
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам января-сентября 2019г. снизился на 1% в натуральном выражении и составил 434,249 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 37% в рублях и на 33% - в долларах, а объем был равен 169,667 млрд. рублей (2,619 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам девяти месяцев 2019г. была равна 6,03 долл., годом ранее – 4,52 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
На лидирующие позиции Топ-10 ведущих производителей по итогам января-сентября 2019г. благодаря двукратному росту объемов закупок поднялись BIOCAD и MSD (табл. 1). Высокими темпами развивались рынки у впервые вошедших в состав «десятки» компаний ROCHE (закупки увеличились в 3,7 раза) и NOVARTIS (+92%), занявших четвертую и последнюю строчки, и у поднявшейся на позицию вверх SANOFI (+72%). В то же время не столь динамичные PFIZER (+11%), PHARMASYNTEZ (+18%), MICROGEN (+9%) и JOHNSON & JOHNSON (+17%), а также снизившая закупки ABBVIE (- 1%) сократили долевое присутствие и опустились на более низкие места. Однако итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась почти на 4 п.п., до 42,8%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
9 мес. 2019г. |
9 мес. 2018г. |
9 мес. 2019г. |
9 мес. 2018г. |
|
1 | 5 |
BIOCAD RF |
6,4 |
4,3 |
2 | 7 |
MSD |
5,7 |
3,7 |
3 | 1 |
PFIZER |
4,8 |
6,0 |
4 | 13 |
ROCHE |
4,3 |
1,6 |
5 | 3 |
PHARMASYNTEZ |
4,2 |
4,9 |
6 | 4 |
MICROGEN |
3,7 |
4,6 |
7 | 8 |
SANOFI |
3,7 |
2,9 |
8 | 2 |
ABBVIE |
3,7 |
5,1 |
9 | 6 |
JOHNSON & JOHNSON |
3,2 |
3,7 |
10 | 11 |
NOVARTIS |
3,1 |
2,2 |
Итого | 42.8 | 39,0 |
Лидерами рейтинга ведущих брендов продолжают оставаться PREVENAR 13 (-5%) и SOVIGRIPP (+11%), хотя у первого динамика была отрицатель-ной, а у второго – заметно отставала от рыночных темпов, что привело к снижению их долей (табл. 2). Бренды с высокой динамикой, HERTICAD (закупки увеличились в 2,5 раза), OPDIVO (в 8,7 раза), AVEGRA (в 16 раз) и KEYTRUDA (в 12,1 раза) поднялись на места с третьего по шестое включительно. При этом второй и четвертый впервые вошли в состав Топ-10. Ещё один новый представитель, PENTAXIM (в 2,4 раза) расположился на последней позиции. Одновременно с этим бренды NATRIUM CHLORIDUM (+3%), KALETRA (-12%) и ISENTRESS (+56%) опустились на места с седьмого по девятое включительно. Общая доля десяти лидирующих брендов рас-ширилась с 17,0% до 20,1%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге |
Бренд |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | PREVENAR 13 | 2,8 | 4 |
2 | 2 | SOVIGRIPP | 2,5 | 3,1 |
3 | 8 | HERTICAD | 2,1 | 1,1 |
4 | 30 | OPDIVO | 2,1 | 0,3 |
5 | 10 | AVEGRA BIOCAD | 2 | 0,9 |
6 | 40 | KEYTRUDA | 2 | 0,2 |
7 | 4 | NATRIUM CHLORIDUM | 1,8 | 2,4 |
8 | 3 | KALETRA | 1,7 | 2,6 |
9 | 5 | ISENTRESS | 1,7 | 1,5 |
10 | 11 | PENTAXIM | 1,5 | 0,8 |
Итого | 20,1 | 17 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований появилось четыре новых представителя (табл. 3). Это BEVACIZUMAB (закупки увеличились в 3,4 раза), NIVOLUMAB (в 8,7 раза), PEMBROLIZUMAB (в 12,1 раза) и VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (в 2,4 раза), расположившиеся на четвертом, пятом, седьмом и десятом местах соответственно. Многократный рост объемов закупок продемонстрировал также TRASTUZUMAB (в 2,5 раза), который поднялся с шестой строчки на третью. Лидером Топ-10 стало наименование VACCINE, INFLUENZA (+23%), поднявшееся на первую позицию со второй. При этом на строчку вниз опустилась VACCINE, PNEUMOCOCCAL (+1%). Также на более низкие позиции сместились представители, занимавшие места с третьего по пятое включительно. Это комбинация LOPINAVIR*RITONAVIR (+5%), а также МНН SODIUM (+3%) и RALTEGRAVIR (+56%), опустившиеся на шестую, восьмую и девятую позиции соответственно. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась на 4 п.п., до 22,6%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге |
МНН/Группировочное наименование |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 2 | VACCINE, INFLUENZA | 3,7 | 4,1 |
2 | 1 | VACCINE, PNEUMOCOCCAL | 3,2 | 4,3 |
3 | 6 | TRASTUZUMAB | 2,5 | 1,4 |
4 | 14 | BEVACIZUMAB | 2,2 | 0,9 |
5 | 38 | NIVOLUMAB | 2,1 | 0,3 |
6 | 3 | LOPINAVIR*RITONAVIR | 2 | 2,7 |
7 | 45 | PEMBROLIZUMAB | 2 | 0,2 |
8 | 4 | SODIUM | 1,8 | 2,4 |
9 | 5 | RALTEGRAVIR | 1,7 | 1,5 |
10 | 16 | VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB | 1,5 | 0,8 |
Итого | 22,6 | 18,6 |
Наиболее стабильным оказался Топ-10 ведущих АТС групп: большинство его представителей сохранила занятые в прошлом позиции (табл. 4). В их числе - занимающие первые шесть строчек L01 Противоопухолевые препараты (закупки увеличились в 2,7 раза), J05 Противовирусные препараты системного назначения (+26%), J07 Вакцины (+23%), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+14%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+10%) и B01 Антикоагулянты (+12%). Девятое место сохранили за собой L04 Иммунодепрессанты (+15%). Два из оставшихся трёх представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. На один пункт вверх, на седьмую строчку, поднялась группа J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (+24%), сместив на позицию вниз менее динамичные V08 Контрастные препараты (+14%). Замыкают «десятку» впервые в неё вошедшие L02 Противоопухолевые гормональные препараты, увеличившие объёмы закупки в 3 раза. В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 76,5% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 67,9%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге |
АТС код | АТС группа |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 28,8 | 14,5 |
2 | 2 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 12,6 | 13,8 |
3 | 3 | J07 | VACCINES | 11,9 | 13,2 |
4 | 4 | J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
6,1 | 7,3 |
5 | 5 | B05 |
PLASMA SUBSTITUTES AND PER- FUSION SOLUTIONS |
4,6 | 5,7 |
6 | 6 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,6 | 4,4 |
7 | 8 | J04 | ANTIMYCOBACTERIALS | 2,4 | 2,7 |
8 | 7 | V08 | CONTRAST MEDIA | 2,3 | 2,7 |
9 | 9 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 2,2 | 2,6 |
10 | 22 | L02 | ENDOCRINE THERAPY | 2,1 | 1 |
Итого | 76,5 | 67,9 |
Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-сентября 2019г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+37%), и в долларовом (+33%), и был равен 169,667 млрд. рублей (2,619 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 1% и составил 434,249 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам первых девяти месяцев 2019г. была равна 6,03 долл. против 4,52 долл. – в аналогичном периоде 2018г.
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.