
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам января-июня 2018г. сократился на 13% в натуральном выражении и составил 249,930 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок также продемонстриро-вал отрицательную динамику и в рублях (-13%), и в долларах (-16%), а объем был равен 64,125 млрд. рублей (1,067 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам I полугодия 2018г. была равна 4,27 долл., годом ранее – 4,44 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге |
Производитель* | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 7 | PHARMASYNTEZ | 4,9 | 3,0 |
2 | 1 | PFIZER | 4,5 | 5,0 |
3 | 3 | ABBVIE | 4,4 | 4,7 |
4 | 5 | BIOCAD RF | 4,3 | 3,2 |
5 | 2 | JOHNSON & JOHNSON | 3,6 | 5,0 |
6 | 6 | SANOFI | 3,4 | 3,1 |
7 | 4 | MSD | 3,3 | 3,6 |
8 | 9 | VEROPHARM | 2,9 | 2,0 |
9 | 8 | BAYER | 2,3 | 2,1 |
10 | 10 | NOVARTIS | 2,3 | 1,8 |
Итого | 35,9 | 33,5 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Самым востребованным брендом на госпитальном рынке России в анализируемом периоде стал традиционный больничный препарат NATRIUM CHLORIDUM, хотя его закупки и сократились на 14% (табл. 2). Кроме него, отрицательная динамика отмечена ещё у четырех представителей Топ-10. Это сохранивший вторую позицию PREVENAR 13 (-28%), а также опустившиеся на третье, шестое и седьмое места KALETRA (-52%), INTELENCE (-60%) и ISENTRESS (-54%). Также на две последние строчки «десятки» сместились и показавшие позитивную динамику EVIPLERA (+10%) и SIRTURO (+1%). В тоже время три участника благодаря высокой позитивной динамике повысили свои рейтинги. Так, с восьмого места на четвертое поднялся HERTICAD (+42%), а два впервые вошедших в Топ-10 бренда SIMANOD (закупки увеличились в 3 раза) и PENTAXIM (в 7 раз) расположились на пятой и восьмой позициях. Общая доля десяти лидирующих торговых наименований сократилась с 15,5% до 13,9%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 3 | NATRIUM CHLORIDUM | 2,7 | 2,8 |
2 | 2 | PREVENAR 13 | 2,4 | 2,9 |
3 | 1 | KALETRA | 1,6 | 3,0 |
4 | 8 | HERTICAD | 1,2 | 0,7 |
5 | 33 | SIMANOD | 1,2 | 0,3 |
6 | 4 | INTELENCE | 1,0 | 2,3 |
7 | 5 | ISENTRESS | 1,0 | 1,9 |
8 | 47 | PENTAXIM | 1,0 | 0,1 |
9 | 7 | EVIPLERA | 0,9 | 0,7 |
10 | 9 | SIRTURO | 0,8 | 0,7 |
Итого | 13,9 | 15,5 |
Лидером рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований вслед за соответствующим брендом стал SODIUM (-14%) несмотря на отрица-тельную динамику (табл. 3). Возглавлявшие его ранее VACCINE, PNEUMOCOCCAL (-30%) и LOPINAVIR*RITONAVIR (-52%) также сократили закупки, потеряли по одной рейтинговой позиции и заняли второе и третье места соответственно. Отрицательную динамику продемонстрировали и пять представителей в нижней части Топ-10. При этом один из них, ATAZANAVIR (-22%), остался на занятой ранее шестой строчке, а наименования ETRAVIRINE (-60%) и RALTEGRAVIR (-54%) опустились на восьмую и последнюю позиции. Однако два МНН, ENOXAPARIN SODIUM и MEROPENEM, несмотря на 10%-е снижение закупок поднялись на более высокие места, седьмое и девятое. При этом второе стало единственным новым участником Топ-10. Повысили свои рейтинги и два наименования с позитивной динамикой. Это TRASTUZUMAB (+4%) и VACCINE, TICK BORNE ENCEPHALITIS (+3%), которые поднялись на четвертую и пятую позиции. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась почти на 4 п.п., до 15,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 3 | SODIUM | 2,7 | 2,8 |
2 | 1 | VACCINE, PNEUMOCOCCAL | 2,7 | 3,4 |
3 | 2 | LOPINAVIR*RITONAVIR | 1,6 | 3,0 |
4 | 8 | TRASTUZUMAB | 1,3 | 1,1 |
5 | 9 | VACCINE, TICK BORNE ENCEPHALITIS | 1,3 | 1,1 |
6 | 6 | ATAZANAVIR | 1,2 | 1,3 |
7 | 10 | ENOXAPARIN SODIUM | 1,1 | 1,1 |
8 | 4 | ETRAVIRINE | 1,0 | 2,3 |
9 | 12 | MEROPENEM | 1,0 | 1,0 |
10 | 5 | RALTEGRAVIR | 1,0 | 1,9 |
Итого | 15,1 | 18,9 |
Рейтинг ведущих АТС групп оказался наиболее стабилен – у половины его представителей позиции остались неизменными (табл. 4). Это занимающие места с третьего по шестое включительно группы J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (-16%), J07 Вакцины (+9%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (-11%) и B01 Антикоагулянты (-14%), а также замыкающие «десятку» N01 Анестетики (-7%). Лидером Топ-10 по итогам полугодия стали L01 Противоопухолевые препараты (+12%). Возглавлявшие «десятку» ранее J05 Противовирусные препараты системного назначения (-34%) сократили закупки на треть и опустились на вторую строчку. Из-за отрицательной динамики на два пункта свои рейтинговые позиции понизила группа J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (-31%), тогда как V08 Контрастные препараты (-3%), напротив, поднялась на седьмую строчку. Восьмое место заняли впервые вошедшие в Топ-10 L04 Иммунодепрессанты (+14%). В сумме на десять ведущих компаний приходилось 65,0% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 63,3%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | ||
1 | 2 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 14,8 | 11,5 |
2 | 1 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 11,4 | 15,0 |
3 | 3 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 8,6 | 8,8 |
4 | 4 | J07 | VACCINES | 8,0 | 6,4 |
5 | 5 | B05 | PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS | 6,4 | 6,3 |
6 | 6 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,9 | 4,9 |
7 | 8 | V08 | CONTRAST MEDIA | 3,0 | 2,7 |
8 | 11 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 2,8 | 2,1 |
9 | 7 | J04 | ANTIMYCOBACTERIALS | 2,6 | 3,3 |
10 | 10 | N01 | ANESTHETICS | 2,5 | 2,3 |
Итого | 65,0 | 63,3 |
Заключение. Госпитальный рынок России по итогам первых шести месяцев 2018г. сократился и в рублевом эквиваленте (-13%), и в долларовом (-16%), и был равен 64,125 млрд. рублей (1,067 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 13% и составил 249,930 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I полугодия 2018г. была равна 4,27 долл. против 4,44 долл. годом ранее.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум