Top.Mail.Ru

Госпитальный рынок России: итоги первых шести месяцев 2018г.

 4420

Госпитальный рынок России: итоги первых шести месяцев 2018г.

Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам января-июня 2018г. сократился на 13% в натуральном выражении и составил 249,930 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок также продемонстриро-вал отрицательную динамику и в рублях (-13%), и в долларах (-16%), а объем был равен 64,125 млрд. рублей (1,067 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам I полугодия 2018г. была равна 4,27 долл., годом ранее – 4,44 долл.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.
    

Как и рынок в целом, большинство представителей рейтинга ведущих производителей по итогам I полугодия 2018г. продемонстрировало отрицательную динамику (табл. 1). При этом два из них, ABBVIE (-19%) и SANOFI (-6%), остались на занятых ранее местах, тогда как четыре опустились на более низкие позиции. Это лидировавший ранее PFIZER (-22%), а также JOHNSON & JOHNSON (-36%), MSD (-21%) и BAYER (-4%), сместившиеся на вторую, пятую, седьмую и девятую строчки соответственно. Четыре производителя увеличили объемы закупок в анализируемом периоде, и три из них – повысили свои рейтинговые позиции. При этом один из них, PHARMASYNTEZ (+43%), возглавил «десятку» и два, BIOCAD (+16%) и VEROPHARM (+26%) - поднялись на один пункт вверх, на четвертое и восьмое места. Компания NOVARTIS (+13%) сохранила за собой последнюю позицию рейтинга. Суммарная его доля увеличилась на 2,4 п.п. и была равна 35,9%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок 

Место в
рейтинге
Производитель* Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 7 PHARMASYNTEZ 4,9 3,0
2 1 PFIZER 4,5 5,0
3 3 ABBVIE 4,4 4,7
4 5 BIOCAD RF 4,3 3,2
5 2 JOHNSON & JOHNSON 3,6 5,0
6 6 SANOFI 3,4 3,1
7 4 MSD 3,3 3,6
8 9 VEROPHARM 2,9 2,0
9 8 BAYER 2,3 2,1
10 10 NOVARTIS 2,3 1,8
Итого   35,9 33,5

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Самым востребованным брендом на госпитальном рынке России в анализируемом периоде стал традиционный больничный препарат NATRIUM CHLORIDUM, хотя его закупки и сократились на 14% (табл. 2). Кроме него, отрицательная динамика отмечена ещё у четырех представителей Топ-10. Это сохранивший вторую позицию PREVENAR 13 (-28%), а также опустившиеся на третье, шестое и седьмое места KALETRA (-52%), INTELENCE (-60%) и ISENTRESS (-54%). Также на две последние строчки «десятки» сместились и показавшие позитивную динамику EVIPLERA (+10%) и SIRTURO (+1%). В тоже время три участника благодаря высокой позитивной динамике повысили свои рейтинги. Так, с восьмого места на четвертое поднялся HERTICAD (+42%), а два впервые вошедших в Топ-10 бренда SIMANOD (закупки увеличились в 3 раза) и PENTAXIM (в 7 раз) расположились на пятой и восьмой позициях. Общая доля десяти лидирующих торговых наименований сократилась с 15,5% до 13,9%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 3 NATRIUM CHLORIDUM 2,7 2,8
2 2 PREVENAR 13 2,4 2,9
3 1 KALETRA 1,6 3,0
4 8 HERTICAD 1,2 0,7
5 33 SIMANOD 1,2 0,3
6 4 INTELENCE 1,0 2,3
7 5 ISENTRESS 1,0 1,9
8 47 PENTAXIM 1,0 0,1
9 7 EVIPLERA 0,9 0,7
10 9 SIRTURO 0,8 0,7
Итого     13,9 15,5

Лидером рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований вслед за соответствующим брендом стал SODIUM (-14%) несмотря на отрица-тельную динамику (табл. 3). Возглавлявшие его ранее VACCINE, PNEUMOCOCCAL (-30%) и LOPINAVIR*RITONAVIR (-52%) также сократили закупки, потеряли по одной рейтинговой позиции и заняли второе и третье места соответственно. Отрицательную динамику продемонстрировали и пять представителей в нижней части Топ-10. При этом один из них, ATAZANAVIR (-22%), остался на занятой ранее шестой строчке, а наименования ETRAVIRINE (-60%) и RALTEGRAVIR (-54%) опустились на восьмую и последнюю позиции. Однако два МНН, ENOXAPARIN SODIUM и MEROPENEM, несмотря на 10%-е снижение закупок поднялись на более высокие места, седьмое и девятое. При этом второе стало единственным новым участником Топ-10. Повысили свои рейтинги и два наименования с позитивной динамикой. Это TRASTUZUMAB (+4%) и VACCINE, TICK BORNE ENCEPHALITIS (+3%), которые поднялись на четвертую и пятую позиции. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась почти на 4 п.п., до 15,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 3 SODIUM 2,7 2,8
2 1 VACCINE, PNEUMOCOCCAL 2,7 3,4
3 2 LOPINAVIR*RITONAVIR 1,6 3,0
4 8 TRASTUZUMAB 1,3 1,1
5 9 VACCINE, TICK BORNE ENCEPHALITIS 1,3 1,1
6 6 ATAZANAVIR 1,2 1,3
7 10 ENOXAPARIN SODIUM 1,1 1,1
8 4 ETRAVIRINE 1,0 2,3
9 12 MEROPENEM 1,0 1,0
10 5 RALTEGRAVIR 1,0 1,9
Итого     15,1 18,9

Рейтинг ведущих АТС групп оказался наиболее стабилен – у половины его представителей позиции остались неизменными (табл. 4).  Это занимающие места с третьего по шестое включительно группы J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (-16%), J07 Вакцины (+9%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (-11%) и B01 Антикоагулянты (-14%), а также замыкающие «десятку» N01 Анестетики (-7%). Лидером Топ-10 по итогам полугодия стали L01 Противоопухолевые препараты (+12%). Возглавлявшие «десятку» ранее J05 Противовирусные препараты системного назначения (-34%) сократили закупки на треть и опустились на вторую строчку. Из-за отрицательной динамики на два пункта свои рейтинговые позиции понизила группа J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (-31%), тогда как V08 Контрастные препараты (-3%), напротив, поднялась на седьмую строчку. Восьмое место заняли впервые вошедшие в Топ-10 L04 Иммунодепрессанты (+14%). В сумме на десять ведущих компаний приходилось 65,0% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 63,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 2 L01  ANTINEOPLASTIC AGENTS 14,8 11,5
2 1 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 11,4 15,0
3 3 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 8,6 8,8
4 4 J07  VACCINES 8,0 6,4
5 5 B05  PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS 6,4 6,3
6 6 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 4,9 4,9
7 8 V08  CONTRAST MEDIA 3,0 2,7
8 11 L04  IMMUNOSUPPRESSANTS 2,8 2,1
9 7 J04  ANTIMYCOBACTERIALS 2,6 3,3
10 10 N01  ANESTHETICS 2,5 2,3
Итого     65,0 63,3

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам первых шести месяцев 2018г. сократился и в рублевом эквиваленте (-13%), и в долларовом (-16%), и был равен 64,125 млрд. рублей (1,067 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 13% и составил 249,930 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I полугодия 2018г. была равна 4,27 долл. против 4,44 долл. годом ранее.

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи