
Обывательские представления о генах и их влиянии на нашу жизнь полны ошибок и домыслов. Рассмотрим и опровергнем самые популярные из них.
Свинья – самое близкое к человеку животное
Если не затрагивать поведенческие аспекты, то это млекопитающее отстоит от людей очень далеко. Ближайшие родственники свиньи – бегемоты и, как бы странно это ни звучало, киты. Это стало известно благодаря достижениям современной молекулярной эволюционной биологии.
На самом деле генетически к человеку ближе всего шимпанзе, их геномы различаются не более чем на 1%. Следующими по родству будут гориллы, далее – остальные человекообразные обезьяны, затем - все приматы, а вот следующими в этой цепочке внезапно оказываются грызуны.
Миф о близости свиней и людей происходит из несколько другой области: в тканях этих парнокопытных чрезвычайно мало антигенов, вызывающих реакцию отторжения трасплантата. Не исключено, что в ближайшем будущем станет реальностью пересадка человеку целых органов этих животных.
Гены определяют индивидуальность человека
Утверждение верно лишь отчасти. Закон генетики гласит: «Наследуется не признак, а норма реакции». Это означает, что конкретное проявление той или иной унаследованной черты очень сильно зависит от влияния факторов внешней среды.
Еще один нюанс: очень редко единственный ген отвечает за синтез какого-то одного белка. Да, такой механизм встречается и может играть определяющую роль в развитии, например, болезни Альцгеймера и некоторых видов рака. Но в большинстве случаев существует множество «резервных» систем, достающихся нам от обоих родителей.
Самая яркая иллюстрация несостоятельности подобного заблуждения – однояйцевые близнецы. Несмотря на абсолютно идентичные геномы, они всегда отличаются друг от друга целым рядом анатомических, физиологических и поведенческих особенностей. Это становится особенно заметным, если дети росли и воспитывались вдали друг от друга.
По генам можно вычислить этническую принадлежность
Этничность – не врожденный признак, ее приобретают в ходе жизни в определенном социуме, осваивая язык, впитывая культуру и т.п. Зачастую различия в геномах внутри одной и той же расы могут быть более существенными, чем между расами. То же самое касается этносов.
Единственное, что реально отследить – следы изоляции отдельных групп, перемежающиеся миграциями и смешением народов. Если число браков внутри группы превышает приток генов извне, то в такой группе накапливаются варианты генов, по спектру и частоте встречаемости отличающие ее от соседей.
Такие отличия выявлены при изучении популяций в разных регионах мира, имеющих разную этническую принадлежность. Анализ генома может показать, к какой из этих групп относятся предки человека. Однако они ничего не говорят об этносе самого владельца анализируемого генома – он может быть таким же, как у его предков (особенно если это близкие родственники), либо совершенно иным.
Мутации вредны
«Мутанты», «мутировать» – эти слова в обыденной речи носят однозначно негативный оттенок. Между тем, с точки зрения биологов, мутация – это лишь вновь приобретенный признак, который передается по наследству. Как и все в природе, он может быть вредным, полезным или нейтральным.
В некоторых случаях польза и вред могут сочетаться. Например, «неправильный» вариант гемоглобина влечет за собой деформацию эритроцитов и развитие тяжелого заболевания – серповидноклеточной анемии. В то же время люди с «мутантным» гемоглобином не заражаются малярией, и это очень важное преимущество для жителей Африки, среди которых соответствующий ген широко распространен.
Еще один пример полезной мутации: появление у некоторых представителей семейства псовых ферментов, позволяющих перерабатывать углеводы, позволило им остаться рядом с человеком и питаться остатками с его стола. Позже именно эти животные дали начало всему разнообразию домашних собак.
Светлана Водовозова
Человеческий геном содержит около 28 тыс. генов, но лишь 1,5% из них кодируют тот или иной белок, остальные относятся к так называемой «мусорной» части ДНК.
Самый эффективный геном – у рыбы фугу. Соотношение активных и молчащих генов у нее в 8 раз меньше, чем у человека.
Около 25 млн лет назад в геном наших предков встроились ретровирусы. Сейчас на их долю приходится около 1% генов, причем некоторые из них чрезвычайно важны, они участвуют в регуляции работы плаценты.
Самый большой геном – у ладанной сосны (Pinia taeda), в нем 22180000000 нуклеотидных пар.