
Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам 9 месяцев 2019г. составил 58512 руб. (899,08 долл.), что на 27% выше среднего показателя по России (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 4% и составил 674,335 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте, но сократился на 1% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 117,095 млрд. рублей (1,799 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 20,2% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.: 3,23 долл. против 3,11 долл. в розничных ценах. По итогам 9 месяцев 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 81,43 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
По итогам первых девяти месяцев 2019г. рейтинг ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) остался неизменным по составу (табл. 1). Лидерство удалось сохранить компаниям BAYER (+6%) и SANOFI (+1%). Также на занятом ранее десятом месте остался GEDEON RICHTER (+3%). Три представителя Топ-10 продемонстрировали рейтинговый прогресс. На позицию вверх, на третье и восьмое места, поднялись SERVIER (+3%) и GLAXOSMITHKLINE (+9%). Более динамичная компания KRKA (+23%) переместилась на пятую позицию с седьмой. При этом они сместили на строчку вниз производителей TEVA (-7%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+5%), OTCPHARM (-5%) и SANDOZ (-1%), которые заняли четвертую, шестую, седьмую и девятую строчки соответственно. Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,6% до 34,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,8 | 4,8 |
2 | 2 | SANOFI | 4,2 | 4,4 |
3 | 4 | SERVIER | 3,7 | 3,8 |
4 | 3 | TEVA | 3,6 | 4,1 |
5 | 7 | KRKA | 3,5 | 3,0 |
6 | 5 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,2 | 3,2 |
7 | 6 | OTCPHARM | 2,8 | 3,2 |
8 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
9 | 8 | SANDOZ | 2,7 | 2,8 |
10 | 10 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,7 |
Итого | 34,0 | 34,6 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов появилось два новых представителя, MIRAMISTIN (+6%) и NIMESIL (+20%), которые заняли две последние строчки (табл. 2). Кроме них, на более высокие позиции поднялись еще три бренда. Это CONCOR (+4%), NUROFEN (+12%) и PENTALGIN (+3%), которые расположились на втором, четвертом и седьмом местах соответственно. Одновременно с этим три представителя, DETRALEX (-1%), MEXIDOL (+1%) и CARDIOMAGNYL (-8%), напротив, опустились на позицию вниз. Занятые ранее места, первое и шестое, сохранили за собой XARELTO (+34%) и ACTOVEGIN (-6%). Итоговая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и составила 7,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,2 | 1,0 |
2 | 3 | CONCOR | 0,8 | 0,8 |
3 | 2 | DETRALEX | 0,8 | 0,8 |
4 | 5 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 |
5 | 4 | MEXIDOL | 0,8 | 0,8 |
6 | 6 | ACTOVEGIN | 0,6 | 0,7 |
7 | 9 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
8 | 7 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,7 |
9 | 11 | MIRAMISTIN | 0,5 | 0,5 |
10 | 14 | NIMESIL | 0,5 | 0,5 |
Итого | 7,3 | 7,2 |
Не изменился лидер и в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: первую строчку продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (+4%) (табл.3). На второе место с седьмого благодаря 34%-му росту продаж поднялся RIVAROXABAN, на третье с четвертого - BISOPROLOL (+11%). При этом они потеснили на более низкие позиции DIOSMIN*HESPERIDIN (+3%), IBUPROFEN (+5%), NIMESULIDE и PANCREATIN (по +10% у обоих), которые заняли с четвертой по седьмую строчку включительно. Восьмое место сохранил за собой ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+1%). Замыкают «десятку» впервые в неё вошедшие DICLOFENAC (+17%) и ATORVASTATIN (+23%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,5 п.п., до 11,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,7 | 1,7 |
2 | 7 | RIVAROXABAN | 1,2 | 1,0 |
3 | 4 | BISOPROLOL | 1,2 | 1,1 |
4 | 2 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,2 |
5 | 3 | IBUPROFEN | 1,2 | 1,2 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 1,1 | 1,0 |
7 | 6 | PANCREATIN | 1,0 | 1,0 |
8 | 8 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
9 | 11 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,8 |
10 | 13 | ATORVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
Итого | 11,1 | 10,6 |
Наиболее продаваемой и динамичной группой на рынке региона стала C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+20%) (табл.4). Занимавшие ранее первую строчку M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+7%) оказались на второй позиции. Изменения произошли и в нижней части Топ-10. Группа A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты сократила продажи на 3% и опустилась на строчку вниз, на 9 место, пропустив вперёд C05 Вазопротекторы (+1%). Замыкают «десятку» впервые в нее вошедшие N06 Психоаналептики (+7%). Места с третьего по седьмое включительно сохранили за собой B01 Антикоагулянты (+13%), R01 Назальные препараты (+6%), G03 Половые гормоны, J01 Антибактериальные препараты для системного использования и N02 Анальгетики (по +3% у всех трех). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37,5% регионального рынка, тогда как годом ранее – 37,0%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
---|---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,8 | 5,1 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND AN-TIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,2 | 5,1 |
3 | 3 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,1 | 3,8 |
4 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,8 | 3,7 |
5 | 5 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,4 | 3,5 |
6 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,3 | 3,4 |
7 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,2 | 3,3 |
8 | 9 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,0 | 3,2 |
9 | 8 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS | 2,9 | 3,2 |
10 | 12 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 2,8 | 2,7 |
Итого | 37,5 | 37,0 |
Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 117,095 млрд. руб. (1,799 млрд. долл.). Это на 7% в рублях и на 0,2% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 4% и был равен 674,335 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам первых девяти месяцев 2019г. составила 3,23 долл. - это больше показателя прошлого года (3,11 долл.), но меньше среднего по стране (3,39 долл.). Расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках были выше среднероссийских (81,43 долл. против 73,61 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.