Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ПФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

 2571

Аптечный рынок ПФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в январе-марте 2019г. составил 31641 руб. (478,61 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам первых трех месяцев 2019г. в натуральных показателях сократился на 11% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 203,954 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-0,5%), и в долларовом (-14%), и был равен 34,005 млрд. руб. (514,679 млн. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,8%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам I квартала 2019г. была равна 3,01 долл. против 3,20 долл. годом ранее.  Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 20,86 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Большинство ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа по итогам января-марта 2019г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). В их числе - возглавляющие рейтинг SANOFI (-1%), BAYER и OTCPHARM (по -3% у обоих), а также TEVA (-4%). Две последние строчки «десятки» продолжают занимать BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%) и TAKEDA (+5%). Перестановки коснулись позиций с пятой по восьмую включительно. Благодаря росту продаж на 24% компания KRKA поднялась с восьмого места на пятое, сместив при этом на строчку вниз сократившие продажи SANDOZ (-1%), SERVIER (-0,1%) и ABBOTT (-1%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 31,6% до 32,1%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 SANOFI 4,2 4,1
2 2 BAYER 3,8 3,9
3 3 OTCPHARM 3,8 3,9
4 4 TEVA 3,3 3,4
5 8 KRKA 3,2 2,6
6 5 SANDOZ 2,9 2,9
7 6 SERVIER 2,9 2,9
8 7 ABBOTT 2,7 2,8
9 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,6 2,5
10 10 TAKEDA 2,6 2,5
Итого 32,1 31,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов появился один новый представитель: на пятое место с 13 благодаря 35%-му росту продаж поднялся XARELTO (табл.2). Кроме него, более высокие позиции заняли еще четыре участника Топ-10. На один пункт вверх, на первые три места, несмотря на отрицательную динамику поднялись KAGOCEL (-8%), ACTOVEGIN (-1%) и MEXIDOL (-0,3%), а с девятой строчки на восьмую переместился CARDIOMAGNYL (-2%). Это стало возможно благодаря тому, что занимавшие первое и восьмое места ранее бренды INGAVIRIN (-22%) и CONCOR (-5%) сильнее сократили продажи и опустились на четвёртое и девятое места соответственно. Занятые в прошлом позиции, шестую, седьмую и десятую, продолжают занимать NUROFEN (-10%), PENTALGIN (-1%) и ESSENTIALE (+4%). Общая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и была равна 6,5%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 2 KAGOCEL 0,8 0,9
2 3 ACTOVEGIN 0,7 0,7
3 4 MEXIDOL 0,7 0,7
4 1 INGAVIRIN 0,7 0,9
5 13 XARELTO 0,6 0,5
6 6 NUROFEN 0,6 0,7
7 7 PENTALGIN 0,6 0,6
8 9 CARDIOMAGNYL 0,6 0,6
9 8 CONCOR 0,6 0,6
10 10 ESSENTIALE 0,5 0,5
Итого 6,5 6,6

Рейтинг ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировал высокую стабильность: практически все его представители остались на занятых ранее позициях (табл. 3). Это возглавляющие его XYLOMETAZOLINE (-11%), PANCREATIN (+0,3%), IBUPROFEN (-5%) и BISOPROLOL (+1%), занимающие места с шестого по восьмое включительно ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-4%), KAGOCEL (-8%) и BLOOD (-4%), а также замыкающий «десятку» NIMESULIDE (-6%). Два представителя с выраженной позитивной динамикой, комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+10%) и ROSUVASTATIN (+13%), поднялись на пятое и девятое места соответственно. Отметим, что последний впервые вошел в состав Топ-10. Суммарная его доля сократилась с 9,3% до 9,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,5
2 2 PANCREATIN 1,1 1
3 3 IBUPROFEN 1 1
4 4 BISOPROLOL 1 1
5 9 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 0,8
6 6 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,9 0,9
7 7 KAGOCEL 0,8 0,9
8 8 BLOOD 0,8 0,8
9 14 ROSUVASTATIN 0,7 0,6
10 10 NIMESULIDE 0,7 0,8
 Итого  9,1 9,3

Противовоспалительные и противоревматические препараты (+2%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (-13%). Четвертое и пятое места удерживают J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-9%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-12%). В нижней части «десятки» также произошли перестановки, причем повысить свои позиции смогли лишь две группы. Это поднявшиеся на два пункта вверх и занявшие шестое и восьмое места G03 Половые гормоны (+3%) и B01 Антикоагулянты (+15%). Группы R01 Назальные препараты (-9%), N02 Анальгетики (-12%) и N06 Психоаналептики (+5%), напротив, опустились на более низкие позиции, седьмую и две последние. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37,3% региональных продаж, годом ранее - 37,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных 
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,1 4,4
2 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,9 4,8
3 2 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4 4,6
4 4 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,8 4,2
5 5 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,5 3,9
6 8 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,5 3,3
7 6 R01  NASAL PREPARATIONS 3,3 3,6
8 10 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,2 2,8
9 7 N02  ANALGESICS 3,1 3,5
10 9 N06  PSYCHOANALEPTICS 3 2,9
Итого 37,3 37,9

Заключение. По итогам первых трех месяцев 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 40,513 млрд. руб. (613,186 млн. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-2%), и в долларовом (-16%). В натуральных показателях продажи в сравнении с аналогичным периодом 2018г. сократились на 11%, до 203,954 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС составила по итогам января-марта 2019г. 3,01 долл., это ниже, чем годом ранее (3,20 долл.), и в среднем по России (3,26 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (20,86 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи