
Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в январе-марте 2019г. составил 31641 руб. (478,61 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам первых трех месяцев 2019г. в натуральных показателях сократился на 11% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 203,954 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-0,5%), и в долларовом (-14%), и был равен 34,005 млрд. руб. (514,679 млн. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,8%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам I квартала 2019г. была равна 3,01 долл. против 3,20 долл. годом ранее. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 20,86 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Большинство ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа по итогам января-марта 2019г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). В их числе - возглавляющие рейтинг SANOFI (-1%), BAYER и OTCPHARM (по -3% у обоих), а также TEVA (-4%). Две последние строчки «десятки» продолжают занимать BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%) и TAKEDA (+5%). Перестановки коснулись позиций с пятой по восьмую включительно. Благодаря росту продаж на 24% компания KRKA поднялась с восьмого места на пятое, сместив при этом на строчку вниз сократившие продажи SANDOZ (-1%), SERVIER (-0,1%) и ABBOTT (-1%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 31,6% до 32,1%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | SANOFI | 4,2 | 4,1 |
2 | 2 | BAYER | 3,8 | 3,9 |
3 | 3 | OTCPHARM | 3,8 | 3,9 |
4 | 4 | TEVA | 3,3 | 3,4 |
5 | 8 | KRKA | 3,2 | 2,6 |
6 | 5 | SANDOZ | 2,9 | 2,9 |
7 | 6 | SERVIER | 2,9 | 2,9 |
8 | 7 | ABBOTT | 2,7 | 2,8 |
9 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,6 | 2,5 |
10 | 10 | TAKEDA | 2,6 | 2,5 |
Итого | 32,1 | 31,6 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов появился один новый представитель: на пятое место с 13 благодаря 35%-му росту продаж поднялся XARELTO (табл.2). Кроме него, более высокие позиции заняли еще четыре участника Топ-10. На один пункт вверх, на первые три места, несмотря на отрицательную динамику поднялись KAGOCEL (-8%), ACTOVEGIN (-1%) и MEXIDOL (-0,3%), а с девятой строчки на восьмую переместился CARDIOMAGNYL (-2%). Это стало возможно благодаря тому, что занимавшие первое и восьмое места ранее бренды INGAVIRIN (-22%) и CONCOR (-5%) сильнее сократили продажи и опустились на четвёртое и девятое места соответственно. Занятые в прошлом позиции, шестую, седьмую и десятую, продолжают занимать NUROFEN (-10%), PENTALGIN (-1%) и ESSENTIALE (+4%). Общая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и была равна 6,5%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 2 | KAGOCEL | 0,8 | 0,9 |
2 | 3 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,7 |
3 | 4 | MEXIDOL | 0,7 | 0,7 |
4 | 1 | INGAVIRIN | 0,7 | 0,9 |
5 | 13 | XARELTO | 0,6 | 0,5 |
6 | 6 | NUROFEN | 0,6 | 0,7 |
7 | 7 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
8 | 9 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,6 |
9 | 8 | CONCOR | 0,6 | 0,6 |
10 | 10 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,5 |
Итого | 6,5 | 6,6 |
Рейтинг ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировал высокую стабильность: практически все его представители остались на занятых ранее позициях (табл. 3). Это возглавляющие его XYLOMETAZOLINE (-11%), PANCREATIN (+0,3%), IBUPROFEN (-5%) и BISOPROLOL (+1%), занимающие места с шестого по восьмое включительно ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-4%), KAGOCEL (-8%) и BLOOD (-4%), а также замыкающий «десятку» NIMESULIDE (-6%). Два представителя с выраженной позитивной динамикой, комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+10%) и ROSUVASTATIN (+13%), поднялись на пятое и девятое места соответственно. Отметим, что последний впервые вошел в состав Топ-10. Суммарная его доля сократилась с 9,3% до 9,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,4 | 1,5 |
2 | 2 | PANCREATIN | 1,1 | 1 |
3 | 3 | IBUPROFEN | 1 | 1 |
4 | 4 | BISOPROLOL | 1 | 1 |
5 | 9 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 0,9 | 0,8 |
6 | 6 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
7 | 7 | KAGOCEL | 0,8 | 0,9 |
8 | 8 | BLOOD | 0,8 | 0,8 |
9 | 14 | ROSUVASTATIN | 0,7 | 0,6 |
10 | 10 | NIMESULIDE | 0,7 | 0,8 |
Итого | 9,1 | 9,3 |
Противовоспалительные и противоревматические препараты (+2%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (-13%). Четвертое и пятое места удерживают J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-9%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-12%). В нижней части «десятки» также произошли перестановки, причем повысить свои позиции смогли лишь две группы. Это поднявшиеся на два пункта вверх и занявшие шестое и восьмое места G03 Половые гормоны (+3%) и B01 Антикоагулянты (+15%). Группы R01 Назальные препараты (-9%), N02 Анальгетики (-12%) и N06 Психоаналептики (+5%), напротив, опустились на более низкие позиции, седьмую и две последние. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37,3% региональных продаж, годом ранее - 37,9%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 3 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,1 | 4,4 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,8 |
3 | 2 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4 | 4,6 |
4 | 4 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,8 | 4,2 |
5 | 5 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,5 | 3,9 |
6 | 8 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,3 |
7 | 6 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,3 | 3,6 |
8 | 10 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,2 | 2,8 |
9 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,1 | 3,5 |
10 | 9 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 3 | 2,9 |
Итого | 37,3 | 37,9 |
Заключение. По итогам первых трех месяцев 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 40,513 млрд. руб. (613,186 млн. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-2%), и в долларовом (-16%). В натуральных показателях продажи в сравнении с аналогичным периодом 2018г. сократились на 11%, до 203,954 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС составила по итогам января-марта 2019г. 3,01 долл., это ниже, чем годом ранее (3,20 долл.), и в среднем по России (3,26 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (20,86 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум