
Исследования, проводимые при участии людей, представляют собой наиболее дорогостоящий и трудоемкий компонент процесса разработки лекарственных препаратов, поскольку набор пациентов и изучение новых препаратов может длиться годами, а за период с момента открытия препарата до его выхода на рынок компании тратят миллиарды долларов США.
Фармацевтические компании уже не первый год проводят эксперименты с ИИ в надежде, что машины смогут изобрести новые препараты, которые станут лидерами продаж. Уже сегодня в разработке находятся несколько препаратов, отобранных искусственным интеллектом, но на реализацию этих проектов уйдут годы.
Специалисты Amgen, Bayer и Novartis обучают ИИ осуществлять поиск пациентов для проведения исследований путем сканирования медицинской документации, рецептов на лекарственные препараты, заявок на медицинское страхование, а также внутренних данных. В некоторых случаях такой подход позволяет вдвое сократить время набора пациентов.
«Внедрение ИИ в данную область пока не получило повсеместного распространения», ― сказал Джеффри Морган, управляющий директор консалтинговой компании Deloitte. Однако он считает, что стадия экспериментов уже успешно пройдена.
Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) в период с 2016 по 2022 годы получило порядка 300 заявок на использование технологий ИИ и машинного обучения при разработке лекарственных препаратов. Более 90% заявок поступило за последние два года. Большинство из них касались использования ИИ на определенном этапе клинических исследований.