Несмотря на возможность осуществления доставки, в отношении ОТС препаратов большинство покупок в онлайн-канале совершается в формате бронирования с самовывозом в офлайн-аптеках. Доля покупок с доставкой по итогам 1–2 кварталов 2024 г. составила всего 0,85% от общего денежного объёма российской фармрозницы или порядка 4,5% от общего объёма продаж ЛП в e-com. Даже в существующем формате эта доля последовательно повышается на протяжении последних лет: так, по итогам 2023 г. с доставкой приобреталось 0,66%, а в 2022 г. — 0,58% товаров.
Доля онлайн-канала в фармрознице по состоянию на 1–2 кварталы 2024 г. побила очередной исторический рекорд на уровне 19,2%: по итогам 1–2 кв. 2023 г. этот показатель составлял 17,5%. Суммарная выручка организаций, формирующих ТОР-20, в анализируемом периоде достигла 178,8 млрд руб., доля топовых компаний в общем объёме российского e-com канала составляет 89,8%. Уровень концентрации несколько ниже, чем фиксировался в аналогичном периоде прошлого года, но в целом за последние 1,5 года стабильно колеблется вокруг 90%.
В рейтинге только 4 компании демонстрируют сокращение объёма продаж в рамках e-com канала с разбросом от -3% у «Монастырёв рф» до -36% у «Планеты Здоровья».
Максимальный показатель прироста зафиксирован у проекта Polza.ru фармдистрибьютра «Пульс»: относительно 1–2 кварталов 2023 г. продажи выросли более чем в три раза. Второй результат демонстрирует «Аптечная сеть 36,6: объём реализации через e-com канал вырос в 2,8 раза. Процесс поглощений розничных компаний в первой половине 2024 г. Активизировался, и в ближайшее время можно ожидать серьёзного роста онлайн-бизнеса таких аптечных сетей, как «Ригла» и «Неофарм». Стоит отметить показатели роста сетей «Алоэ» (рост выручки в 2 раза) и «Апрель».