Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ЮФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

 2262

Аптечный рынок ЮФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-июне 2019г. составил 33093 руб. (506,55 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46210 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I полугодия 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 10% и был равен 192,891 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+4%), отрицательную - в долларовом (-5%), и был равен 30,686 млрд. рублей (469,711 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 7,9% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с предыдущим годом (2,82 долл.) и была равна 2,91 долл. в розничных ценах. За первые шесть месяцев 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 34,78 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Большинство представителей Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам первых шести месяцев 2019г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). В их числе – возглавляющие его BAYER (-4%), SANOFI (+3%), TEVA (-10%) и SERVIER (+6%). Восьмое и девятое места сохранил за собой ABBOTT (+8%) и STADA (-1%). Российский производитель OTCPHARM (-3%) опустился с пятой строчки на седьмую, пропустив вперёд BERLIN-CHEMIE/ MENARINI (+5%) и SANDOZ (+3%). На последней позиции «десятки» расположился единственный новый ее представитель GEDEON RICHTER (+1%). В целом десять ведущих производителей занимали 32,7% рынка, тогда как в аналогичном периоде прошлого года – 34%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,8 5,2
2 2 SANOFI 4 4
3 3 TEVA 3,4 4
4 4 SERVIER 3,4 3,3
5 6 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,2 3,1
6 7 SANDOZ 3 3,1
7 5 OTCPHARM 2,9 3,2
8 8 ABBOTT 2,9 2,7
9 9 STADA 2,6 2,7
10 11 GEDEON RICHTER 2,6 2,7
Итого 32,7 34

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя: последние его строчки заняли ESSENTIALE (+13%) и PENTALGIN (+8%) (табл.2). Помимо них, на более высокие места поднялись ACTOVEGIN (+6%), XARELTO (+46%) и INGAVIRIN (+14%), которые расположились на двух первых позициях и седьмом месте. При этом они потеснили на два пункта вниз менее динамичный NUROFEN (+3%), который занял третье место. Снизивший продажи THERAFLEX (-12%) опустился с третьей позиции на восьмую. Места с четвертого по шестое включительно сохранили за собой DETRALEX  (+10%),  MEXIDOL  (+18%)  и CONCOR   (+11%). Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась: 6,4% против 6,0% годом ранее.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 2 ACTOVEGIN 0,8 0,8
2 7 XARELTO 0,8 0,5
3 1 NUROFEN 0,7 0,8
4 4 DETRALEX 0,7 0,6
5 5 MEXIDOL 0,6 0,6
6 6 CONCOR 0,6 0,6
7 9 INGAVIRIN 0,6 0,5
8 3 THERAFLEX 0,6 0,7
9 14 ESSENTIALE 0,6 0,5
10 11 PENTALGIN 0,5 0,5
Итого 6,4 6

Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 7% (табл.3). Остальные девять представителей рейтинга продемонстрировали рост продаж, и три из них, как и лидер, сохранили свои позиции неизменными. Это занимающие места с шестого по восьмое включительно BISOPROLOL (+17%), BLOOD (+5%) и ROSUVASTATIN (+18%). Наименование PANCREATIN (+8%), комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+16%) и впервые вошедший в Топ-10 RIVAROXABAN (+46%) поднялись на вторую, четвертую и девятую строчки. Они потеснили вниз МНН IBUPROFEN и NIMESULIDE (по +1% у обоих), а также DICLOFENAC (+13%). Итоговая доля «десятки» была равна 10,1%, тогда как в 2018 году – 9,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,8
2 4 PANCREATIN 1,1 1,1
3 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 0,9
5 3 NIMESULIDE 1 1,1
6 6 BISOPROLOL 1 0,9
7 7 BLOOD 0,9 0,8
8 8 ROSUVASTATIN 0,8 0,7
9 19 RIVAROXABAN 0,8 0,5
10 9 DICLOFENAC 0,8 0,7
Итого 10,1 9,7

Лидирующие позиции в Топ-10 ведущих АТС групп сохранили группы M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%) (табл.4). Ниже в рейтинге произошли перестановки, причем большинство его представителей повысили свои позиции. На один пункт вверх, на третье, четвертое и седьмое места, поднялись J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-1%), G03 Половые гормоны (+3%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+11%). Группа B01 Антикоагулянты (+24%) переместилась с десятой строчки на шестую, а на девятой и десятой позициях расположились впервые вошедшие в рейтинг C05 Вазопротекторы (+9%) и N06 Психоаналептики (+8%). Сократившие продажи R01 Назальные препараты (-5%) и N02 Анальгетики (-6%) опустились на пятое и восьмое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп расширилась на 0,6 п.п., до 35,6%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г.  6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,2 5,3
2 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM 4,5 3,9
3 4 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC 3,6 3,7
4 5 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,5 3,6
5 3 R01 NASAL PREPARATIONS 3,4 3,8
6 10 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,4 2,9
7 8 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,1 2,9
8 6 N02 ANALGESICS 3,1 3,4
9 11 C05 VASOPROTECTIVES 2,9 2,8
10 12 N06 PSYCHOANALEPTICS 2,9 2,8
Итого 35,6 35


Заключение. По итогам января-июня 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 37,376 млрд. руб. (572,220 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 5%, тогда как в долларах, напротив, снизились на 5%. В натуральных показателях рынок сократился на 10% и был равен 192,891 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,97 долл. – это выше показателя предшествовавшего года (2,82 долл.), но ниже среднего по стране (3,36 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам I полугодия 2019г. также оказались ниже средних по стране (34,78 долл. против 58,67 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи