
Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в январе-июне 2019г. составил 54274 руб. (830,77 долл.), что на 17% выше среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 10%, до 136,005 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 21% в рублевом эквиваленте и на 10% - в долларовом, и был равен 21,368 млрд. рублей (326,824 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 5,9% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки снизилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,12 долл. (против 3,16 долл.). По итогам января-июня 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 51,87 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Лидерами рейтинга ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам I полугодия 2019г. продолжают оставаться компании BAYER (+10%) и SANOFI (+16%) (табл. 1). Ниже в нем произошли перестановки, в результате которых четыре представителя повысили свои позиции. Это занявшие третье и четвертое места KRKA (+36%) и TEVA (+21%), поднявшийся на восьмую строчку GLAXOSMITHKLINE (+33%) и впервые вошедшая в Топ- 10 TAKEDA (+21%). Одновременно с этим на более низкие места, с пятого по седьмое включительно и девятое, опустились GEDEON RICHTER (+14%), SERVIER (+10%), SANDOZ (+23%) и OTCPHARM (+12%). Суммарная доля десяти ведущих компаний снизилась с 34,2% до 33,4%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,5 | 5 |
2 | 2 | SANOFI | 3,6 | 3,8 |
3 | 8 | KRKA | 3,5 | 3,1 |
4 | 5 | TEVA | 3,4 | 3,5 |
5 | 4 | GEDEON RICHTER | 3,4 | 3,6 |
6 | 3 | SERVIER | 3,3 | 3,6 |
7 | 6 | SANDOZ | 3,3 | 3,2 |
8 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,9 | 2,7 |
9 | 7 | OTCPHARM | 2,9 | 3,1 |
10 | 11 | TAKEDA | 2,6 | 2,6 |
Итого | 33,4 | 34,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов, как и в предыдущем, не изменились лидеры: первые позиции продолжают занимать XARELTO (+34%) и DETRALEX (+1%) (табл. 2). Ниже в нем произошли перестановки. На один пункт вверх поднялись бренды CONCOR (+2%), NUROFEN (+11%), CARDIOMAGNYL (-5%), PENTALGIN (-6%) и KAGOCEL (+1%), которые заняли места третье, пятое и с седьмого по девятое включительно. На последней позиции расположился единственный новый представитель «десятки» MIRAMISTIN (+9%). Два наименования, напротив, опустились на более низкие места. Это MEXIDOL (-11%) и ACTOVEGIN (-4%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 6 | KAGOCEL | 0,9 | 0,7 |
2 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 0,9 |
3 | 2 | INGAVIRIN | 0,8 | 0,8 |
4 | 3 | CARDIOMAGNYL | 0,8 | 0,7 |
5 | 7 | LORISTA | 0,7 | 0,7 |
6 | 10 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,6 |
7 | 13 | THERAFLU | 0,7 | 0,5 |
8 | 8 | XARELTO | 0,7 | 0,7 |
9 | 4 | CONCOR | 0,6 | 0,7 |
10 | 9 | DETRALEX | 0,6 | 0,6 |
Итого | 7,3 | 6,9 |
Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований: на пятую позицию с 12 поднялся KAGOCEL (+65%) (табл.3). Кроме него, более высокую третью строчку занял лишь только PANCREATIN (+25%). Одновременно с этим по одной рейтинговой позиции потеряли наименования BISOPROLOL (+15%), IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID и комбинация ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM (по +27% у обоих), тогда как DIOSMIN*HESPERIDIN (+14%) опустился с четвертого места на седьмое. Занятые ранее позиции продолжают занимать возглавляющие рейтинг XYLOMETAZOLINE (+28%) и IBUPROFEN (+13%), а также NIMESULIDE (+22%) и AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+32%), которые располагаются на шестой и последней строчках. Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 9,8% до 10,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,9 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,5 |
3 | 5 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
4 | 3 | BISOPROLOL | 0,9 | 1 |
5 | 12 | KAGOCEL | 0,9 | 0,7 |
6 | 6 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
7 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 0,9 | 0,9 |
8 | 7 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,8 | 0,8 |
9 | 8 | ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM | 0,8 | 0,7 |
10 | 10 | AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,1 | 9,8 |
Наиболее продаваемыми группами на рынке региона продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+17%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+30%) (табл.4). На третье и четвертое места по объемам продаж вышли R01 Назальные препараты (+28%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+42%). Пятую позицию удержали за собой J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+32%). Из-за отставания динамики группа G03 Половые гормоны (+10%) опустилась с третьего места на шестое. Динамика оставшихся представителей, напротив, была опережающие. При этом группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+26%), B01 Антикоагулянты и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (по +25% у обеих) поднялись на седьмую, девятую и десятую строчки соответственно. В то же время N02 Анальгетики (+22%) потеряли один рейтинговый пункт и заняли восьмую строчку. Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась на 1 п.п. и достигла 37,4%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,8 | 4,9 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,6 | 4,3 |
3 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4,1 | 3,9 |
4 | 6 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,9 | 3,3 |
5 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,8 | 3,6 |
6 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 4,1 |
7 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,4 | 3,3 |
8 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,3 | 3,3 |
9 | 10 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3 | 2,9 |
10 | 12 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 2,8 | 2,7 |
Итого | 37,4 | 36,4 |
Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 27,780 млрд. руб. (424,777 млн. долл.). Это на 20% в рублях и на 9% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+10%) и был равен 136,005 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам января-июня 2019г. составила 3,12 долл. (годом ранее – 3,16 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,36 долл.). Средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках также оказались ниже среднероссийских (51,87 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум