
Численность населения Санкт-Петербурга по данным Росстата на 01.01.19 составляла 5,384 млн. человек – это 3,7% населения РФ и 38,5% населения СЗФО. По данным Петростата, уровень среднемесячной заработной платы в городе составил: в сентябре 2019г. – 60205 руб. (926,52 долл.), в январе-сентябре – 61304 руб. (941,98 руб.), что на 33% выше среднего показателя по России в январе-сентябре (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Санкт-Петербурге в натуральном выражении увеличился на 13% и составил 132,654 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок расширился на 24% в рублевом эквиваленте и на 17% - в долларовом. При этом объем его достиг 33,577 млрд. рублей (515,984 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 6,1% аптечных продаж России (в рублевом эквиваленте). Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с 2018 годом (4,63 долл.) и была равна 4,93 долл. в розничных ценах. За январь-сентябрь 2019г. жители города потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 121,54 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Санкт-Петербурга 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
Лидирующие позиции в рейтинге ведущих производителей на розничном рынке Санкт-Петербурга по итогам января-сентября 2019г. сохранили за собой компании BAYER (+16%), SANOFI (+17%), SERVIER (+22%) и TEVA (+16%) (табл. 1). Ниже в нем произошли перестановки, в результате которых на один пункт вверх поднялись производители ABBOTT (+32%) и OTCPHARM (+43%), тогда как самая динамичная компания KRKA (+50%) переместилась на две позиции вверх, на седьмую строчку. Не столь динамичные SANDOZ (+22%), GLAXOSMITHKLINE (+26%) и PFIZER (+20%), напротив, опустились на шестое, восьмое и последнее места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих производителей не изменилась и была равна 38,6%
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 5,8 | 6,3 |
2 | 2 | SANOFI | 4,7 | 5 |
3 | 3 | SERVIER | 4,3 | 4,4 |
4 | 4 | TEVA | 3,8 | 4,1 |
5 | 6 | ABBOTT | 3,8 | 3,5 |
6 | 5 | SANDOZ | 3,7 | 3,8 |
7 | 9 | KRKA | 3,2 | 2,7 |
8 | 7 | GLAXOSMITHKLINE | 3,2 | 3,1 |
9 | 10 | OTCPHARM | 3,1 | 2,7 |
10 | 8 | PFIZER | 3 | 3,1 |
Итого | 38,6 | 38,6 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Неизменными остались лидеры и в рейтинге ведущих брендов: первые три его строчки продолжают занимать XARELTO (+39%), DETRALEX (+19%) и ELIQUIS (+49%) (табл. 2). Занятую ранее позицию сохранил и замыкающий «десятку» LOZAP (+24%). Отметим, что практически все оставшиеся представители Топ-10 продемонстрировали опережающую динамику. Четырем из них, NUROFEN (+46%), HEPTRAL (+45%), NOLIPREL (+32%) и ESSENTIALE (+28%), удалось подняться на четвертое, шестое, седьмое и девятое места. Отметим, что последний стал единственным новым представителем Топ-10. При этом они потеснили на строчку вниз, на пятую позицию, CONCOR (+29%), тогда как LINEX (+11%) из-за отставания динамики потерял два рейтинговых пункта и опустился на восьмое место. Итоговая доля «десятки» увеличилась с 7,4% до 7,8%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,4 | 1,3 |
2 | 2 | DETRALEX | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 | ELIQUIS | 0,9 | 0,8 |
4 | 5 | NUROFEN | 0,8 | 0,6 |
5 | 4 | CONCOR | 0,8 | 0,7 |
6 | 9 | HEPTRAL | 0,7 | 0,6 |
7 | 8 | NOLIPREL | 0,6 | 0,6 |
8 | 6 | LINEX | 0,6 | 0,6 |
9 | 11 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,5 |
10 | 10 | LOZAP | 0,5 | 0,5 |
Итого | 7,8 | 7,4 |
Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований не изменился по составу (табл.3). Однако сменился его лидер: на первую строчку с третьей поднялся RIVAROXABAN (+39%), потеснив DIOSMIN*HESPERIDIN и XYLOMETAZOLINE (по +26% у обоих) на позицию вниз. Помимо лидера, на более высокие места поднялись также PANCREATIN (+40%), IBUPROFEN (+43%) и APIXABAN (+49%), расположившиеся на четвертой, шестой и восьмой строчках. Одновременно с этим на более низкие позиции сместились ROSUVASTATIN и ATORVASTATIN (по +27% у обоих), а также BISOPROLOL (+32%), заняв пятое, седьмое и девятое места соответственно. Последнюю строчку рейтинга сохранил за собой NIMESULIDE (+37%). В итоге десять ведущих МНН и группировочных наименований занимали 10,8%, тогда как годом ранее – 10,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 3 | RIVAROXABAN | 1,4 | 1,3 |
2 | 1 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,4 | 1,4 |
3 | 2 | XYLOMETAZOLINE | 1,3 | 1,3 |
4 | 5 | PANCREATIN | 1,1 | 0,9 |
5 | 4 | ROSUVASTATIN | 1 | 1 |
6 | 8 | IBUPROFEN | 1 | 0,8 |
7 | 6 | ATORVASTATIN | 1 | 0,9 |
8 | 9 | APIXABAN | 0,9 | 0,8 |
9 | 7 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,8 |
10 | 10 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
Итого | 10,8 | 10,1 |
Первые пять строчек в Топ-10 ведущих АТС групп на региональном рынке продолжают занимать C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+41%), B01 Антикоагулянты (+27%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+36%), G03 Половые гормоны (+30%) и C05 Вазопротекторы (+25%) (табл.4).. Также на занятом ранее восьмом месте остались J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+15%). Среди оставшихся трем представителям удалось повысить свои рейтинговые позиции. На один пункт вверх, на шестое и девятое места, поднялись R01 Назальные препараты (+28%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+17%). На последней строчке «десятки» расположилась впервые в нее вошедшая группа G04 Препараты, применяемые в урологии (+24%). И лишь только A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+17%) опустились на более низкое седьмое место. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп увеличилась с 36,6% до 37,3%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,7 | 5 |
2 | 2 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,6 | 4,5 |
3 | 3 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,3 | 4 |
4 | 4 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,1 | 3,9 |
5 | 5 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,5 | 3,5 |
6 | 7 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,4 | 3,4 |
7 | 6 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 3,2 | 3,4 |
8 | 8 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3 | 3,2 |
9 | 10 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 2,8 | 3 |
10 | 14 | G04 | UROLOGICALS | 2,7 | 2,8 |
Итого | 37,3 | 36,6 |
Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2019. объем аптечного рынка Санкт-Петербурга составил 42,573 млрд. руб. (654,342 млн. долл.) в розничных ценах. В сравнении с предыдущим годом, он увеличился на 28% в рублях и на 21% в долларах. В натуральных показателях рынок расширился на 13% и составил 132,654 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-сентября 2019г. составила 4,93 долл., что выше, чем годом ранее (4,63 долл.), и выше средней по стране (3,39 долл.). Выше средних по России оказались и расходы петербуржцев на приобретение ГЛС в аптеках (121,54 долл. против 73,61 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум