Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых девяти месяцев 2018г.

 4470

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам девяти месяцев 2018г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 4% и составил 2,214 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом сократился на 2%, и был равен 267,790 млрд. рублей (4,386 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 68,2% продаж в натуральном выражении и 50,9% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки не изменилась в сравнении с аналогичным периодом 2017г. и была равна 2,48 долл. в розничных ценах. По итогам января-сентября 2018г. россияне потратили на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках в среднем 37,45 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

По итогам первых девяти месяцев 2018г. Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов не изменился по составу и шесть его представителей сохранили занятые в прошлом места (табл. 1). Среди них – лидеры рейтинга OTCPHARM (+6%), BAYER (+0%) и SANOFI (-3%), а также занимающий пятое место GLAXOSMITHKLINE (+2%) и замыкающие Топ-10 BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+1%) и SERVIER (+9%). Три производителя продемонстрировали рейтинговый прогресс. Это компании JOHNSON&JOHNSON (+4%), SANDOZ (+5%) и TEVA (+4%), которые поднялись на четвертое, шестое и седьмое места соответственно. Сократившая продажи на 7% STADA опустилась с четвертой позиции на восьмую. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 40,0% до 39,7%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Производитель* Доля в общем
объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 OTCPHARM 6,1 5,9
2 2 BAYER 5,3 5,4
3 3 SANOFI  4,2 4,5
4 6 JOHNSON & JOHNSON 3,9 3,8
5 5 GLAXOSMITHKLINE 3,8 3,9
6 7 SANDOZ 3,7 3,7
7 8 TEVA 3,7 3,6
8 4 STADA 3,6 3,9
9 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,9 2,9
10 10 SERVIER 2,5 2,4
Итого     39,7 40,0
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). Сменился его лидер: на первую строчку со второй переместился DETRALEX (+10%). Повысить свои рейтинговые позиции удалось ещё четырем представителям. На третье место с шестого поднялся INGAVIRIN (+16%). На один пункт вверх, на шестую и седьмую строчки, переместились MIRAMISTIN (+6%) и PENTALGIN (+14%), а единственный новый представитель LINEX (+8%) расположился на девятой позиции. Одновременно с этим на один пункт вниз сместились NUROFEN (+3%), CARDIOMAGNYL (+4%) и THERAFLU (+0,3%), занявшие второе, четвертое и последнее места. Снизивший продажи на 15% ESSENTIALE опустился с четвертой на восьмую позицию. Лишь только наименованию KAGOCEL (+4%) удалось остаться на занятом ранее пятом месте. Итоговая доля десяти ведущих брендов расширилась с 11,5% до 11,7%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г.  9 мес.2017г. 9 мес.2018г. 9 мес. 2017г.
1 2 DETRALEX
1,5 1,4
2 1 NUROFEN
1,5 1,5
3 6 INGAVIRIN 1,2 1,1
4 3 CARDIOMAGNYL
1,2 1,2
5 5 KAGOCEL
1,2 1,2
6 7 MIRAMISTIN
1,1 1,1
7 8 PENTALGIN
1,1 1,0
8 4 ESSENTIALE
1,0 1,2
9 11 LINEX
0,9 0,9
10 9 THERAFLU
0,9 1,0
Итого     11,7 11,5
*Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований неизменной осталась лидирующая четверка: XYLOMETAZOLINE (-0,2%), IBUPROFEN (+10%), DIOSMIN*HESPERIDIN (+17%) и PANCREATIN (+3%) по-прежнему занимают первые четыре строчки (табл.3). Позиции остальных его представителей изменились, у большинства – повысились. Так, на места с пятого по седьмое поднялись комбинация ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+7%) и наименования IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+16%) и KAGOCEL (+4%). Последнюю строчку «десятки» занял единственный новый ее представитель DEXPANTHENOL (+7%). Одновременно с этим снизившие продажи PHOSPHOLIPIDS (-15%) и CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-2%) опустились на восьмое и девятое места соответственно. Общая доля рейтинга увеличилась на 0,3 п.п., до 16,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
3,1 3,2
2 2 IBUPROFEN
2,3 2,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN
2,3 2,0
4 4 PANCREATIN
1,9 1,9
5 6 ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM 1,3 1,2
6 10 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
1,2 1,1
7 8 KAGOCEL
1,2 1,2
8 5 PHOSPHOLIPIDS
1,2 1,4
9 7 CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE 1,1 1,2
10 11 DEXPANTHENOL
1,1 1,1
Итого    16,7 16,4

Наиболее продаваемой АТС-группой на рынке безрецептурных препаратов по итогам девяти месяцев стала C05 Вазопротекторы (+12%), потеснившая прошлогоднего лидера R01 Назальные препараты (0%) на вторую строчку (табл.4). Третье место сохранили за собой A07 Противодиарейные препараты (+7%). Ниже на занятых ранее позициях, пятой и трех нижних, остались также группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+6%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%), L03 Иммуностимуляторы (+0,1%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+4%). На один пункт вверх, на шестую строчку, поднялись J05 Противовирусные препараты для системного назначения (+1%). Группы N02 Анальгетики (+1%) и A11 Витамины (-6%), напротив, опустились на более низкие четвертое и седьмое места из-за снижения объемов продаж. На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 47,6% рынка, тогда как годом ранее - 47,5%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге

АТС код

АТС группа
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г.
9 мес.2017г.
1 4 C05
VASOPROTECTIVES
5,9 5,4
2 1 R01
NASAL PREPARATIONS
5,7 5,8
3 3 A07
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS
5,6 5,4
4 2 N02
ANALGESICS
5,6 5,8
5 5 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS
5,3 5,1
6 7 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4,5 4,6
7 6 A11
VITAMINS
4,3 4,7
8 8 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 3,9 3,9
9 9 L03 IMMUNOSTIMULANTS 3,4 3,5
10 10 R02
THROAT PREPARATIONS
3,3 3,3
Итого 47,6 47,5

Заключение. По итогам января-сентября 2018г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 335,867 млрд. руб. (5,501 млрд. долл.). Это на 1% в рублях больше и на 4% в долларах – меньше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицательную динамику (-4%) и составил 2,214 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам девяти месяцев 2018г. составила 2,48 долл. и была равна показателю 2017г. Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде немного сократились (37,45 долл. против 38,89 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум



Последние статьи