Top.Mail.Ru

Фармбизнес на Волге в творческом русле


Фармбизнес на Волге в творческом русле
Анастасия Бардина

По одной из версий имя Самары происходит от греческих слов «samar» - купец, торговец и «ra» — древнего названия Волги. Известно, что имя сильно влияет на судьбу человека и, наверное, у городов то же самое. Расположение в центре степи, удаленность от столицы и отсутствие в недрах полезных ископаемых не помешали Самаре стать одним из крупнейших городов России, с развитой культурой, экономикой и инфраструктурой. Есть и достижения в фармбизнесе: несколько местных сетей сумели вырасти до федерального уровня.

Свою историю город начинает с 1586 г., когда по Указу царя Федора Иоановича начала строиться крепость на Волге. Основными задачами форта были прикрытие Руси от набегов кочевников и обеспечение водного пути от Казани до Астрахани. Крепость названная Самарским городком строилась на холме, на месте нынешней Хлебной площади.
Сначала возводились стены из остро заточенных вверху бревен, сторожевые башни с бойницами — защита от стрел степняков-кочевников. Потом кремль, церковь, приказные и жилые избы, лабазы. В 1636 году длина городка составляла 1,7 км, ширина - 350 м. В 1688 году крепость была переименована в город, став не только военным форпостом на краю земли русской, но и центром торговли. Именно через Самару осуществлялась выгодная торговля с Востоком.
По именному указу императора Николая Первого от 6 декабря 1850 г. Самара становится губернским городом с населением 15 тыс. человек. В 1870-х годах в городе началось активное строительство заводов и фабрик, многие из которых работают до сих пор. Уже к 1900 г. население Самары составляло около 94 000 человек.

Во времена Великой отечественной войны, в 1941-1943 гг. Самара (тогда Куйбышев) фактически на три года стала второй столицей СССР. В октябре 1941 года в город были эвакуированы Советское правительство во главе с М. И. Калининым, часть военных управлений, наркомат иностранных дел, весь дипломатический корпус - 20 посольств и миссий, а так же труппа Большого театра и многие известные деятели культуры. Для И.В. Сталина был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров. Сегодня этот бункер стал музеем. Послевоенные годы характерны дальнейшим бурным развитием города. Самара становится поистине крупнейшим промышленным и культурным центром России. Здесь создаётся мощный потенциал авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и легкой промышленности.

25 января 1991 года городу было возвращено историческое имя. В настоящее время Самара является крупнейшим промышленным и культурным центром Поволжья и страны в целом. Бизнес развивается во всех направлениях, фармацевтическая отрасль – не исключение. «Местные» сетевые фармретейлеры чувствуют себя неплохо и занимаю значительную долю в розничной торговле ЛС в регионе. Среди них компания «БиоМед», в состав которой входит более 70 аптек в Самаре и Самарской области. Секретами успешной работы в условиях ожесточенной конкуренции и госрегулирования фармрынка поделилась руководитель службы по фармацевтической деятельности сети аптек «БиоМед» Валентина Ахметшина.

Валентина АХМЕТШИНА, руководитель службы по фармацевтической деятельности «БиоМед», г. Самара:  «В нашей профессии преобладают честные и ответственные  трудоголики»

- Валентина, расскажите, с чего начиналась аптечная сеть «БиоМед»?
- В год регистрации ООО «БиоМед» в сентябре 2003 г. открылись первые четыре аптеки. Начальные шаги на рынке пришлось делать в условиях жесткой конкуренции с уже существующими аптечными сетями Самары, выросшими до федерального и регионального уровня. Фактически рынок был поделен надвое между компаниями «Вита» и «Имплозия». Остальная часть представляла собой «рыхлый» конгломерат одиночных аптек, частных, муниципальных и мелких сетей. Конкурировать с местной крупной сетью, знающей местные реалии, имеющей административный ресурс и уже завоевавшей доверие населения гораздо сложнее, чем с ретейлерами пришедшими из других регионов, например, из Москвы.

В течение первых полутора лет проходила своеобразная «разведка» обстановки -  процесс осознания реалий рынка. В 2006 году произошел взрывной рост числа аптек ООО «БиоМед» - их количество достигло  40. В дальнейшем, развитие аптечной сети происходило поступательно, с элементами реструктуризации.

В итоге на сегодняшний день в Самаре работают более 600  аптечных учреждений – аптек, аптечных пунктов и киосков. Подавляющее большинство игроков объединено в крупные сети, и на их долю приходится примерно 70-75% местного фармацевтического рынка. В Самаре и других крупных городах области, кроме Тольятти, по 30-35% рынка принадлежит компаниям «Вита» и «Имплозия», а 12% занимает сеть «БиоМед».

- Как удается оставаться на плаву в соперничестве с местными и федеральными фармретейлерами?
- Каждая аптечная сеть работает для людей, для определенной целевой группы. Аптечная сеть «БиоМед» идет по пути сегментации рынка. Мы стараемся уловить потребности всех групп населения, предложить спектр услуг и цен, устраивающих самых разных людей. Поэтому в структуре нашей сети выделены несколько групп аптек – социальные (пенсионерам 10% скидка на большинство позиций, в т.ч. ЖНВЛП) и фарммаркеты. Кроме того, начала свою работу интернет-аптека, а в проекте - открытие первой в Самаре аптеки для VIP-клиентов.

В период жесткой конкуренции многие компании идут по пути ценовых войн. Не обращая внимания на такие моменты, как удобство сервис и качество, они стараются просто максимально снижать цены. Это тупиковый путь, превращающий аптеки в заурядную «забегаловку», когда в погоне за сокращением издержек руководство забывает о надлежащих условиях для своих клиентов и персонала.

- В таком случае, на что делает ставку «БиоМед»?
Прежде всего, на полное удовлетворение потребностей наших покупателей. Нужно, чтобы клиент ощущал себя комфортно в процессе приобретения медикаментов. По нашей задумке в аптеках «БиоМед» люди должны получать подробную профессиональную консультацию, множество дополнительных услуг, в комфортной обстановке с чистым воздухом и водой. Это не шутка - в некоторых аптеках сети уже стоят ионизаторы воздуха и бесплатная бутилированная вода.

Я считаю, что нужен творческий, неординарный подход к ведению бизнеса. В наше время успех в науке или бизнесе приходит не в ожесточенной и разорительной ценовой конкуренции - успех приходит на стыке наук и сфер деятельности. В пример могу привести цирк «Дю Солей»: его руководство и коллектив находятся в постоянном творческом поиске, принимают смелые нестандартные решения и поэтому имеют огромную популярность во всем мире.

- В условиях ограничения наценки на ЖНВЛП многие делают ставку на продажу товаров с большой наценкой, например БАД. Насколько в вашем регионе развита культура потребления этих средств? Представлены ли биодобавки в вашей аптеке?
- В питании современного человека действительно снижено не хватает пищевых волокон, много консервантов, рафинированных продуктов, поэтому потребление БАД зачастую становится необходимостью. Вместе с тем, важно помнить, что пищевые добавки должны рассматриваться и применяться, как необходимый элемент питания. В наших аптеках ассортимент биологически активных добавок к пище представлен довольно широко. Чтобы облегчить выбор покупателю, они отмечены воблером «БАД». Люди, правда, не всегда отличают БАД от лекарств, но в этом случае консультанты всегда приходят на помощь.

- В Центральном федеральном округе аптечному бизнесу не хватает квалифицированных кадров. А у вас?
- По-моему, весь российский рынок труда в области фармации остродефицитный. Радует только то, что в нашей профессии преобладают честные и ответственные  трудоголики. Сотрудники –  наша самая большая ценность, поэтому в «БиоМеде» оплата труда одна из самых высоких в регионе. Наиболее активная часть коллектива всегда может рассчитывать на карьерный рост, ведь развитие сети продолжается. Поэтому для нас актуальна скорее проблема отбора кадров.

Хотя практически нулевая безработица в фармации имеет свой минус и для самого фармспециалиста. Если человек востребован независимо от квалификации, у него пропадает мотивация к активному самосовершенствованию, но само собой это касается незначительной части провизоров и фармацевтов.

- Сейчас многие ведущие эксперты фармрынка дискутируют на тему кто такой «первостольник» – обычный продавец или работник здравоохранения?
- Человек, продающий товар за деньги, всегда продавец. Но, кто так называет риэлтора, банкира или даже врача частной клиники? А ведь они тоже в юридическом смысле продавцы, продают услугу или товар. Продажа – это процесс, а название специалиста обычно происходит не от процесса, а от объекта. Специалист по лечению болезней при этом остается врачом, специалист по недвижимости - риэлтором, по продаже денег – банкиром, а лекарственных средств – фармацевтом.

- Тем не менее, появляются сервисы, позволяющие приобретать лекарства без визита в аптеку. Как, по-вашему, есть ли будущее у Интернет-аптек или это мимолетная дань моде?

- Я считаю, что безусловно есть, иначе мы бы ее не открывали. Информационными технологиями пользуется все большее число людей самых разных возрастов, и к этому надо относится как к данности.  Наверное, нужны новые идеи и формы работы, чтобы создать, скажем, иллюзию присутствия в аптеке. Может, технологии 3D позволят сделать рывок в этой области.

- Многие эксперты фармрынка и владельцы аптек в беседах, на конференциях и интервью высказывают мнение, что в принципе аптечная розница - бизнес не прибыльный, но стабильный.  Как прокомментируете эту мысль?
- Любое мнение имеет право на существование. А сверхприбыльные и стабильные бизнесы вообще бывают?

Анастасия Бардина




Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи