А.В. Алексеева, Л.И. Мазур, ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава»
Изучены медицинские показатели качества жизни больных школьников с неязвенной диспепсией и динамика их изменения в процессе проведения комплекса профилактических мероприятий. Обоснована целесообразность и проанализирована эффективность применения настоя травы мелиссы лекарственной в комплексе противорецидивных мероприятий у детей с неязвенной диспепсией.
Введение
В последние годы в отечественной и зарубежной литературе активно дискутируется тема функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Актуальность обусловлена повсеместной распространённостью данной патологии и сопряжёнными многочисленными медицински¬ми и социально-экономическими проблемами. По статисти¬ке, каждый второй житель нашей планеты страдает такими заболеваниями, как неязвенная (функциональная) диспепсия (НД), дисфункция желчевыводящих путей, синдром раздражённого кишечника, которые существенно ухудшают качество жизни, ограничивают социальную и трудовую деятельность.
НД – это синдром, включающий в себя: боли в верхней половине живота, зависящие от приёма пищи и/или не связанные с ним, периодически возникающие после физической нагрузки или эмоционального напряжения; чувство тяжести в эпигастральной области, метеоризм, тошноту, рвоту, изжогу и срыгивания. При этом должны быть исключены различные органические заболевания ЖКТ. Одной из важных причин возникновения функциональной диспепсии и её обострения является нарушение нервной регуляции, которое возникает вследствие стресса. Это объясняется определённой связью между изменениями психоэмоционального статуса и реакцией секреторного и моторного аппарата желудка на стрессовые воздействия [1]. Очень важно, на наш взгляд, проводить седативную терапию детям с НД именно на амбулаторном этапе для предупреждения рецидивов. Выбор препарата с седативным эффектом для детей является очень ответственным и сложным. В лечении невротических состояний особое значение имеет безопасность и переносимость применяемых лекарственных средств. В связи с этим в научном мире возродился интерес к препаратам растительного происхождения, таким, как мелисса лекарственная, зверобой, валериана лекарственная, мята перечная, пустырник, пион уклоняющийся и др.
Мелисса лекарственная (Melissa officinalis L., сем. Яснотковых – Lamiaceae) является фармакопейным растением во многих странах мира [2–6], в том числе в Российской Федерации с 1996 г. Однако до сих пор многие вопросы, связанные со стандартизацией, созданием, внедрением и применением отечественных лекарственных средств, по-прежнему остаются нерешёнными. Это приводит к тому, что фармацевтический рынок РФ насыщается зарубежными дорогостоящими препаратами, причём в подавляющем большинстве комбинированными. К сожалению, на этом фоне не уделяется должного внимания научному обоснованию применения такой доступной лекарственной формы, как настой (из травы и фильтр-пакетов). Трава мелиссы лекарственной имеет регистрационный номер 96/282/10 от 09.07.1996 г. в Государственном реестре лекарственных средств (2008), фармакопейную статью ФС 42-3645-98 и не обладает противопоказаниями для применения в педиатрической практике [7]. Сырье данного растения в качестве ведущей группы биологически активных соединений содержит эфирное масло (около 0,05%), представленное гераниолом, гераниалем, неролом, нералем, цитронеллолом, цитронел-лалем и другими терпеноидами, обусловливающими седативные и спазмолитические свойства [2, 3, 8, 9]. К основным действующим веществам относятся также фенилпропа-ноиды (розмариновая кислота, кофейная кислота и др.) (рис. 1), обладающие анксиолитическим, антидепрессивным, иммуномодулирующим, противовирусным, антиаллергическим и антимикробным действием [2, 8, 10, 11]. По данным ряда авторов, мелисса лекарственная обладает также гипо-липидемическими, ноотропными (повышение концентрации внимания и скорости решения задач), антиоксидантными, противоопухолевыми свойствами [2, 3, 12].
Достоинством мелиссы лекарственной является её высокая безопасность – частота побочных эффектов при её применении не отличается от таковой при применении плацебо. Очень важным является её мягкое успокоительное действие без снотворного эффекта и угнетения центральной нервной системы, что позволяет применять её даже в утренние часы без опасения воздействия на трудовую активность.
Основные биологически активные соединения мелиссы лекарственной.
К сожалению, за мелиссу лекарственную часто ошибочно принимают другие близкие виды – котовник кошачий (мята лимонная, мелисса лимонная) и змееголовник молдавский (мелисса турецкая). Необходимо отметить, что в настоящее время в продаже имеется много средств на основе мелиссы лимонной, при этом она не обладает тем полным набором ценных свойств, что характерны для мелиссы лекарственной, и часто может вызывать аллергические реакции (в противоположность мелиссе лекарственной, которая обладает противоаллергическим свойством и может применяться у детей со склонностью к атопии). Следует отметить, что многие инструкции сырья травы мелиссы лекарственной имеют разночтения с аннотацией из Государственного реестра лекарственных средств [7]. В частности, некоторые производители в противопоказаниях указывают детский возраст до 12 лет, а в некоторых – до 18, что противоречит рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которые являются приоритетными. Таким образом, считаем перспективным разработку и внедрение однозначных рекомендаций по применению настоя травы мелиссы лекарственной с подбором дозировки для каждой возрастной группы отдельно.
Детям, особенно в дошкольном и школьном возрасте, в отличие от взрослых показан сравнительно ограниченный набор растений, к числу этих растений относится и мелисса лекарственная, которая рекомендуется для лечения детских неврозов, артериальной гипертензии, ревматизма, для фитотерапии детей с пороками сердца, для лечения хронических гастритов, холециститов, пиелонефритов, сахарного диабета и ожирения.
Целью настоящего исследования явилось повышение эффективности комплекса противорецидивных мероприятий на амбулаторном этапе у детей школьного возраста с НД. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: изучить медицинские показатели качества жизни (КЖ) больных школьников с НД и динамику их изменения в процессе проведения комплекса профилактических мероприятий; обосновать целесообразность и проанализировать эффективность применения настоя травы мелиссы лекарственной в комплексе противорецидивных мероприятий у детей с НД.
Материал и методы
Для проведения исследования нами на амбулаторном этапе отобраны 90 детей в возрасте 8–17 лет, с диагнозом: Неязвенная диспепсия, прошедших лечение в гастроэнтерологическом отделении Детской городской клинической больницы № 1. Составлены две сопоставимые группы детей — основная и контрольная, по 45 человек каждая. При этом обе группы с учётом требований опросника PedsQL 4.0 (Pediatric Quality of Life Inventoty) поделены на возрастные подгруппы 8–12 лет (по 15 детей) и 13–17 лет (по 30 детей). После выписке из стационара детям контрольной группы назначается стандартная схема профилактических мероприятий (диетотерапия), детям же основной группы в дополнение к основной схеме назначается фитотерапия в виде настоя травы мелиссы лекарственной в возрастной дозировке 2 раза в день (утром и вечером) в течение 3 недель. Данный курс седативной терапии рекомендуется проводить каждые три месяца. Настой применяется внутрь (предпочтительнее в теплом виде) в возрастной дозировке (табл. 1) через 1 час после еды. Для приготовления настоя 2–3 г (1 ст. ложка) измельченного сырья помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл кипяченой воды, накрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане в течение 15 мин., охлаждают 45 мин. при комнатной температуре, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Объём полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. При использовании фильтр-пакетов: 2 фильтр-пакета (3 г) помещают в стеклянную или эмалированную посуду, заливают 200 мл кипятка, накрывают крышкой и настаивают в течение 15 мин. Содержимое фильтр-пакетов отжимают. Объём полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл.
Эффективность применения настоя травы мелиссы лекарственной у детей оценивается нами по динамике КЖ (до лечения, сразу после и через 3 месяца после курса лечения), субъективным (наличию жалоб, характеру диспептических расстройств) и объективным данным результатов обследования (количеству рецидивов в год, динамике лабораторно-инструментальных исследований). В зарубежной педиатрии показатель КЖ активно используется в популяционных исследованиях для оценки эффективности профилактических мероприятий, определения комплексного влияния хронических заболеваний на детей. Для исследования КЖ мы используем специальный опросник PedsQL 4.0, автор James W. Varni, Ph.D., русская версия, отдельно форма для опроса детей и их родителей (teen report and parent report). Вопросы PedsQL разделены на 4 шкалы, описывающих физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), жизнь в школе (ЖШ). Кроме того, в исследовании оцениваются показатели психосоциального функционирования (ПСФ), которые представляют собой сумму показателей ЭФ и СФ, а также суммарной шкалы (СШ), которая заключает в себе сводную информацию всех вышеперечисленных шкал. Ответы ребёнка дублируются ответами родителей. Варианты опросника, заполняемые родителями, имеют такое же смысловое содержание, как и заполняемые детьми, но несколько отличаются по форме задаваемых вопросов. С целью оценки КЖ каждый ребёнок опрашивается три раза – перед началом проведения комплексных мероприятий по профилактике НД с применением настоя травы мелиссы лекарственной, сразу после и через 3 месяца после комплексной схемы профилактики. В заключении исследования будет проведена оценка КЖ через год, при соблюдении рекомендаций по применению настоя (повторный курс через каждые три месяца). Родители детей также тестируются три раза с целью получения более достоверной информации. Во всех случаях опрашивается одно и то же взрослое лицо. Итоговые результаты тестирования оцениваются по 100-балльной системе (чем выше итоговая величина, тем лучше КЖ ребенка).
Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программы STATISTICA. 6 for Windows (StatSoft®, inc.). На первом этапе производили анализ сформированных выборок на нормальность распределения по изучаемым признакам с использованием критерия Шапиро-Уилка. Было установлено, что имеющиеся в работе выборки соответствуют нормальному распределению (по Гауссу), поэтому дальнейший статистический анализ производили с применением параметрических критериев. Вторым этапом вычисляли средние (М) и относительные (Р) величины. Также рассчитывали стандартные ошибки (m, mP) соответствующих показателей, для оценки достоверности (td) средних и относительных величин. Третьим этапом производили оценку достоверности различий между средними величинами, а также между относительными величинами, с расчётом критерия td. Величины, а также различия между ними являлись статистически достоверными, если рассчитанный критерий td превышал стандартные значения коэффициента Стьюдента (tst) для заданной доверительной вероятности (p). Стандартные значения tst определяли по оценочным таблицам с учётом числа степеней свободы (f).
Таким образом, если рассчитанный критерий td был больше стандартного значения tst при заданной доверительной вероятности p=s0,05, вычисляемый параметр считали досто¬верным и характеризовали как значимый (значимость 95%, вероятность ошибки 5%), при p=s0,01 - как очень значимый (значимость 99%, вероятность ошибки 1%), а при p=s0,001 -как максимально значимый (значимость 99,9%, вероятность ошибки 0,1%).
Результаты и обсуждение
У детей основной и контрольной групп до применения профилактических мероприятий с использованием настоя травы мелиссы лекарственной показатели КЖ по опроснику PedsQL оказались достаточно низкими: основная группа -СШ 72,2±1,53, контрольная — СШ 72,7±1,74 (табл. 2). В дальнейшем, в результате наблюдения выявлена отчётливая положительная динамика всех параметров КЖ у основной группы, особенно по шкалам физического и эмоционально¬го функционирования, в то время как в контрольной группе положительная динамика была незначительной. Наблюдали выраженный разрыв между значениями физического и социального видов функционирования, с одной стороны, и эмоционального и школьного — с другой, при этом последние оказались ниже. КЖ детей основной группы сразу после проведения профилактического курса настоя мелиссой лекарственной показало хорошие результаты - положительную динамику по всем шкалам, особенно по ФФ и ЭФ, кроме СФ, которая практически не изменилась. При этом СШ составила 77,7±1,57 (р=s0,01 по сравнению с исходным значением). Показатели КЖ через 3 месяца также совершили значительный скачок по шкалам ФФ, ЭФ и суммарно составили СШ 81,1±1,49 (р=s0,01 по сравнению с исходным и р=s0,05 в сравнении с предыдущим значением). В контрольной группе положительная динамика была незначительной -до профилактических мероприятий СШ 72,7±1,87, сразу после — 74,6±1,75, через 3 месяца — 75,3±1,73. Различия во всех случаях статистически недостоверны (ргг0,05). Кроме того, различия значений СШ между основной и контрольной группой после применения мелиссы лекарственной и через три месяца наблюдений также были достоверны — р=s0,05 и р=s0,01 соответственно.
Таким образом, в течение 3-месячного периода наблюдений отмечали более интенсивную положительную динамику баллов у детей основной группы по сравнению с контрольной на фоне проведения комплекса противорецидивных мероприятий с применением настоя травы мелиссы лекарственной. Подобный характер изменений КЖ выявляли по всем шкалам опросника PedsQL с преимущественным акцентированием в ЭФ.
Динамика КЖ в основной и контрольной группе (по ответам детей).
Во всех эпизодах сравнения КЖ у мальчиков было достоверно выше, чем у девочек, в первую очередь за счёт преобладания высоких баллов по шкале ЭФ (р=s0,05). При анализе ответов родителей, выявлено, что они были склонны занижать оценку КЖ, при этом с возрастом разногласия увеличиваются (чаще у мальчиков).
У детей основной группы по сравнению с контрольной за 3 месяца наблюдений отмечали меньшее количество детей с рецидивными приступами болевого синдрома: основная группа — 55,55%, контрольная группа — 84,44% (р=s0,05). За указанный период в основной группе не было госпитализаций в гастроэнтерологическое отделение, при этом в контрольной группе имели место 5 эпизодов повторных госпитализаций. Учитывая полученные данные, считаем применение настоя травы мелиссы лекарственной в комплексе противорецидивных мероприятий перспективным вариантом профилактики НД у детей школьного возраста на амбулаторном этапе. В результате проведённых исследований разработана комплексная программа профилактики НД у детей школьного возраста на амбулаторном этапе с применением настоя травы мелиссы лекарственной.
Выводы
1. В течение 3-месячного периода наблюдений отмечается более интенсивная положительная динамика медицинских показателей качества жизни у детей школьного возраста, больных неязвенной диспепсией, по сравнению с контрольной группой на фоне проведения комплекса противорецидивных мероприятий с применением настоя травы мелиссы лекарственной.
2. У детей основной группы отмечается более гладкое течение периода реконвалесценции и более длительный период ремиссии.
3. Применение настоя травы мелиссы лекарственной в комплексе противорецидивных мероприятий является перспективным вариантом профилактики не язвенной диспепсии у детей школьного возраста на амбулаторном этапе.
Литература
1. Белоусов Ю.В., Белоусова О.Ю. Функциональные заболевания пищеварительной системы у детей. Х.: ИД «ИНЖЭК». 2005. С. 176-181
2. Куркин В.А. Фармакогнозия: Учебник для студентов фармацевтических вузов (факультетов.). 2-е изд., перераб. и доп. Самара: ООО «Офорт», ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава». 2007. 1239 с.
3. Куркин В.А., Запесочная Г.Г., Авдеева Е.В., Ежков В.Н. Фенилпропаноиды лекарственных растений: Монография. Самара: ООО «Офорт», ГОУ ВПО «СамГМУ». 2005. 128 с.
4. Koch-Heitzmann I., Schultze W. Eine alte Arzneipflanze mit neuen therapeutischen Wirkungen. //Deutsche Apotheker Zeitung. 1984. V. 124. № 11 P. 2137-2145.
5. Koch-Heitzmann I., Schultze W. 2000 Jahre Melissa officinalis. // Z. Phytotherapie. 1988. V. 9. № 3. P. 77-85.
6. Wagner H. Pharmazeutische Biologie. Drogen und ihre Inhaltsstoffe. Gustav Fischer Verlag- Stuttgart-New York. 1993. 522 p.
7. Государственный реестр лекарственных средств. Т. 1, 2. Официальное издание. М. 2008. 1408 с.
8. Багинская А.И., Соколов С.Я., Городнюк Т.И., Покровская Г.В., Колхир В.К., Лескова Т.Е., Глазова Н.Г., Трумпе Т.Е., Белова Л.Ф.,
Алибеков С.Д., Гаврищук Е.Г., Желудкова Э.И. К фармакологии мелиссы лекарственной. // Результаты и перспективы научных исследований в области создания лекарственных средств из растительного сырья: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М. 1985. С. 127–128.
9. Куркин В.А., Куркина Т.В., Запесочная Г.Г. Химическое исследование травы Melissa officinalis. // Химия природ. соединений. 1995. № 2. С. 318-320.
10. Куркин В.А., Акимова Н.Л., Авдеева Е.В., Ежков В.Н. Иммунная система и иммунокорректоры (учебное пособие). Самара: СамГМУ. 2003. 176 с.
11. Куркин В.А., Дубищев А.В., Ежков В.Н., Титова И.Н. Антидепрессантная активность некоторых фитопрепаратов и фенилпропаноидов. //Химико-фармацевтический журнал. 2006. Т. 40. № 3. С. 33–38.
12. Куркин В.А., Дубищев А.В., Ежков В.Н. Ноотропная активность некото¬рых фитопрепаратов и фенилпропаноидов. // Растительные ресурсы. 2007. Т. 43. № 2. С. 76–88.