
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 5% и составил 752,300 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом сократился на 12%, и был равен 98,721 млрд. рублей (1,494 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 66,9% продаж в натуральном выражении и 50,5% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата по итогам января-марта 2019г. составила 2,46 долл. в розничных ценах, годом ранее - 2,58 долл. В анализируемом периоде на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках россияне потратили в среднем 24,94 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
По итогам первых трех месяцев 2019г. лидерами Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться OTCPHARM (-1%5), BAYER (-8%) и SANOFI (+8%) несмотря на отрицательную динамку у двух первых (табл. 1). Снижение объемов продаж продемонстрировали также JOHNSON&JOHNSON (-8%) и SANDOZ (-1%), что привело их к потере позиций: компании опустились на седьмую и восьмую позиции соответственно. Напротив, рейтинговый прогресс продемонстрировали производители с опережающей динамикой. Это GLAXOSMITHKLINE (+6%), STADA (+5%), TEVA (+8%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%), которые поднялись на места с четвертого по шестое включительно и девятую строчку. При этом на последнюю позицию опустилась показавшая почти нулевую динамику VALENTA (+0,3%). Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 39,6% до 38,9%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | OTCPHARM | 6,2 | 6,4 |
2 | 2 | BAYER | 4,7 | 5,2 |
3 | 3 | SANOFI | 4,3 | 4,1 |
4 | 5 | GLAXOSMITHKLINE | 3,9 | 3,7 |
5 | 7 | STADA | 3,7 | 3,6 |
6 | 8 | TEVA | 3,5 | 3,3 |
7 | 4 | JOHNSON & JOHNSON | 3,5 | 3,9 |
8 | 6 | SANDOZ | 3,5 | 3,6 |
9 | 10 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,9 | 2,8 |
10 | 9 | VALENTA | 2,8 | 2,9 |
Итого | 38,9 | 39,6 |
В рейтинге ведущих брендов сменился лидер: на первое место со второго поднялся KAGOCEL (+19%), потеснив на строчку вниз INGAVIRIN (-3%) (табл. 2). На один пункт вверх, на пятую и шестую позиции, поднялись также бренды CARDIOMAGnYl и MIRaMiSTIN (по +10% у обоих). При этом менее динамичный THERAFLU (+5%) опустился с пятого на седьмое место. Однако половина представителей Топ-10 осталась на занятых в прошлом местах. Так, третью и четвертую позиции продолжают занимать NUROFEN (+18%) и DETRALEX (+9%), а три последние строчки сохранили за собой PENTALGIN (+8%), ESSENTIALE (+5%) и LINEX (-3%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 11,6% до 12,2%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место | Бренд | Доля в общем объеме продаж, % | ||
3 мес. | 3 мес. | 3 мес. | 3 мес. | |
1 | 2 | KAGOCEL | 1,7 | 1,4 |
2 | 1 | INGAVIRIN | 1,6 | 1,7 |
3 | 3 | NUROFEN | 1,5 | 1,3 |
4 | 4 | DETRALEX | 1,3 | 1,2 |
5 | 6 | CARDIOMAGNYL | 1,1 | 1,1 |
6 | 7 | MIRAMISTIN | 1,1 | 1 |
7 | 5 | THERAFLU | 1,1 | 1,1 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидирующая четверка осталась неизменной (табл.3). Это МНН XYLOMETAZOLlNE (-0,3%), IBUPROFEN и PANCREATIN (по +14% у обоих) и комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%). Сохранили свои позиции замыкающие «десятку» MIRAMISTIN (+10%) и AMBROXOL (+1%). В средней ее части произошли две рокировки: более динамичные KAGOCEL (+19%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+15%) поднялись на строчку вверх, сместив при этом на один пункт вниз IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-3%) и PHOSPHOLIPIDS (+4%). Общая доля рейтинга увеличилась почти на 1 п.п., до 17,2%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в | МНН/Группировочное наименование |
Доля в общем объеме продаж, % |
||
3 мес. | 3 мес. | 3 мес. | 3 мес. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLlNE | 3,2 | 3,3 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 2,3 | 2 |
3 | 3 | PANCREATIN | 2,1 | 1,9 |
4 | 4 | DIOSM IN*HESPERIDIN | 1,9 | 1,7 |
5 | 6 | KAGOCEL | 1,7 | 1,4 |
6 | 5 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 1,6 | 1,7 |
7 | 8 | ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM | 1,2 | 1,1 |
8 | 7 | PHOSPHOLIPIDS | 1,2 | 1,1 |
9 | 9 | MIRAMISTIN | 1,1 | 1 |
10 | 10 | AMBROXOL | 1 | 1 |
Итого | 17,2 | 16,3 |
Наиболее продаваемыми АТС-группами на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+2%) и R01 Назальные препараты (-0,4%) (табл.4). На третье место с четвёртого поднялись N02 Анальгетики (+3%), сместив с этой строчки на один пункт вниз J05 Противовирусные препараты для системного назначения (+3%). Рейтинговый прогресс отмечен еще у трех представителей данной «десятки». На одну позицию вверх, на пятое, седьмое и девятое места, поднялись группы C05 Вазопротекторы (+10%), L03 Иммуностимуляторы (+1%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+8%). Одновременно с этим A07 Противодиа- рейные препараты (+3%), A11 Витамины (-12%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (-1%), напротив, опустились на шестую, восьмую и последнюю строчки. На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 50,3% рынка, тогда как годом ранее - 50,8%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. | 3 мес. | 3 мес. | 3 мес. | ||
1 | 1 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 6,6 | 6,6 |
2 | 2 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 6 | 6,2 |
3 | 4 | N02 | ANALGESICS | 5,9 | 5,9 |
4 | 3 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 5,9 | 5,9 |
5 | 7 | C05 | VASOPROTECTIVES | 5 | 4,7 |
6 | 5 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS | 5 | 5 |
7 | 8 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 4,3 | 4,4 |
8 | 6 | A11 | VITAMINS | 4,2 | 4,9 |
9 | 10 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 3,8 | 3,6 |
10 | 9 | R02 | THROAT PREPARATIONS | 3,6 | 3,7 |
Итого | 50,3 | 50,8 |
Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 122,083 млрд. руб. (1,848 млрд. долл.). Это на 1% в рублях больше и на 13% в долларах - меньше, чем в январе - марте 2018 г. В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицательную динамику (-5%) и составил 752,300 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам 3 месяцев 2019г. составила 2,46 долл., что ниже показателя прошлого года (2,68 долл.). Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде сократились (24,94 долл. против 27,23 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум