
Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-июне 2019г. составил 33093 руб. (506,55 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I полугодия 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 10% и был равен 192,891 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+4%), отрицательную - в долларовом (-5%), и был равен 30,686 млрд. рублей (469,711 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 7,9% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с предыдущим годом (2,82 долл.) и была равна 2,91 долл. в розничных ценах. За первые шесть месяцев 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 34,78 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Большинство представителей Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам первых шести месяцев 2019г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). В их числе – возглавляющие его BAYER (-4%), SANOFI (+3%), TEVA (-10%) и SERVIER (+6%). Восьмое и девятое места сохранил за собой ABBOTT (+8%) и STADA (-1%). Российский производитель OTCPHARM (-3%) опустился с пятой строчки на седьмую, пропустив вперёд BERLIN-CHEMIE/ MENARINI (+5%) и SANDOZ (+3%). На последней позиции «десятки» расположился единственный новый ее представитель GEDEON RICHTER (+1%). В целом десять ведущих производителей занимали 32,7% рынка, тогда как в аналогичном периоде прошлого года – 34%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,8 | 5,2 |
2 | 2 | SANOFI | 4 | 4 |
3 | 3 | TEVA | 3,4 | 4 |
4 | 4 | SERVIER | 3,4 | 3,3 |
5 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,2 | 3,1 |
6 | 7 | SANDOZ | 3 | 3,1 |
7 | 5 | OTCPHARM | 2,9 | 3,2 |
8 | 8 | ABBOTT | 2,9 | 2,7 |
9 | 9 | STADA | 2,6 | 2,7 |
10 | 11 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,7 |
Итого | 32,7 | 34 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя: последние его строчки заняли ESSENTIALE (+13%) и PENTALGIN (+8%) (табл.2). Помимо них, на более высокие места поднялись ACTOVEGIN (+6%), XARELTO (+46%) и INGAVIRIN (+14%), которые расположились на двух первых позициях и седьмом месте. При этом они потеснили на два пункта вниз менее динамичный NUROFEN (+3%), который занял третье место. Снизивший продажи THERAFLEX (-12%) опустился с третьей позиции на восьмую. Места с четвертого по шестое включительно сохранили за собой DETRALEX (+10%), MEXIDOL (+18%) и CONCOR (+11%). Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась: 6,4% против 6,0% годом ранее.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 2 | ACTOVEGIN | 0,8 | 0,8 |
2 | 7 | XARELTO | 0,8 | 0,5 |
3 | 1 | NUROFEN | 0,7 | 0,8 |
4 | 4 | DETRALEX | 0,7 | 0,6 |
5 | 5 | MEXIDOL | 0,6 | 0,6 |
6 | 6 | CONCOR | 0,6 | 0,6 |
7 | 9 | INGAVIRIN | 0,6 | 0,5 |
8 | 3 | THERAFLEX | 0,6 | 0,7 |
9 | 14 | ESSENTIALE | 0,6 | 0,5 |
10 | 11 | PENTALGIN | 0,5 | 0,5 |
Итого | 6,4 | 6 |
Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 7% (табл.3). Остальные девять представителей рейтинга продемонстрировали рост продаж, и три из них, как и лидер, сохранили свои позиции неизменными. Это занимающие места с шестого по восьмое включительно BISOPROLOL (+17%), BLOOD (+5%) и ROSUVASTATIN (+18%). Наименование PANCREATIN (+8%), комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+16%) и впервые вошедший в Топ-10 RIVAROXABAN (+46%) поднялись на вторую, четвертую и девятую строчки. Они потеснили вниз МНН IBUPROFEN и NIMESULIDE (по +1% у обоих), а также DICLOFENAC (+13%). Итоговая доля «десятки» была равна 10,1%, тогда как в 2018 году – 9,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,8 |
2 | 4 | PANCREATIN | 1,1 | 1,1 |
3 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
4 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 0,9 |
5 | 3 | NIMESULIDE | 1 | 1,1 |
6 | 6 | BISOPROLOL | 1 | 0,9 |
7 | 7 | BLOOD | 0,9 | 0,8 |
8 | 8 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
9 | 19 | RIVAROXABAN | 0,8 | 0,5 |
10 | 9 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,1 | 9,7 |
Лидирующие позиции в Топ-10 ведущих АТС групп сохранили группы M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%) (табл.4). Ниже в рейтинге произошли перестановки, причем большинство его представителей повысили свои позиции. На один пункт вверх, на третье, четвертое и седьмое места, поднялись J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-1%), G03 Половые гормоны (+3%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+11%). Группа B01 Антикоагулянты (+24%) переместилась с десятой строчки на шестую, а на девятой и десятой позициях расположились впервые вошедшие в рейтинг C05 Вазопротекторы (+9%) и N06 Психоаналептики (+8%). Сократившие продажи R01 Назальные препараты (-5%) и N02 Анальгетики (-6%) опустились на пятое и восьмое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп расширилась на 0,6 п.п., до 35,6%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,2 | 5,3 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM | 4,5 | 3,9 |
3 | 4 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC | 3,6 | 3,7 |
4 | 5 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,6 |
5 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,4 | 3,8 |
6 | 10 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,4 | 2,9 |
7 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,1 | 2,9 |
8 | 6 | N02 | ANALGESICS | 3,1 | 3,4 |
9 | 11 | C05 | VASOPROTECTIVES | 2,9 | 2,8 |
10 | 12 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 2,9 | 2,8 |
Итого | 35,6 | 35 |
Заключение. По итогам января-июня 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 37,376 млрд. руб. (572,220 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 5%, тогда как в долларах, напротив, снизились на 5%. В натуральных показателях рынок сократился на 10% и был равен 192,891 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,97 долл. – это выше показателя предшествовавшего года (2,82 долл.), но ниже среднего по стране (3,36 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам I полугодия 2019г. также оказались ниже средних по стране (34,78 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум