Говоря о хирургическом лечении ЛОР заболеваний, необходимо отметить, что на сегодняшний день максимальную функциональность и минимальную травматичность позволяют достичь малоинвазивные функциональные хирургические вмешательства.
«Основную сложность в проведении операций представляет сама операционная зона. С одной стороны, это небольшая область, ограниченная головой и шеей, а с другой стороны, эта зона имеет обильное кровоснабжение и нервацию, близость к мозговым оболочкам и т.д. (зрительный нерв, сонная артерия, турецкое седло). В процессе операции существует опасность травмирования крупных кровеносных сосудов и нервных пучков. Последствиями заболеваний ЛОР органов могут быть также осложнения в виде различных воспалительных заболеваний (например, менингит, при котором в воспалительный процесс вовлечен головной мозг), - отмечает Андрей Иванович Рыжов, заведующий отделением оториноларингологии ФГБУ КБ № 1 УДП РФ.
За последнее время благодаря современному оборудованию проведение оториноларингологических и челюстно-лицевых операций шагнуло далеко вперед. Раньше невозможно было представить, насколько эффективно, малотравматично, практически бескровно можно работать в такой сложной зоне, где располагаются ЛОР органы.
Как наглядный пример можно рассмотреть проведение операции по удалению полипов в носу. Ранее доступ к пораженной пазухе осуществлялся с помощью разреза кожи или слизистой оболочки рта над верхней десной (операция Кадвелл-Люка), радикально удаляя при этом слизистую оболочку. Обзор пазух был затруднен, и многие манипуляции приходилось делать почти вслепую, наощупь. В настоящее время приоритетом является восстановление нормального функционирования пазух с помощью эндоскопической операции, которая называется FESS (Functional Endoscopic Sinus Surgery, Функциональная Эндоскопическая Хирургия Пазух).
Эндоскопическая диагностика позволяет выявить самые первые симптомы патологических изменений слизистой оболочки носа и определиться с возможностью использования малотравматичной хирургии, позволяющей по возможности сохранить слизистую оболочку, носовые раковины и другие анатомические структуры. При диагностике используется специальная аппаратура – эндоскоп, представляющий собой оптический прибор, который используется для осмотра ЛОР-органов. Картинка выводится на монитор, и ЛОР врач видит степень распространения поллипозного процесса и его источник и под контролем оптики восстанавливает носовое дыхание и естественную циркуляцию слизи, не затрагивая анатомически важные структуры. Проведение таких малотравматичных операций стало также возможным благодаря использованию шейверных систем. Полип в носу удаляется в пределах здоровых тканей, одновременно идет полная коррекция структур носа. При таком малоинвазивном подходе уменьшается послеоперационный дискомфорт; сокращается восстановительный период. Шрамов и разрезов, травматических рубцов на лице не остается. Пациент проводит в клинике примерно сутки, а через 3-4 дня уже можно приступать к работе.
В России сейчас все больше расширяется спектр эндоскопических операций. «Сейчас в Москве многие городские больницы получили возможность закупить оборудование, в том числе навигационные станции, чтобы выполнять операции на современном уровне. В регионах такая возможность есть только у крупных медицинских центров. Главные препятствия в широком применении эндоскопических методов хирургии – высокая стоимость оборудования и недостаточное количество образовательных программ в России. В Европе и Америке, например, обучающих курсов гораздо больше», комментирует А.И.Рыжов.
Стоит отметить, что одним из важных аргументов в пользу закупки высокотехнологичного оборудования и. в частности, навигационной станции, является возможность ее использования в учебном процессе. В соответствии со своей основной функцией (поддержка и ориентирование хирурга в анатомии пациента в процессе операции) навигационная станция является очень важным и полезным инструментом для обучения молодых ЛОР и челюстно-лицевых врачей. «Подсказывая» врачам анатомию пациента и «сопровождая» их в процессе проведения вмешательств, навигация помогает врачам увереннее и безопаснее проводить сложные хирургические вмешательства, получая ценный хирургический опыт.
Следствием использования навигационного контроля в процессе вмешательства является существенное снижение риска постоперационных осложнений, ускорение процесса выздоровления, снижение вероятности повторных операций.
На сегодняшний день при проведении операций на голове и шее все большее распространение получает использование интраоперационного нейромониторинга. Как отмечает в своем клиническом исследовании [1] П.О.Румянцев, заместитель директора по модернизации и инновационному развитию ИДЭ ФГУ ЭНЦ, доктор медицинских наук: «Нейромониторинг является безопасным, точным и эффективным методом интраоперационного обнаружения двигательных нервов. Эти операции не редки в хирургической практике и отрицательно сказываются на дальнейшей жизни пациентов, часто ограничивая их трудоспособность».
Для лечебных учреждений достаточно сложно оценить экономический эффект от сокращения времени нахождения пациента в стационаре, уменьшения расходов на лечение осложнений, расширения спектра оперативных вмешательств. В качестве ориентира можно указать, что наиболее частыми осложнениями FESS-хирургии в нашей стране являются перфорация твердой мозговой оболочки, требующая экстренной нейрохирургической помощи и последующего длительного (до нескольких месяцев!) и дорогостоящего лечения больного в нейрохирургическом стационаре. В сложившихся условиях такие осложнения все чаще и чаще приводят к судебным искам к лечебному учреждению со стороны пациента или его родственников с требованием компенсации причиненного вреда здоровью. Применение такого современного оборудования как эндоскопия, навигационные станции, системы нейромониторинга позволяет ЛОР-специалистам свести риск возможных осложнений и судебных исков практически к нулю.
[1] «Интраоперационный нейромониторинг при операциях на голове и шее», 2012 год.