Top.Mail.Ru

При прочих равных

 16380

При прочих равных
Как помочь клиенту с выбором оптимального амлодипина

Первостольникам часто приходится иметь дело с рецептами на блокаторы кальциевых каналов (БКК), которые широко назначаются пациентам с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Одно из самых востребованных средств этой группы – БКК III поколения амлодипин, входящий в перечень ЖНВЛП и представленный в России несколькими десятками торговых наименований. На что следует обратить особое внимание провизору, когда требуется самостоятельно подобрать клиенту конкретный препарат на основе этого лекарственного средства (ЛС) либо произвести «синонимическую» замену?

СПРАВКА

Амлодипин обладает длительным дозозависимым гипотензивным эффектом и антиангинальным (противоишемическим) действием. Основные показания к его приему – артериальная гипертензия, стабильная стенокардия напряжения и вазоспастическая стенокардия.

Главные преимущества амлодипина перед БКК предшествующих поколений (фелодипином, исрадипином и др.) – высокая скорость (2–4 ч) и большая длительность лечебного действия (24 ч), позволяющая принимать его всего 1 раз в сутки.

Чаще всего амлодипин назначается в разовой/суточной дозе 5 мг, которая при недостаточной эффективности может быть увеличена вдвое (10 мг). Эти дозировки есть практически у всех препаратов, представленных в аптеках.

Выбор за фармспециалистом

Разумеется, амлодипин как Rx-препарат может быть рекомендован к приему пациенту исключительно врачом. Вместе с тем роль первостольника при обслуживании рецептов на это ЛС отнюдь не номинальна. Ведь во многих случаях именно он совместно с покупателем принимает окончательное решение о выборе конкретного торгового наименования амлодипина. Подобные ситуации, думается, хорошо знакомы всем.

1)     Амлодипин выписан пациенту по МНН. По данным независимой исследовательской компании Comcon, в 25% случаев амлодипин назначается пациентам именно по МНН. В этом случае принятие решения о рекомендации того или иного препарата полностью возлагается на фармацевтического работника.
2)     Назначенного ЛС в момент запроса нет в аптеке (или даже на всем фармрынке).
3)     Назначенный врачом препарат не по карману клиенту. Чаще всего такая картина наблюдается при выписке больному оригинального немецкого препарата Норваск, имеющего самую высокую розничную цену. По данным независимой аналитической компании IMS Health (2011 г.), упаковка, рассчитанная на месячный курс лечения из 30 таблеток по 5 мг стоит в среднем 587 руб., по 10 мг – 1007 руб. Но случается, что и дженерики порой оказываются слишком дорогими для пациента. Например, стоимость венгерского Нормодипина в тех же формах выпуска составляет соответственно 389 и 698 руб., его «соотечественника» Кардилопина – 321 и 621 руб., словенского препарата Тенокс – 221 и 444 руб. Фактор цены в случае с амлодипином особенно весом, поскольку это лекарство, как правило, необходимо применять длительный срок. По данным независимой аналитической компании IMS, в 2011 году доля МНН амлодипинов в рознице составила 70% упаковок. Исходя из того, что выписка амлодипина по МНН составляет лишь 25% можно предположить, что остальные 45% пациентов, приобретают МНН-дженерики вместо выписанных им врачом брендов из-за высокой стоимости последних
4)     Потребителя не устраивает страна, производящая назначенный ему препарат. Общеизвестно, что среди пациентов велика доля тех, кто признает только западноевропейские или американские лекарства.

Задача с тремя известными

При необходимости синонимической замены первостольник вынужден разом решать 3 ситуационные задачи.
Во-первых, сделать приемлемый для больного выбор по критерию качества, которым, повторимся, для многих потребителей является страна производства ЛС.
Во-вторых, подобрать препарат, цена которого не будет сильно «кусаться».
В-третьих, учесть коммерческие интересы аптеки: экономия средств пациента не должна сильно отражаться на сумме среднего чека.

Если рассматривать сегмент «амлодипинов», то к числу лекарственных средств, которые удовлетворяют всем поставленным условиям задачи, с полным правом можно отнести Амлодипин-Сандоз.

Он производится швейцарской компанией «Сандоз» на заводе, расположенном в Словении, в строгом соответствии со стандартами GMP и не уступает по параметрам качества оригинальному ЛС. При этом его среднерозничная цена, составляющая 148 руб. за упаковку из 30 таблеток по 5 мг и 267 руб. – по 10 мг, значительно ниже не только стоимости оригинального препарата, но и целого ряда восточноевропейских и индийских дженериков (Нормодипин, Кардилопин, Амловас и др.). В то же время Амлодипин-Сандоз обеспечивает аптеке более высокий чек в сравнении с другими МНН-дженериками (Амлодипин производства компаний «Озон», «Вертекс», «Канонфарма» и др.) и некоторыми брендированными препаратами-копиями российского и азиатского производства (Амлотоп, Амлорус, Амлодак и др.).

Выгода налицо

Предположим, что некая аптека Х реализует в месяц 100 упаковок препаратов амлодипина. Исходя из данных независимой аналитической компании IMS, реализация МНН-дженериков составляет 70% продаж амлодипина в упаковках. В нашей аптеке это составит 70 упаковок. Средняя стоимость дешевых представителей этого сегмента российского и индийского производства - 44 руб. (диапазон цен 23-74 руб.) за упаковку  №30.

Рассмотрим ситуацию, где наша аптека X будет предлагать пришедшим за амлодипином покупателям Амлодипин Сандоз.

Разумеется, не стоит упускать из вида, что часть пациентов, руководствующихся исключительно ценовым фактором, отдадут предпочтение дженерику из самого нижнего ценового сегмента. Их количество варьируется и во многом зависит от места расположения аптеки.

Допустим для простоты, что в нашем случае половина пациентов ориентированы на приобретение самого дешевого ЛС из имеющихся вне зависимости от остальных факторов (качества, места производства, рекомендации специалиста и т.п.)

Общее число проданных упаковок МНН-дженериков амлодипина в месяц

ВЫРУЧКА

ПРИРОСТ продаж

Если все продаваемые МНН-дженерики - из нижнего ценового сегмента

Если заменить 50% МНН-дженериков на Амлодипин-Сандоз

50

Выручка: 70 x 44 = 3080 руб.

Выручка: 35 х 44 + 35 х 207,5* = 8802,5 руб.

8802.5 – 3080 = 5722,5 руб.

* Средняя цена Амлодипина-Сандоз в разных формах выпуска (5 мг №30 и 10 мг №30)

Таким образом, за месяц аптека X увеличила оборот по МНН-дженерикам амлодипина почти втрое за счет введения в ассортимент Амлодипина Сандоз.

Налицо и выгоды для пациентов: возможность купить высококачественный европейский препарат по доступной цене. Это особенно актуально для  тех, кто приобретает МНН-дженерики в качестве замены дорогим брендам, но предъявляет высокие требования к качеству препарата.

Особый случай

Бывают ситуации, когда врачи назначают амлодипин в разовой дозе 2,5 мг – например, при лечении истощенных, пожилых больных, пациентов с заболеваниями печени. «Амлодипинов», выпускающихся в такой дозировке, немного (пара небрендированных средств, отечественный Амлорус и др.), причем ни одного западноевропейского препарата среди них нет. Поэтому подходящим выбором может стать Амлодипин-Сандоз® 5 мг, поскольку благодаря фаскам его таблетки легко делятся строго пополам. В этом случае цена разовой/суточной дозы составит всего 2,4 руб. (148/30 x 1/2).

Отметим, что в западных странах в последние годы наметилась тенденция к значительному росту потребления МНН-препаратов, название которых состоит из МНН и имени фирмы-производителя). Так, по данным IMS Health, в США, Германии, Канаде, Японии, Франции, Италии, Испании и Англии их доля рынка среди всех видов дженериков только за последние 10 лет увеличилась на 9% в денежном выражении и на 11% – в натуральном. Этот факт может служить дополнительным аргументом в пользу выбора препаратов амлодипина из данного генерического сегмента (Амлодипин-Сандоз и др.)

Ирина Широкова





Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи