
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2018г. на 3% и составил 2,152 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте и на те же 5% сократился в долларовом. Его объем составил 386,579 млрд. рублей (5,917 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки оказалась ниже, чем в предшествовавшем году (3,42 долл.) и была равна 3,36 долл. в розничных ценах. По итогам января-июня 2019г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 58,67 долл., тогда как годом ранее – 59,07 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019 гг.
По итогам первых трех месяцев 2019г. Топ-10 ведущих производителей на российском аптечном рынке продолжают возглавлять, как и годом ранее, компании BAYER (+2%2), SANOFI (+6%) и TEVA (+1%) хотя их долевое присутствие сократилось из-за отставания динамики (табл. 1). Занятые ранее шестое и седьмое места сохранили также SANDOZ (+4%) и ABBOTT (+11%). Два производителя из состава «десятки» повысили свои рейтинги. Так, на строчку вверх, на четвертое место, поднялся SERVIER (+5%), а на восьмой позиции расположилась впервые вошедшая в Топ-10 и самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+27%). При этом они потеснили на один пункт вниз производителей OTCPHARM (-1%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+10%) и GLAXOSMITHKLINE (+9%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,3% российского рынка, тогда как годом ранее - 33,9%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,9 | 5,1 |
2 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,5 |
3 | 3 | TEVA | 3,6 | 3,9 |
4 | 4 | SERVIER | 3,5 | 3,6 |
5 | 6 | SANDOZ | 2,9 | 3,1 |
6 | 12 | KRKA | 2,9 | 2,5 |
7 | 7 | ABBOTT | 2,9 | 2,8 |
8 | 5 | OTCPHARM | 2,9 | 3,2 |
9 | 8 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,8 | 2,8 |
10 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,7 | 2,6 |
Итого | 33,5 | 34 |
*Члены AIMP выделены жирным шрифтом
Неизменными остались и лидеры рейтинга ведущих брендов: первые четыре строчки продолжают занимать XARELTO (+34%), DETRALEX (+4%), NUROFEN (+7%) и CONCOR (+2%) (табл. 2). Сохранили свои позиции ещё два наименования, ACTOVEGIN (-3%) и CARDIOMAGNYL (-2%), которые несмотря на отрицательную динамику остались на занятых ранее шестой и восьмой строчках. Показавший более выраженное снижение продаж INGAVIRIN (-16%) опустился с пятого места на последнее. Напротив, на более высокие позиции поднялись бренды MEXIDOL (+3%), KAGOCEL (+4%) и MIRAMISTIN (+7%), которые расположились на пятой, седьмой и девятой позициях соответственно. При этом последний стал единственным новым представителем «десятки». Её итоговая доля практически не изменилась и составила 6,6%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1 | 0,8 |
2 | 2 | DETRALEX | 0,7 | 0,8 |
3 | 3 | NUROFEN | 0,7 | 0,7 |
4 | 4 | CONCOR | 0,7 | 0,7 |
5 | 7 | MEXIDOL | 0,6 | 0,6 |
6 | 6 | ACTOVEGIN | 0,6 | 0,7 |
7 | 9 | KAGOCEL | 0,6 | 0,6 |
8 | 8 | CARDIOMAGNYL | 0,5 | 0,6 |
9 | 12 | MIRAMISTIN | 0,5 | 0,5 |
10 | 5 | INGAVIRIN | 0,5 | 0,7 |
Итого | 6,5 | 6,6 |
Один новый представитель появился и в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: на девятое место с 11 переместился DICLOFENAC (+18%) (табл.3). Кроме него, на более высокие места поднялись также комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%) и МНН RIVAROXABAN (+34%). Четыре представителя, напротив, понизили свои позиции. Так, на строчку вниз опустились IBUPROFEN (+4%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-3%), а наименования BISOPROLOL (+9%) и ROSUVASTATIN (-3%) потеряли по два рейтинговых пункта. Наименование XYLOMETAZOLINE несмотря на снижение продаж на 2% удерживает первую позицию. Также на занятых в прошлом местах, пятом и седьмом, остались МНН PANCREATIN (+10%) и NIMESULIDE (+5%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,7% до 9,9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,5 | 1,6 |
2 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,1 | 1,1 |
3 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
4 | 8 | RIVAROXABAN | 1 | 0,8 |
5 | 5 | PANCREATIN | 1 | 1 |
6 | 4 | BISOPROLOL | 1 | 1 |
7 | 7 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
8 | 6 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,9 |
9 | 11 | DICLOFENAC | 0,7 | 0,7 |
10 | 9 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,7 | 0,7 |
Итого | 9,9 | 9,7 |
В отличие от предыдущих, в рейтинге ведущих АТС-групп сменился лидер: на первую строчку со второй поднялись C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+18%), показавшие наиболее высокую динамику (табл.4). При этом на позицию вниз опустились возглавлявшие Топ-10 ранее M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+6%). Показавшие аналогичную динамику G03 Половые гормоны (+6%) продолжают занимать третье место. Кроме лидера, опережающими темпами развивался рынок группы В1 Антикоагулянты (+12%), что позволило ей подняться с шестой строчки на четвертую. На один пункт вверх переместились C05 Вазопротекторы (+4%), занявшие девятое место. В то же время показавшие невысокую динамику R01 Назальные препараты (+1%) и J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+0,2%), а также снизившие продажи R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-3%) опустились на более низкие позиции, пятую, шестую и последнюю. Группы J05 Противовирусные препараты системного назначения и N02 Анальгетики (по -4% у обеих) сохранили за собой седьмое и восьмое места. В сумме на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 36%, тогда как годом ранее - 36,3%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,1 | 4,6 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,8 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 3,7 |
4 | 6 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,7 | 3,5 |
5 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,6 | 3,7 |
6 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,4 | 3,6 |
7 | 7 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3 | 3,3 |
8 | 8 | N02 | ANALGESICS | 2,9 | 3,2 |
9 | 10 | C05 | VASOPROTECTIVES | 2,9 | 3 |
10 | 9 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 2,8 | 3,1 |
Итого | 36 | 36,3 |
Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем розничного аптечного рынка страны достиг 472,146 млрд. руб. (7,228 млрд. долл.). Это на 5% в рублях больше и на 5% в долларах меньше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 3% относительно аналогичного периода предыдущего года и был равен 2,152 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны по итогам первых шести месяцев 2019г. составила 3,36 долл., тогда как годом ранее она была равна 3,42 долл. Средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом сократились (58,67 долл. против 59,07 долл.).
2Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группа Ремедиум