
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I полугодия 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 3%, до 111,299 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 7% в рублевом эквиваленте и на 5% - в долларовом. При этом его объем достиг 17,590 млрд. рублей (297,518 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 4,8% розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,12 долл.) и была равна 3,29 долл. в розничных ценах. За первые шесть месяцев 2018г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 42,58 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 5,0 | 5,0 |
2 | 2 | SANOFI | 4,7 | 5,0 |
3 | 3 | SERVIER | 4,5 | 4,4 |
4 | 4 | TEVA | 4,1 | 4,2 |
5 | 6 | OTCPHARM | 3,9 | 3,6 |
6 | 5 | GEDEON RICHTER | 3,8 | 3,9 |
7 | 7 | SANDOZ | 3,5 | 3,5 |
8 | 9 | KRKA | 3,1 | 2,9 |
9 | 10 | GLAXOSMITHKLINE | 2,7 | 2,7 |
10 | 8 | STADA | 2,6 | 2,9 |
Итого | 37,8 | 38,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов не изменился его лидер: NUROFEN хотя и сократил продажи на 4%, но продолжает удерживать первое место (табл. 2). На вторую позицию с третьей поднялся DETRALEX (+15%), сместив на один пункт вниз CONCOR (-4%). На места с четвертого по восьмое включительно с более низких поднялись CARDIOMAGNYL (-1%), KAGOCEL (+13%), впервые вошедший в рейтинг XARELTO (+38%), а также INGAVIRIN (+26%) и еще один «новичок» PENTALGIN (+30%). Одновременно с этим бренды LORISTA (+11%) и LOZAP (+5%) опустились вниз и теперь замыкают Топ-10. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 1 | NUROFEN | 1,0 | 1,1 |
2 | 3 | DETRALEX | 0,9 | 0,8 |
3 | 2 | CONCOR | 0,8 | 0,9 |
4 | 5 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,8 |
5 | 6 | KAGOCEL | 0,7 | 0,7 |
6 | 11 | XARELTO | 0,7 | 0,6 |
7 | 10 | INGAVIRIN | 0,7 | 0,6 |
8 | 17 | PENTALGIN | 0,6 | 0,5 |
9 | 8 | LORISTA | 0,6 | 0,6 |
10 | 7 | LOZAP | 0,6 | 0,6 |
Итого | 7,4 | 7,1 |
Четыре представителя рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований остались на занятых ранее местах (табл.3). Это возглавляющие его XYLOMETAZOLINE (-3%) и IBUPROFEN (+12%), а также занимающие пятую и шестую строчки наименования NIMESULIDE (+2%) и PANCREATIN (+4%). Третьей и четвертой позиций коснулась перестановка: более динамичная комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+29%) поднялась на третью строчку, сместив на четвертое место BISOPROLOL (-1%). Четыре последние строчки Топ-10 заняли новые его представители: LOSARTAN (+11%), DROSPIRENONE*ETHINYLESTRADIOL (+15%), AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+16%) и ROSUVASTATIN (+13%). Общая доля «десятки» практически не изменилась и была равна 10,2%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,3 |
3 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,3 | 1,0 |
4 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1,2 |
5 | 5 | NIMESULIDE | 0,9 | 1,0 |
6 | 6 | PANCREATIN | 0,8 | 0,9 |
7 | 11 | LOSARTAN | 0,8 | 0,8 |
8 | 13 | DROSPIRENONE*ETHINYLESTRADIOL | 0,8 | 0,7 |
9 | 15 | AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID | 0,7 | 0,7 |
10 | 14 | ROSUVASTATIN | 0,7 | 0,7 |
Итого | 10,2 | 10,1 |
В отличие от предыдущих, ни одному представителю Топ-10 ведущих АТС-групп не удалось остаться на занятой ранее позиции (табл.4). Сменился и его лидер: на первую строчку со второй поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+7%), потеснив с этого места на строчку вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%). Более высокие позиции заняли еще шесть групп «десятки». Так, на третье и четвертое места поднялись G03 Половые гормоны (+13%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+7%). На один пункт вверх, на седьмую и восьмую позиции, переместились J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+9%) и B01 Антикоагулянты (+12%). В нижней части Топ-10 расположились впервые в него вошедшие C05 Ангиопротекторы (+16%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+14%). И лишь группы R01 Назальные препараты (-1%) и N02 Анальгетики (+3%) опустились на пятое и шестое места соответственно. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 38,5% рынка, тогда как годом ранее – 38,2%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,3 | 5,3 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 5,4 |
3 | 4 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,0 | 3,7 |
4 | 6 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,7 | 3,6 |
5 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,6 | 3,9 |
6 | 5 | N02 | ANALGESICS | 3,6 | 3,7 |
7 | 8 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,5 | 3,4 |
8 | 9 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,3 | 3,1 |
9 | 12 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,2 | 3,0 |
10 | 11 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 3,0 |
Итого | 38,5 | 38,2 |
Заключение. По итогам первых шести месяцев 2018г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 21,646 млрд. руб. (366,163 млн. долл.). Это на 5% в рублях и на 3% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок сократился на 3% и был равен 111,299 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам I полугодия 2018г. составила 3,29 долл. - это больше, чем годом ранее (3,12 долл.), однако ниже, чем в среднем по стране (3,42 долл.). Ниже средних по России оказались и расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках (42,58 долл. против 51,77 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум