
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам девяти месяцев 2018г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 4% и составил 2,214 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом сократился на 2%, и был равен 267,790 млрд. рублей (4,386 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 68,2% продаж в натуральном выражении и 50,9% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки не изменилась в сравнении с аналогичным периодом 2017г. и была равна 2,48 долл. в розничных ценах. По итогам января-сентября 2018г. россияне потратили на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках в среднем 37,45 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.
По итогам первых девяти месяцев 2018г. Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов не изменился по составу и шесть его представителей сохранили занятые в прошлом места (табл. 1). Среди них – лидеры рейтинга OTCPHARM (+6%), BAYER (+0%) и SANOFI (-3%), а также занимающий пятое место GLAXOSMITHKLINE (+2%) и замыкающие Топ-10 BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+1%) и SERVIER (+9%). Три производителя продемонстрировали рейтинговый прогресс. Это компании JOHNSON&JOHNSON (+4%), SANDOZ (+5%) и TEVA (+4%), которые поднялись на четвертое, шестое и седьмое места соответственно. Сократившая продажи на 7% STADA опустилась с четвертой позиции на восьмую. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 40,0% до 39,7%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | OTCPHARM | 6,1 | 5,9 |
2 | 2 | BAYER | 5,3 | 5,4 |
3 | 3 | SANOFI | 4,2 | 4,5 |
4 | 6 | JOHNSON & JOHNSON | 3,9 | 3,8 |
5 | 5 | GLAXOSMITHKLINE | 3,8 | 3,9 |
6 | 7 | SANDOZ | 3,7 | 3,7 |
7 | 8 | TEVA | 3,7 | 3,6 |
8 | 4 | STADA | 3,6 | 3,9 |
9 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,9 | 2,9 |
10 | 10 | SERVIER | 2,5 | 2,4 |
Итого | 39,7 | 40,0 |
В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). Сменился его лидер: на первую строчку со второй переместился DETRALEX (+10%). Повысить свои рейтинговые позиции удалось ещё четырем представителям. На третье место с шестого поднялся INGAVIRIN (+16%). На один пункт вверх, на шестую и седьмую строчки, переместились MIRAMISTIN (+6%) и PENTALGIN (+14%), а единственный новый представитель LINEX (+8%) расположился на девятой позиции. Одновременно с этим на один пункт вниз сместились NUROFEN (+3%), CARDIOMAGNYL (+4%) и THERAFLU (+0,3%), занявшие второе, четвертое и последнее места. Снизивший продажи на 15% ESSENTIALE опустился с четвертой на восьмую позицию. Лишь только наименованию KAGOCEL (+4%) удалось остаться на занятом ранее пятом месте. Итоговая доля десяти ведущих брендов расширилась с 11,5% до 11,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес.2017г. | 9 мес.2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 2 |
DETRALEX |
1,5 | 1,4 |
2 | 1 |
NUROFEN |
1,5 | 1,5 |
3 | 6 | INGAVIRIN | 1,2 | 1,1 |
4 | 3 |
CARDIOMAGNYL |
1,2 | 1,2 |
5 | 5 |
KAGOCEL |
1,2 | 1,2 |
6 | 7 |
MIRAMISTIN |
1,1 | 1,1 |
7 | 8 |
PENTALGIN |
1,1 | 1,0 |
8 | 4 |
ESSENTIALE |
1,0 | 1,2 |
9 | 11 |
LINEX |
0,9 | 0,9 |
10 | 9 |
THERAFLU |
0,9 | 1,0 |
Итого | 11,7 | 11,5 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований неизменной осталась лидирующая четверка: XYLOMETAZOLINE (-0,2%), IBUPROFEN (+10%), DIOSMIN*HESPERIDIN (+17%) и PANCREATIN (+3%) по-прежнему занимают первые четыре строчки (табл.3). Позиции остальных его представителей изменились, у большинства – повысились. Так, на места с пятого по седьмое поднялись комбинация ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+7%) и наименования IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+16%) и KAGOCEL (+4%). Последнюю строчку «десятки» занял единственный новый ее представитель DEXPANTHENOL (+7%). Одновременно с этим снизившие продажи PHOSPHOLIPIDS (-15%) и CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-2%) опустились на восьмое и девятое места соответственно. Общая доля рейтинга увеличилась на 0,3 п.п., до 16,7%.
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 |
XYLOMETAZOLINE |
3,1 | 3,2 |
2 | 2 |
IBUPROFEN |
2,3 | 2,1 |
3 | 3 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
2,3 | 2,0 |
4 | 4 |
PANCREATIN |
1,9 | 1,9 |
5 | 6 | ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM | 1,3 | 1,2 |
6 | 10 |
IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID |
1,2 | 1,1 |
7 | 8 |
KAGOCEL |
1,2 | 1,2 |
8 | 5 |
PHOSPHOLIPIDS |
1,2 | 1,4 |
9 | 7 | CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE | 1,1 | 1,2 |
10 | 11 |
DEXPANTHENOL |
1,1 | 1,1 |
Итого | 16,7 | 16,4 |
Наиболее продаваемой АТС-группой на рынке безрецептурных препаратов по итогам девяти месяцев стала C05 Вазопротекторы (+12%), потеснившая прошлогоднего лидера R01 Назальные препараты (0%) на вторую строчку (табл.4). Третье место сохранили за собой A07 Противодиарейные препараты (+7%). Ниже на занятых ранее позициях, пятой и трех нижних, остались также группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+6%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%), L03 Иммуностимуляторы (+0,1%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+4%). На один пункт вверх, на шестую строчку, поднялись J05 Противовирусные препараты для системного назначения (+1%). Группы N02 Анальгетики (+1%) и A11 Витамины (-6%), напротив, опустились на более низкие четвертое и седьмое места из-за снижения объемов продаж. На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 47,6% рынка, тогда как годом ранее - 47,5%.
Место в рейтинге |
АТС код |
АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. |
9 мес. 2018г. |
9 мес.2017г. | ||
1 | 4 |
C05 |
VASOPROTECTIVES |
5,9 | 5,4 |
2 | 1 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
5,7 | 5,8 |
3 | 3 |
A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS |
5,6 | 5,4 |
4 | 2 |
N02 |
ANALGESICS |
5,6 | 5,8 |
5 | 5 |
R05 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
5,3 | 5,1 |
6 | 7 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,5 | 4,6 |
7 | 6 |
A11 |
VITAMINS |
4,3 | 4,7 |
8 | 8 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 3,9 | 3,9 |
9 | 9 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 3,4 | 3,5 |
10 | 10 |
R02 |
THROAT PREPARATIONS |
3,3 | 3,3 |
Итого | 47,6 | 47,5 |
Заключение. По итогам января-сентября 2018г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 335,867 млрд. руб. (5,501 млрд. долл.). Это на 1% в рублях больше и на 4% в долларах – меньше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицательную динамику (-4%) и составил 2,214 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам девяти месяцев 2018г. составила 2,48 долл. и была равна показателю 2017г. Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде немного сократились (37,45 долл. против 38,89 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум