
Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»
Основатель сети розничных магазинов «Лента» Олег Жеребцов после продажи своих акций решил полностью уйти из ретейла и вложил деньги в фармацевтическое производство. О том, как за короткие сроки и буквально «в чистом поле» было построено высокотехнологичное предприятие, он рассказал журналистам на пресс-конференции, посвященной результатам первого года работы предприятия.
На момент продажи «Ленты» консорциуму инвестфондов TPG и VTB Capital в 2009 г. Олегу Жеребцову принадлежали 35% акций этой розничной сети. Общая сумма сделки по продаже этих акций составила 110 млн долл. Спустя год предприниматель основал производственную компанию ООО «Гротекс» (предприятие Solopharm).
Для строительства завода был куплен участок земли 3,7 га, расположенный в черте Санкт-Петербурга, за 4 млн евро. По словам владельца и гендиректора компании Solopharm, этот участок представлял собой чистое поле без каких-либо коммуникаций и дорог. «Это судьба российского инвестора -- все построить самим, включая дорогу», -- отмечает он. На создание инфраструктуры было потрачено еще порядка 6 млн долл. Как признался г-н Жеребцов, при осуществлении столь масштабного проекта ему очень пригодился опыт создания больших магазинов с нуля, учитывая, что «строительство гипермаркетов 15--18 лет назад было таким же сложным, как строительство фармзаводов».
Он сообщил, что в течение 1,5 года шло строительство завода по немецкому проекту, а уже в 2014 г. произошел запуск производства инфузионных и инъекционных растворов по технологии BFS (Blow-Fill-Seal, технология выдувания, наполнения и запаивания). Такой способ производства исключает микробную контаминацию ЛС и позволяет выпускать препараты без использования консервантов в устойчивой к внешним воздействиям полипропиленовой упаковке, а кроме того, дает возможность компании удешевить стоимость продукции на 30--40%. «Ампулы из полипропилена не колятся, не ломаются, а введение в шприц занимает секунды», -- говорит гендиректор.
Общий объем инвестиций, направленных на строительство и запуск 1-й и 2-й очереди завода, составил 74 млн евро. Эти средства предназначены для создания непрерывного технологического производства практически без участия человека. Минимизация количества работников помогает соблюдать сверхчистые стерильные условия. Учитывая это, компания также планирует построить автоматический склад, работающий без людей. На складе не будет света и отопления, что существенно сэкономит затраты. «Моя страсть -- это экономия на издержках, -- подчеркивает Олег Жеребцов. -- Я фанат эффективности с точки зрения производительности и труда».
На данный момент предприятие производит не только инъекционные и инфузионные растворы, большой объем выпускаемой продукции приходится на офтальмологические препараты. В ближайшее время компания наладит производство линейки назальных препаратов и препаратов пульмонологического профиля. Кроме того, Solopharm ведет разработку дентальных картриджей, применяемых в стоматологии для обезболивания, протезов синовиальной жидкости для лечения артрозов суставов, а также антикоагулянта на основе низкомолекулярного гепарина. Стоимость этих ЛС, по словам Жеребцова, будет в 2--3 раза ниже текущих розничных цен. «Я считаю, что большинство препаратов, которые мы импортируем (порядка 80% в денежном выражении), можно делать в нашей стране», -- полагает он.
Предприниматель подчеркивает, что не боится конкуренции: «Чем больше участников на рынке, тем ниже стоимость выпускаемых ими лекарств». На цену ЛС, по его мнению, также влияют объемы продукции. «Мы ориентируемся на высокие объемы производства, позволяющие сокращать себестоимость продукции, -- говорит гендиректор Solopharm. -- Традиционно считается, что делать в России что-то массовое и дешевое непрестижно. Я уверен, что делать десятки миллионов единиц с низкой себестоимостью, но при этом высокого качества -- это всем выгодно».
Источник: Ремедиум, № 10, 2015