С чего всё началось? В 1817 году во время одного из своих визитов в Италию Стендаль посетил базилику Санта-Корче в центре Флоренции. Среди прочего, здесь захоронены Микеланджело, Галилей, Макиавелли, Россини и многие другие выдающиеся итальянцы. Благодаря удачному стечению обстоятельств писатель мог долгое время любоваться великолепными фресками Бальдассарре Франческини по прозвищу Вольтеррано, в итоге знаменитого туриста, что называется, накрыло.
Сам он так описывал происходящее:
«Я уже был в каком-то экстазе от мысли, что я во Флоренции, и от близости великих людей, чьи могилы я только что видел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я увидел ее вблизи — я, так сказать, прикоснулся к ней. Я достиг той точки эмоций, когда небесные ощущения изящных искусств встречаются со страстными чувствами. Когда я вышел из Санта-Кроче, у меня началось сердцебиение, жизнь ушла из меня, и я ходил в страхе упасть».
Что-то похожее в XIX веке встречалось не так уж и редко. У гиперчувствительного Марселя Пруста были постоянные приступы астмы при написании романа «В поисках утраченного времени», а Фёдор Михайлович Достоевский, как известно, ужасно волновался, когда видел знаменитую картина Ганса Гольбейна младшего с изображением мертвого Христа в Базеле. Иммануил Кант выдвинул гипотезу о том, что созерцание эстетически возбуждающих объектов вызывает «быстро чередующиеся отталкивание и притяжение, производимые одним и тем же объектом. Точка избытка для воображения… подобна бездне, в которой оно боится потеряться». Этот вид непроизвольной эмоциональной проекции был назван Einfühlung, позже оно появилось во многих языках в виде «эмпатии».
В 1989 году итальянский психиатр из больницы Санта-Мария-Нуова во Флоренции описала свои наблюдения за 106 пациентами на протяжении 10 лет, которые поступили в приёмное отделение по скорой и даже были госпитализированы. Большинство были доставлены прямо из городских художественных галерей и музеев. Их клиническая картина включала приступы головокружения, учащенное сердцебиение, галлюцинации, дезориентацию, потерю личности и физическое истощение. Отягощающими факторами оказались «излишне впечатлительная личность, стресс от путешествия и встреча с таким городом, как Флоренция, населенным призраками великих». В качестве лечения пациентам было предложено как можно скорее покинуть Италию и вернуться в обыденную реальность. Помогло.
Среди паломников синдром Стендаля, по-видимому, наиболее яркое выражен. Десять лет назад группа психиатров из Центра психического здоровья Кфер Шауль в Иерусалиме сообщила об остром психотическом состоянии, которое они назвали «иерусалимским синдромом». Иерусалим, как они пишут, считается городом «святым, историческим и небесным» приверженцами трех мировых религий, которые часто упускают из виду политически разделенный, шумный и суетливый современный город. В лечебницу направляются все туристы, страдающие психотической декомпенсацией в Иерусалиме: в среднем около 100 пациентов в год, 40 из которых требуют госпитализации. Авторы выделили три типа пациентов: с ранее существовавшими проблемами, обычно патологической идентификацией с персонажем или идеей, с пограничными расстройствами личности и ранее нормальные люди, пережившие кратковременный острый психотический эпизод, во многом похожий на синдром Стендаля. Он проявлялся в желании громко петь псалмы, заворачиваться в гостиничное постельное белье или читать проповеди в одном из городских святых мест. Психиатры обнаружили, что эти в остальном нормальные люди, как правило, имели «идеалистический подсознательный образ Иерусалима». После отъезда из Иерусалима всё проходило бесследно.