рисунке 3 показано распределение потребительских предпочтений в аспекте выбора наиболее удобной лекарственной формы (формы выпуска) антибактериального препарата. 

Как видно из представленных данных, наиболее удобной для практического (домашнего, амбулаторного) применения лекарственной формой потребители считают таблетированные и капсулированные формы антибактериальных препаратов. Оставшиеся, менее удобные, по мнению опрошенных, формы имеют свою специфику применения в зависимости от локализации инфекционного заболевания (глазные капли – при офтальмологической патологии, сироп – при патологии верхних дыхательных путей и т.д.).

Важной характеристикой, позволяющей понять причины роста локальной устойчивости к антибактериальным средствам, является реестр заболеваний, при которых потребители (посетители аптек) используют антибиотики (самостоятельно, без назначения врача). В 70,5% случаев посетители аптечных учреждений приобретают антибактериальные препараты для лечения инфекционных заболеваний: пищеварительной системы (32%), глаз (15%), дыхательных путей. Однако тревожным является факт необоснованного самостоятельного использования антибиотиков: при вирусных инфекциях (в 29,5% случаев), сниженном иммунитете (по мнению самих пациентов) – 4%. Это говорит не только о низкой грамотности населения в отношении общемедицинских вопросов, но и о нерациональном, очевидно, безрецептурном использовании группы антибактериальных средств (рис. 4).

Вывод

Современная маркетинговая клиентоориентированная стратегия функционирования аптечного сервиса, с одной стороны, позволяет повысить прибыльность аптечного бизнеса, но с другой -- поднимает проблему медицинского плана - роль фармацевта/провизора в рынке антибактериальных препаратов. Пациенты (потребители) не только чаще контактируют с аптечными работниками (посещают аптеку), чем с врачами, но и чаще советуются с ними. Однако, принимая во внимание требования законодательства по отпуску рецептурных лекарств, следует помнить, что функция аптечных работников при выборе пациентом препаратов из группы «Антибактериальные средства» информационная, а не консультационная. Неукоснительное соблюдение требований Минздравсоцразвития России в отношении отпуска лекарственных средств позволит, с одной стороны, повысить грамотность конечных потребителей (посетителей аптек) в отношении специфики препаратов из группы антибиотиков и, с другой стороны, снизить влияние социальных факторов на уровень селекции антибиотикорезистентных штаммов в регионе.

Литература

1. Куликов А.Ю., Литвиненко М.М. // Теоретические основы нового метода фармакоэкономического анализа: «совместный анализ». Фармакоэкономика. 2009. - №2. - С.15-19.
2. Попов Ю.Н., Киселева Л.Г. Регламентированные перечни лекарственных средств и оптимальный ассортимент в аптеках // Фармация. – 2009. - №4. - С. 26–30.
3. Приказ №578 от 13 сентября 2005 г. Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача».
4. Фармацевтический маркетинг: Принципы, среда, практика. / Микки С. Смит, Е.М.Коласса, Грег Перкинс, Брюс Сикер; Пер. с англ. Н.Г.Мефодовской. Ред. рус. изд. Ю.А.Крестинский, В.А.Мефодовский. – М.: Литтерра.- 2005. – 392 с.
5. Ryan M., Farrar S. Using conjoint analysis to elicit preferences for health care. BMJ 2000; 320:1530-3.

Рисунки и табл.- в приложении

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок