
Сколь бы существенной ни была значимость немедикаментозных практик в борьбе с дисфункциями билиарного тракта (диетотерапия и др.), только они не способны обеспечить осязаемое улучшение состояния пациентов. Рано или поздно (как правило, рано) в рамках комплексной терапии указанных заболеваний приходится прибегать к помощи лекарственных препаратов.
Спектр лекарств, применяемых для устранения моторных билиарных расстройств, весьма широк и разнообразен. При этом очевидно, что критерии выбора оптимального средства для лечения указанных патологий должны базироваться на двух основных принципах:
- искомый препарат по возможности должен обладать максимально разносторонним лечебным действием в отношении нарушений билиарного тракта: с одной стороны, устранять болевые ощущения за счет купирования спазмов сфинктеров (в первую очередь, сфинктера Одди, находящегося в месте впадения желчного и панкреатического протоков в двенадцатиперстную кишку), с другой – улучшать продукцию и исход желчи;
- обеспечивать достижение указанных эффектов без весомых побочных издержек.
Принципы, казалось бы, простые, однако большинство ЛС, используемых в практике лечения нарушений моторики билиарного тракта, им, увы, сполна не отвечают. Например, «классические» желчегонные средства в большинстве своем не действуют на спастический компонент рассматриваемых заболеваний. А вот «специализированные» спазмолитики, напротив, как правило, не влияют на синтез и выведение желчи. Да и в рамках своей «терапевтической компетенции» указанные группы средств действуют отнюдь не идеально: многие желчегонные препараты, скажем, увеличивают давление в желчных путях, многие спазмолитики, что называется, «бьют по площадям», затрагивая свом действием не только желчные протоки и сфинктеры, но и гладкую мускулатуру иных органов. Отсюда – неизбежные побочные реакции и, как следствие, снижение эффективности медикаментозной терапии.
В свете вышесказанного совершенно особое место в группе целевых препаратов для лечения дискинетических расстройств желчевыводящих путей занимает препарат Одестон (МНН – гимекромон). Прежде всего необходимо отметить, что он является едва ли не единственным средством, которое, наряду с ощутимым желчегонным эффектом, обладает выраженной способностью устранять спазмы гладкой мускулатуры желчных протоков и сфинктера Одди. Это, с одной стороны, значительно ослабляет боли, беспокоящие пациента, а с другой – устраняет диспетические нарушения (запоры, тошноту, рвоту), вызванные нарушением поступления желчи и панкреатических ферментов в дуоденальную полость. При этом на фоне иных спазмолитиков Одестон характеризуется высокой избирательностью расслабляющего действия на гладкие мышцы билиарного тракта. Понижая «напряжение» желчных протоков и сфинктера Одди, он не оказывает попутного влияния на гладкую мускулатуру сердечно–сосудистой системы (побочный эффект, характерный для блокаторов кальциевых каналов) и кишечника (традиционная издержка применения дротаверина, папаверина и т.п. миотропных спазмолитиков). Если же сравнивать Одестон с «обычными» желчегонными средствами, то здесь необходимо выделить следующее его важное преимущество.
Стимулируя первую фазу синтеза желчи за счет улучшения кишечно-печеночного круговорота желчных кислот, препарат способствует максимально физиологичному ее исходу в пищеварительный тракт без повышения давления в желчных протоках (увы, этим грешат препараты с прямым желчегонным действием) и сопутствующей желчной колики.
Таким образом, Одестон является препаратом, сочетающим разносторонность и выраженность лечебного действия с его высокой селективностью, физиологичностью и безопасностью. Подобный «послужной список» обеспечивает ему статус препарата первой линии при широком круге гастроэнтерологических расстройств – дискинезии желчных путей (в т.ч. у пациентов с неосложненной желчнокаменной болезнью) и сфинктера Одди, хроническом холецистите, диспепсии, связанной с нарушением секреции желчи и ферментов поджелудочной железы.