Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых трех месяцев 2019г.

 2470

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых трех месяцев 2019г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации безрецептурных лекарственных препа­ратов в стране в натуральном выражении сократился на 5% и составил 752,300 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вы­рос на 3% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом сократился на 12%, и был равен 98,721 млрд. рублей (1,494 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 66,9% продаж в натуральном выражении и 50,5% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата по итогам января-марта 2019г. соста­вила 2,46 долл. в розничных ценах, годом ранее - 2,58 долл. В анализиру­емом периоде на приобретение безрецептурных лекарственных препара­тов в аптеках россияне потратили в среднем 24,94 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

По итогам первых трех месяцев 2019г. лидерами Топ-10 ведущих произ­водителей на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться OTCPHARM (-1%5), BAYER (-8%) и SANOFI (+8%) несмотря на отрицательную динамку у двух первых (табл. 1). Снижение объемов продаж продемон­стрировали также JOHNSON&JOHNSON (-8%) и SANDOZ (-1%), что привело их к потере позиций: компании опустились на седьмую и восьмую пози­ции соответственно. Напротив, рейтинговый прогресс продемонстриро­вали производители с опережающей динамикой. Это GLAXOSMITHKLINE (+6%), STADA (+5%), TEVA (+8%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%), которые поднялись на места с четвертого по шестое включительно и девятую строчку. При этом на последнюю позицию опустилась показавшая почти нулевую динамику VALENTA (+0,3%). Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 39,6% до 38,9%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объ­еме аптечных про­даж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 OTCPHARM 6,2 6,4
2 2 BAYER 4,7 5,2
3 3 SANOFI 4,3 4,1
4 5 GLAXOSMITHKLINE 3,9 3,7
5 7 STADA 3,7 3,6
6 8 TEVA 3,5 3,3
7 4 JOHNSON & JOHNSON 3,5 3,9
8 6 SANDOZ 3,5 3,6
9 10 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,9 2,8
10 9 VALENTA 2,8 2,9
Итого 38,9 39,6

В рейтинге ведущих брендов сменился лидер: на первое место со второго поднялся KAGOCEL (+19%), потеснив на строчку вниз INGAVIRIN (-3%) (табл. 2). На один пункт вверх, на пятую и шестую позиции, поднялись также бренды CARDIOMAGnYl и MIRaMiSTIN (по +10% у обоих). При этом менее динамичный THERAFLU (+5%) опустился с пятого на седьмое место. Од­нако половина представителей Топ-10 осталась на занятых в прошлом ме­стах. Так, третью и четвертую позиции продолжают занимать NUROFEN (+18%) и DETRALEX (+9%), а три последние строчки сохранили за собой PENTALGIN (+8%), ESSENTIALE (+5%) и LINEX (-3%). Итоговая доля десяти ве­дущих брендов увеличилась с 11,6% до 12,2%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место Бренд Доля в общем объеме продаж, %
3 мес. 3 мес. 3 мес. 3 мес.
1 2 KAGOCEL 1,7 1,4
2 1 INGAVIRIN 1,6 1,7
3 3 NUROFEN 1,5 1,3
4 4 DETRALEX 1,3 1,2
5 6 CARDIOMAGNYL 1,1 1,1
6 7 MIRAMISTIN 1,1 1
7 5 THERAFLU 1,1 1,1

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидирующая четверка осталась неизменной (табл.3). Это МНН XYLOMETAZOLlNE (-0,3%), IBUPROFEN и PANCREATIN (по +14% у обоих) и комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%). Сохранили свои позиции замыкающие «де­сятку» MIRAMISTIN (+10%) и AMBROXOL (+1%). В средней ее части произо­шли две рокировки: более динамичные KAGOCEL (+19%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+15%) поднялись на строчку вверх, сместив при этом на один пункт вниз IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-3%) и PHOSPHOLIPIDS (+4%). Общая доля рейтинга уве­личилась почти на 1 п.п., до 17,2%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в МНН/Группировочное наиме­нование       Доля в общем объ­еме продаж, % 
3 мес. 3 мес. 3 мес. 3 мес.
1 1 XYLOMETAZOLlNE 3,2 3,3
2 2 IBUPROFEN 2,3 2
3 3 PANCREATIN 2,1 1,9
4 4 DIOSM IN*HESPERIDIN 1,9 1,7
5 6 KAGOCEL 1,7 1,4
6 5 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 1,6 1,7
7 8 ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM 1,2 1,1
8 7 PHOSPHOLIPIDS 1,2 1,1
9 9 MIRAMISTIN 1,1 1
10 10 AMBROXOL 1 1
Итого 17,2 16,3

Наиболее продаваемыми АТС-группами на рынке безрецептурных препа­ратов продолжают оставаться R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+2%) и R01 Назальные препараты (-0,4%) (табл.4). На третье место с четвёртого поднялись N02 Анальгетики (+3%), сместив с этой строчки на один пункт вниз J05 Противовирусные препараты для си­стемного назначения (+3%). Рейтинговый прогресс отмечен еще у трех представителей данной «десятки». На одну позицию вверх, на пятое, седьмое и девятое места, поднялись группы C05 Вазопротекторы (+10%), L03 Иммуностимуляторы (+1%) и M01 Противовоспалительные и противо­ревматические препараты (+8%). Одновременно с этим A07 Противодиа- рейные препараты (+3%), A11 Витамины (-12%) и R02 Препараты для лече­ния заболеваний горла (-1%), напротив, опустились на шестую, восьмую и последнюю строчки. На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 50,3% рынка, тогда как годом ранее - 50,8%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в АТС код АТС группа Доля в общем объ­еме аптечных про­даж, %
3 мес. 3 мес. 3 мес. 3 мес.
1 1 R05 COUGH AND COLD PREPARA­TIONS 6,6 6,6
2 2 R01 NASAL PREPARATIONS 6 6,2
3 4 N02 ANALGESICS 5,9 5,9
4 3 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 5,9 5,9
5 7 C05 VASOPROTECTIVES 5 4,7
6 5 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 5 5
7 8 L03 IMMUNOSTIMULANTS 4,3 4,4
8 6 A11 VITAMINS 4,2 4,9
9 10 M01 ANTIINFLAMMATORY AND AN­TIRHEUMATIC PRODUCTS 3,8 3,6
10 9 R02 THROAT PREPARATIONS 3,6 3,7
Итого 50,3 50,8

Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем безрецептурного рознич­ного рынка страны составил 122,083 млрд. руб. (1,848 млрд. долл.). Это на 1% в рублях больше и на 13% в долларах - меньше, чем в январе - марте 2018 г. В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицатель­ную динамику (-5%) и составил 752,300 млрд. упаковок. Средняя стои­мость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам 3 месяцев 2019г. составила 2,46 долл., что ниже показателя прошлого года (2,68 долл.). Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде сократились (24,94 долл. против 27,23 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум




Последние статьи