
Наблюдается выраженный рост доли по всем компаниям, входящим в ТОР-5, суммарно за год она увеличилась на 1,8%. При этом общая доля компаний с 6-го по 25-е место в 2023 г. корректировалась в сторону снижения, уровень концентрации сократился примерно на 0,6%.
Росту активности компаний в рамках ТОР-5 способствовали три фактора. Во-первых, ритейл характеризовался устойчивым ростом спроса, который хоть и носил в значительной степени инфляционный характер, но всё-таки сопровождался и повышением активности потребителей. Во-вторых, топовые участники рынка в целом завершили процессы чистки клиентских портфелей, который продолжался последние несколько лет. Наконец, участники рынка активно осваивали рыночную долю оптовиков, которые в 2023 г. сошли с дистанции.
Развитие онлайн направления в текущем году, судя по всему, активно развиваться не будет, фармацевтический e-com в 2023 г. вступил в период стагнации и без регуляторных изменений едва ли сможет выйти из него в ближайшие пару лет. Этот факт стал одной из причин смены инвестиционных приоритетов со стороны большинства крупных оптовиков, которые в прошлом году фокусировались на развитии складской инфраструктуры и развитии смежных компетенций.