Госпитальный рынок России: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 1037

Госпитальный рынок России: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам января-сентября 2019г. снизился на 1% в натуральном выражении и составил 434,249 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 37% в рублях и на 33% - в долларах, а объем был равен 169,667 млрд. рублей (2,619 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам девяти месяцев 2019г. была равна 6,03 долл., годом ранее – 4,52 долл.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

1_2_AIPM_Remedium_11_19.jpg

На лидирующие позиции Топ-10 ведущих производителей по итогам января-сентября 2019г. благодаря двукратному росту объемов закупок поднялись BIOCAD и MSD (табл. 1). Высокими темпами развивались рынки у впервые вошедших в состав «десятки» компаний ROCHE (закупки увеличились в 3,7 раза) и NOVARTIS (+92%), занявших четвертую и последнюю строчки, и у поднявшейся на позицию вверх SANOFI (+72%). В то же время не столь динамичные PFIZER (+11%), PHARMASYNTEZ (+18%), MICROGEN (+9%) и JOHNSON & JOHNSON (+17%), а также снизившая закупки ABBVIE (- 1%) сократили долевое присутствие и опустились на более низкие места. Однако итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась почти на 4 п.п., до 42,8%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место
в рейтинге
Производитель* Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
1 5 BIOCAD RF
6,4
4,3
2 7 MSD
5,7
3,7
3 1 PFIZER
4,8
6,0
4 13 ROCHE
4,3
1,6
5 3 PHARMASYNTEZ
4,2
4,9
6 4 MICROGEN
3,7
4,6
7 8 SANOFI
3,7
2,9
8 2 ABBVIE
3,7
5,1
9 6 JOHNSON & JOHNSON
3,2
3,7
10 11 NOVARTIS
3,1
2,2
Итого 42.8 39,0
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Лидерами рейтинга ведущих брендов продолжают оставаться PREVENAR 13 (-5%) и SOVIGRIPP (+11%), хотя у первого динамика была отрицатель-ной, а у второго – заметно отставала от рыночных темпов, что привело к снижению их долей (табл. 2). Бренды с высокой динамикой, HERTICAD (закупки увеличились в 2,5 раза), OPDIVO (в 8,7 раза), AVEGRA (в 16 раз) и KEYTRUDA (в 12,1 раза) поднялись на места с третьего по шестое включительно. При этом второй и четвертый впервые вошли в состав Топ-10. Ещё один новый представитель, PENTAXIM (в 2,4 раза) расположился на последней позиции. Одновременно с этим бренды NATRIUM CHLORIDUM (+3%), KALETRA (-12%) и ISENTRESS (+56%) опустились на места с седьмого по девятое включительно. Общая доля десяти лидирующих брендов рас-ширилась с 17,0% до 20,1%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок

Место
в рейтинге
  Бренд     Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 PREVENAR 13 2,8 4
2 2 SOVIGRIPP 2,5 3,1
3 8 HERTICAD 2,1 1,1
4 30 OPDIVO 2,1 0,3
5 10 AVEGRA BIOCAD 2 0,9
6 40 KEYTRUDA 2 0,2
7 4 NATRIUM CHLORIDUM 1,8 2,4
8 3 KALETRA 1,7 2,6
9 5 ISENTRESS 1,7 1,5
10 11 PENTAXIM 1,5 0,8
Итого 20,1 17

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований появилось четыре новых представителя (табл. 3). Это BEVACIZUMAB (закупки увеличились в 3,4 раза), NIVOLUMAB (в 8,7 раза), PEMBROLIZUMAB (в 12,1 раза) и VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (в 2,4 раза), расположившиеся на четвертом, пятом, седьмом и десятом местах соответственно. Многократный рост объемов закупок продемонстрировал также TRASTUZUMAB (в 2,5 раза), который поднялся с шестой строчки на третью. Лидером Топ-10 стало наименование VACCINE, INFLUENZA (+23%), поднявшееся на первую позицию со второй. При этом на строчку вниз опустилась VACCINE, PNEUMOCOCCAL (+1%). Также на более низкие позиции сместились представители, занимавшие места с третьего по пятое включительно. Это комбинация LOPINAVIR*RITONAVIR (+5%), а также МНН SODIUM (+3%) и RALTEGRAVIR (+56%), опустившиеся на шестую, восьмую и девятую позиции соответственно. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась на 4 п.п., до 22,6%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок

Место
в рейтинге
МНН/Группировочное
наименование    
Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 2 VACCINE, INFLUENZA 3,7 4,1
2 1 VACCINE, PNEUMOCOCCAL 3,2 4,3
3 6 TRASTUZUMAB 2,5 1,4
4 14 BEVACIZUMAB 2,2 0,9
5 38 NIVOLUMAB 2,1 0,3
6 3 LOPINAVIR*RITONAVIR 2 2,7
7 45 PEMBROLIZUMAB 2 0,2
8 4 SODIUM 1,8 2,4
9 5 RALTEGRAVIR 1,7 1,5
10 16 VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB 1,5 0,8
Итого 22,6 18,6

Наиболее стабильным оказался Топ-10 ведущих АТС групп: большинство его представителей сохранила занятые в прошлом позиции (табл. 4). В их числе - занимающие первые шесть строчек L01 Противоопухолевые препараты (закупки увеличились в 2,7 раза), J05 Противовирусные препараты системного назначения (+26%), J07 Вакцины (+23%), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+14%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+10%) и B01 Антикоагулянты (+12%). Девятое место сохранили за собой L04 Иммунодепрессанты (+15%). Два из оставшихся трёх представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. На один пункт вверх, на седьмую строчку, поднялась группа J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (+24%), сместив на позицию вниз менее динамичные V08 Контрастные препараты (+14%). Замыкают «десятку» впервые в неё вошедшие L02 Противоопухолевые гормональные препараты, увеличившие объёмы закупки в 3 раза. В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 76,5% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 67,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место
в рейтинге
  АТС код     АТС группа     Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 L01 ANTINEOPLASTIC AGENTS 28,8 14,5
2 2 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 12,6 13,8
3 3 J07 VACCINES 11,9 13,2
4 4 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC
USE
6,1 7,3
5 5 B05 PLASMA SUBSTITUTES AND PER-
FUSION SOLUTIONS
4,6 5,7
6 6 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,6 4,4
7 8 J04 ANTIMYCOBACTERIALS 2,4 2,7
8 7 V08 CONTRAST MEDIA 2,3 2,7
9 9 L04 IMMUNOSUPPRESSANTS 2,2 2,6
10 22 L02 ENDOCRINE THERAPY 2,1 1
Итого 76,5 67,9

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-сентября 2019г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+37%), и в долларовом (+33%), и был равен 169,667 млрд. рублей (2,619 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 1% и составил 434,249 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам первых девяти месяцев 2019г. была равна 6,03 долл. против 4,52 долл. – в аналогичном периоде 2018г.

Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум.  Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи