
Численность населения Санкт-Петербурга по данным Росстата на 01.01.19 составляла 5,384 млн. человек - это 3,7% населения РФ и 38,5% населения СЗФО. По данным Петростата, уровень среднемесячной заработной платы в городе составил: в апреле 2019г. - 63555 руб. (983,52 долл.), в мае 2019г. - 60752 руб. (937,24 долл.), что на 27% выше среднего показателя по России в мае (47926 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I полугодия 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Санкт-Петербурге в натуральном выражении увеличился на 12% и составил 90,265 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок расширился на 25% в рублевом эквиваленте и на 13% - в долларовом. При этом объем его достиг 22,930 млрд. рублей (351,135 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 5,7% аптечных продаж России (в рублевом эквиваленте). Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с 2018 годом (4,74 долл.) и была равна 4,90 долл. в розничных ценах. За первые шесть месяцев 2019г. жители города потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 82,20 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Санкт-Петербурга за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Лидирующие позиции в рейтинге ведущих производителей на розничном рынке Санкт-Петербурга по итогам января-июня 2019г. сохранили за собой компании BAYER (+18%), SANOFI (+19%) и SERVIER (+24%) (табл. 1). Ниже в нем произошли перестановки, причем на более высокие позиции удалось подняться всего двум представителям «десятки». Это занявшие четвёртое и седьмое места ABBOTT (+40%) и KRKA (+53%). В то же время на один пункт вниз опустились TEVA (+15%), SANDOZ (+9%), GLAXOSMITHKLINE (+29%), PFIZER (+23%), OTCPHARM (+31%), которые заняли пятое и шестое места, а также три нижние строчки. Суммарная доля десяти ведущих производителей сократилась на 0,2 п.п., до 38,5%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 5,8 | 6,2 |
2 | 2 | SANOFI | 4,8 | 5 |
3 | 3 | SERVIER | 4,4 | 4,4 |
4 | 6 | ABBOTT | 3,9 | 3,5 |
5 | 4 | TEVA | 3,8 | 4,1 |
6 | 5 | SANDOZ | 3,6 | 4,1 |
7 | 10 | KRKA | 3,2 | 2,6 |
8 | 7 | GLAXOSMITHKLINE | 3,2 | 3,1 |
9 | 8 | PFIZER | 2,9 | 3 |
10 | 9 | OTCPHARM | 2,9 | 2,7 |
Итого | 38,5 | 38,7 |
Неизменными остались лидеры и в рейтинге ведущих брендов: первые четыре его строчки продолжают занимать XARELTO (+40%), DETRALEX (+18%), ELIQUIS (+57%) и CONCOR (+35%) (табл. 2). Оставшиеся шесть представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на места с пятого по седьмое включительно поднялись NUROFEN (+45%), HEPTRAL (+52%), NOLIPREL (+37%). На трех последних строчках расположились новые представители Топ-10, KREON (+65%), ESSENTIALE (+36%) и LOZAP (+25%). Итоговая доля «десятки» увеличилась с 7% до 7,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,4 | 1,2 |
2 | 2 | DETRALEX | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 | ELIQUIS | 0,9 | 0,7 |
4 | 4 | CONCOR | 0,8 | 0,7 |
5 | 6 | NUROFEN | 0,7 | 0,6 |
6 | 9 | HEPTRAL | 0,7 | 0,6 |
7 | 8 | NOLIPREL | 0,6 | 0,6 |
8 | 29 | KREON | 0,5 | 0,4 |
9 | 13 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,5 |
10 | 11 | LOZAP | 0,5 | 0,5 |
Итого | 7,7 | 7,0 |
Несмотря на заметное обновление предыдущего рейтинга, в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований появился всего один новый представитель (табл.3). Это МНН APIXABAN (+57%), которое поднялось с 11 места на девятое. Помимо него, ещё четыре участника «десятки» с высокой динамикой повысили свои рейтинги. Это наименования RIVAROXABAN (+40%), PANCREATIN (+52%), IBUPROFEN (+43%) и BISOPROLOL (+37%), поднявшиеся на второе, четвертое, седьмое и восьмое места соответственно. При этом они потеснили на позицию вниз, на третье, пятое и шестое места, МНН XYLOMETAZOLINE (+19%), ROSUVASTATIN (+24%) и ATORVASTATIN (+31%). Сохранить свои позиции удалось возглавляющей «десятку» комбинации DIOSMIN*HESPERIDIN (+24%) и замыкающему её наименованию NIMESULIDE (+27%). В итоге в первом полугодии 2019г. десять ведущих МНН и группировочных наименований занимали 10,6%, тогда как годом ранее - 9,9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | DIOSM IN*HESPERIDIN | 1,4 | 1,4 |
2 | 3 | RIVAROXABAN | 1,4 | 1,2 |
3 | 2 | XYLOMETAZOLINE | 1,2 | 1,3 |
4 | 6 | PANCREATIN | 1,1 | 0,9 |
5 | 4 | ROSUVASTATIN | 1 | 1 |
6 | 5 | ATORVASTATIN | 1 | 0,9 |
7 | 8 | IBUPROFEN | 1 | 0,8 |
8 | 9 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,8 |
9 | 11 | APIXABAN | 0,9 | 0,7 |
10 | 10 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
Итого | 10,6 | 9,9 |
Первые пять строчек в Топ-10 ведущих АТС групп на региональном рынке продолжают занимать C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензи- новую систему (+40%), B01 Антикоагулянты (+28%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты и G03 Половые гормоны (по +34% у обеих), а также R01 Назальные препараты (+25%) (табл.4). В нижней части рейтинга произошли две перестановки. Более динамичные группы C05 Вазопротекторы (+25%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+18%) поднялись на строчку вверх, на шестое и восьмое места. При этом они потеснили на один пункт вниз J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+11%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+9%). Последнюю строчку «десятки» занял единственный новый ее представитель S01 Офтальмологические препараты (+25%). Суммарная доля десяти ведущих АТС групп увеличилась с 36,6% до 37,0%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,6 | 5 |
2 | 2 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,5 | 4,4 |
3 | 3 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,2 | 3,9 |
4 | 4 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4 | 3,7 |
5 | 5 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,5 | 3,5 |
6 | 7 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,4 | 3,4 |
7 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,1 | 3,4 |
8 | 9 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS | 3 | 3,2 |
9 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 2,9 | 3,3 |
10 | 13 | S01 | OPHTHALMOLOGICALS | 2,7 | 2,7 |
Итого | 37 | 36,6 |
Заключение. По итогам первых шести месяцев 2019. объем аптечного рынка Санкт-Петербурга составил 28,890 млрд. руб. (442,582 млн. долл.) в розничных ценах. В сравнении с предыдущим годом, это на 28% в рублях и на 16% в долларах больше. В натуральных показателях рынок расширился на 12% и составил 90,265 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам I полугодия 2019г. составила 4,90 долл., что выше, чем годом ранее (4,74 долл.), и выше средней по стране (3,31 долл.). Выше средних по России оказались и расходы петербуржцев на приобретение ГЛС в аптеках (82,20 долл. против 52,40 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум