Top.Mail.Ru

Фармацевтическая индустрия в эпоху медицины, ориентированной на пациента

 11479

Фармацевтическая индустрия в эпоху медицины, ориентированной на пациента

А.В. БЕДЕНКОВ, Н.Г. ФИЛАТОВА, ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз», Москва


Сочетание таких важных факторов современного общества, как старение населения и неизбежный рост числа хронических заболеваний диктует необходимость увеличения финансирования системы здравоохранения. Как следствие, организаторы здравоохранения и страховые компании стремятся контролировать расходы, требуя доказательств обоснованности стоимости новых лекарственных средств и методов лечения, а также изучения их сравнительной эффективности. Для того чтобы в этих условиях не забыть об интересах пациента как основного субъекта процесса лечения и охраны здоровья, была выдвинута концепция «Медицины, ориентированной в первую очередь на пациента» («Patient centric approach to medicine»). «Пациент-ориентированная» модель также рассматривается на сегодня в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития фармацевтического бизнеса.

 
В 2006 г. в Барселоне Конгресс Пациентских организаций (International Association of Patient Organizations -- IAPO) принял Декларацию о медицине, ориентированной на пациента.

Этот краткий документ из 5 пунктов оказывает огромное влияние на развитие современной системы здравоохранения. Декларация провозгласила следующие основные принципы современного здравоохранения: уважение к пациенту, предоставление ему права выбора врача и расширение его прав на осознанное участие в выборе методов лечения, вовлечение пациентов в разработку политики здравоохранения, доступ пациентов к медицинским услугам и их максимальная информированность [1].

С момента принятия Декларации можно вести отсчет нового стратегического направления развития современной медицины, медицинской науки и практики здравоохранения, а также и появления новых правил игры для фармацевтической индустрии как неотъемлемого участника оказания медицинской помощи пациентам.

Не секрет, что рынок рецептурных препаратов преимущественно состоит из медикаментов, предназначенных для пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, -- они потребляют около 92% рецептурных препаратов и определяют основную долю расходов современного здравоохранения в развитых общественных системах [2].

Сочетание таких важных особенностей современного общества, как старение населения и неизбежный рост числа хронических заболеваний, обусловливает необходимость увеличения финансирования системы здравоохранения. Как следствие, организаторы здравоохранения и страховые компании стремятся контролировать расходы, требуя доказательств обоснованности стоимости новых лекарственных средств и методов лечения, а также изучения их сравнительной эффективности.

Для того чтобы в этих условиях не забыть об интересах пациента как основного субъекта процесса лечения и охраны здоровья, и была выдвинута концепция «Медицины, ориентированной в первую очередь на пациента» («Patient centric approach to medicine») [3].

Одним из результатов такого подхода стало то, что поставщики медицинских услуг и фармацевтическая индустрия начали оценивать результаты лечения, в т. ч. на основании оценки мнения пациента.

В свою очередь пациенты также играют все большую роль в этих изменениях. Они все чаще появляются в кабинете врача, «вооруженные» информацией о своем заболевании, различных методах и средствах его лечения, медикаментозных и немедикаментозных способах воздействия на заболевание, знают о своих правах,  обязанностях врача и возможностях системы здравоохранения в целом.

Во многом именно настойчивость пациентов, их активная роль в лечении преобразуют систему здравоохранения из рынка, ориентированного на поставщика медицинских услуг и лекарственных средств, в комплексную систему оказания медицинской помощи, сосредоточенную на пациенте.
По мере того как пациенты в современном обществе приобретают все большую самостоятельность при решении вопросов, связанных со своим здоровьем или здоровьем своих родственников, их ожидания от других участниках медицинской сферы меняются. Пациенты ожидают, что и фармацевтические компании, и другие участники системы здравоохранения будут более прозрачны и доступны для коммуникации, будут вовлекать их в процесс поиска новых лекарственных средств и способов лечения заболеваний, а не просто предлагать им свою продукцию.

Проиллюстрировать эти рассуждения можно на конкретном примере из практики бельгийской фармацевтической компании UCB

Пример из практики: Болезнь Паркинсона -- «больше, чем тремор» [3].

В 1817 г. английский доктор Джеймс Паркинсон опубликовал свою работу о шести случаях дрожательного паралича. В его «Эссе о дрожательном параличе» описаны характерные симптомы заболевания, такие как тремор покоя, патологическая походка и постуральная неустойчивость, мышечная ригидность и то, как болезнь, позже названная его именем, прогрессирует со временем.

Почти два века спустя многие люди, включая и работников здравоохранения, все еще полагают, что болезнь Паркинсона в основном поражает моторную систему, в результате главными проблемами являются тремор и нарушение движения. Для клиницистов такое заключение довольно логично, т. к. двигательные нарушения сразу выходят на передний план при кратких и нечастых приемах у врача. Неудивительно, что улучшение двигательных симптомов было единственной целью, которой добивались в клинических исследованиях, и, таким образом, единственным стандартом для разработки и внедрения новых лекарств.

Но когда специалисты UCB стали более внимательно анализировать рассказы и жалобы пациентов с заболеванием Паркинсона, а также тех, кто за ними ухаживает и живет рядом, то выявили новую важную информацию: двигательные симптомы заболевания -- это не самая тяжелая часть жизни таких пациентов. Непосредственные наблюдения в течение круглых суток за людьми с заболеванием Паркинсона подтвердили, что существует множество т. н. «не двигательных симптомов», которые также являются важными с точки зрения больных, поскольку негативно влияют на их качество жизни. К сожалению, эти «недвигательные симптомы» редко обсуждались с врачом, и, соответственно, не учитывались в принятии решения о лечении, не говоря уже о поисках средств для их устранения.

Таким образом, достоверные данные, полученные в ходе внимательного общения с пациентами, позволили выявить важный пробел в современном понимании, оценке и лечении заболевания Паркинсона. На основании полученных данных компания UCB разработала новый инструмент оценки состояния пациента и эффективности проводимой терапии, нацеленный на более адекватное описание того, как пациент с заболеванием Паркинсона фактически живет в определенный момент времени. При участии большого количества пациентов и в партнерстве с Европейской ассоциацией болезни Паркинсона (EPDS) был разработан и валидрован пациент-ориентированный и простой в обращении инструмент самооценки самочувствия пациента -- опросник Parkinson's Well-Being Map™.

Опросник можно найти бесплатно в Интернете и использовать как в бумажном, так и в электронном формате. Он помогает наладить более эффективное обсуждение заболевания между пациентом и врачом и отслеживать результаты разных способов лечения.

Важно, что созданный по инициативе фармацевтической компании опросник также меняет восприятие самой болезни всеми участниками (пациентами, исследователями, врачами, плательщиками), и это открывает новые пути оценки и разработки новых способов лечения. Данный инструмент, разработанный на основе пациентской базы данных, обеспечивает новое решение улучшения жизни людей с болезнью Паркинсона [3].

Стратегию ориентированности на интересы пациента не следует путать с повышением внимания к соблюдению пациентами режима лечения. Подлинная, ориентированная на интересы пациента стратегия означает понимание опыта заболевания пациента, а именно того, что отдельный пациент ценит, в чем нуждается, и что, скорее всего, получится при положительном результате лечения. Аналитическая информация, полученная путем изучения мнения пациентов, может быть применена на каждом этапе деятельности фармацевтической компании от открытия лекарства, получения регистрационного свидетельства до собственно применения лекарственного средства в лечении заболевания. В результате компания сможет вывести на рынок лекарства, которые лучше удовлетворят нужды пациента, будут больше соответствовать принципу «вознаграждение по результатам», на котором настаивают правительство и плательщики, в большей мере помогут пациентам достигать лучших отдаленных результатов лечения.

Экономическим примером эффективности новой стратегии, ориентированной в первую очередь на интересы пациента, могут служить страны Азиатско-Тихоокеанского региона, ситуация в которых по многим параметрам сопоставима с российской.

Система законодательства в области здравоохранения и интеллектуальной собственности в этих странах всегда бросала вызов международным компаниям в области инноваций и сохранения конкурентоспособности в сфере здравоохранения. Международные компании ранее решали эти вопросы посредством традиционных маркетинговых стратегий с участием врачей и плательщиков. Однако соотношение сил даже в этих быстроразвивающихся странах смещается в сторону интересов пациента, у которого на данный момент больше возможностей, и который во многих азиатских странах оплачивает свыше 50% расходов на здравоохранение, как зачастую происходит и в России.

Помимо растущего значения роли пациента как ключевого участника в процессе лечения, в т. ч. благодаря способности и желанию платить за лечение, существует ряд других причин, почему стратегия ориентированности на пациента для международных компаний стала приоритетной в странах Азии [4]:

•    Ориентированность на пациента позволила международным компаниям отличаться от генерических и локальных участников на этих важных рынках. Чтобы вывести конкуренцию из «игры низких цен», которую ведут генерические компании, крупные международные компании ставят своей задачей постоянный поиск новых путей конкуренции, и одним из способов решения является создание партнерства с пациентскими организациями и другими заинтересованными лицами.
•    Ориентированность на интересы пациента -- ключ к решению задач соблюдения рекомендаций врача по лечению. Согласно исследованию консалтинговой компании Capgemini, несоблюдение рекомендаций врача приводит к потерям в размере 564 млн долл. в мировом масштабе [5]. Хотя ряд фармацевтических компаний, действующих в Азии, проводили образовательные кампании, запускали напоминающие программы и предлагали поощрения, все эти усилия оказались недостаточными для решения проблемы большего участия пациентов в своем лечении.

Рассмотрим, как должна развиваться компания, принявшая решение о переходе к новой стратегии развития, направленной на преимущество интересов пациента. Специалисты компании IMS в результате опроса 108 респондентов выделили пять возможных концепций, 49% участников видят пациент-ориентированную стратегию как понимание, интегрирование и активное удовлетворение потребностей пациентов по всей цепочке оказания медицинских услуг (Стратегическое планирование на основе интересов пациента) (рис. 1) [6].

 
Filatova_.jpg

Необходимо учесть, что в создании и реализации новой стратегии должны участвовать практически все сотрудники компании, принявшей такое решение.

По мнению специалистов компании Heidrick & Struggles, конечной целью должно стать создание новой бизнес-модели. Как отметил Клейтон Кристенсен, автор «Дилемма новатора» (The Innovator's Dilemma), такие трансформации могут непросто даваться крупным, солидным компаниям [6]. По мере того, как компания совершает переход к новой модели, она должна продолжать работать с существующей моделью, выделяя ресурсы на оба действия одновременно и постепенно перемещая центр тяжести с течением времени к новой модели. Однако часто новая модель подавляется культурной инерцией старых способов работы, особенно на ранних этапах, когда новая модель еще не дала ощутимых финансовых результатов. Поэтому существенное значение приобретает введение изменения культуры «сверху», например, когда генеральный или медицинский директор берет на себя роль de facto «директора по инновациям», чтобы провести преобразование, продолжая в то же время исполнять текущие деловые обязанности и сохраняя то, что остается релевантным из существующей бизнес-модели [3].

По мнению специалистов биофармацевтической компании АстраЗенека, активно внедряющей этот подход, «директор по инновациям» может организовать специальную функцию по реализации «пациент-ориентированного» подхода для решения комплекса задач с интегрированием работы в данном направлении секторов научно–исследовательской работы, нормативно-правового отдела, отделов продажи и маркетинга для расширения видения данной проблемы теми сотрудниками, которые работают в рамках старых границ.

«Пациент-ориентированное» руководство может включать менеджера по работе с пациентами или другое должностное лицо такого же уровня, или даже группу руководителей, выведенную за пределы повседневной коммерческой функции и, возможно, проводящую изменение культуры путем представления внутри компании на начальном этапе интересов пациента. Но, независимо от того, как это руководство структурировано, необходимо будет выполнить четыре основных действия, которые позволят успешно работать новым стратегическим, рабочим и организационным моделям:

•    обеспечить последовательные действия, которые распространят новую, «пациент-ориентированную» культуру в организации сверху донизу;
•    найти начальные точки роста и конкретные примеры в работе организации, позволяющие продемонстрировать успешность и перспективность развития нового подхода;
•    создать и поддерживать контакты по всей организации, организуя своего рода сеть сторонников нового направления развития;
•    обеспечить устойчивость новой культуры путем сочетания практики и стратегии с требуемым изменением.
 
Таким образом, «пациент-ориентированная» модель организации фармацевтического бизнеса является на сегодня одним из наиболее перспективных направлений развития. Она позволяет компании, стремящейся к лидерству в науке, отвечать современным регуляторным и отраслевым вызовам, одновременно сохраняя фокус на разработку и обеспечение доступности для пациентов инновационных методов лечения.

Литература

1.    International Alliance of Patients' Organizations (IAPO, 2006). "Declaration on Patient-Centred Healthcare". Retrieved 13 December 2011.
2.    Anderson G. Chronic conditions: making the case for ongoing care. Johns Hopkins University, November 2007.
3.    Delany S. ‘Walking the talk’ in patient-centric pharma. Heidrick & Struggles, 2014.
4.    Patient Centricity: A Disruptive Strategy for Growth in Asia. IMS Asia Pacific Insight, Issue 4,2014, p 11-17.
5.     Estimated Annual Pharmaceutical Revenue Loss Due to Medication Non-Adherence, 2012, Capgemini Consulting.
6. Christensen CMThe Innovator's Dilemma: The Revolutionary Book That Will Change the Way You Do . Boston: Harvard Business School Press, 1997. 2011.



Фармацевтический рынок