Аптечный рынок ДФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

 650

Аптечный рынок ДФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в январе-июне 2019г. составил 54274 руб. (830,77 долл.), что на 17% выше среднего показателя по России (46210 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 10%, до 136,005 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 21% в рублевом эквиваленте и на 10% - в долларовом, и был равен 21,368 млрд. рублей (326,824 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 5,9% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки снизилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,12 долл. (против 3,16 долл.). По итогам января-июня 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 51,87 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Лидерами рейтинга ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам I полугодия 2019г. продолжают оставаться компании BAYER (+10%) и SANOFI (+16%) (табл. 1). Ниже в нем произошли перестановки, в результате которых четыре представителя повысили свои позиции. Это занявшие третье и четвертое места KRKA (+36%) и TEVA (+21%), поднявшийся на восьмую строчку GLAXOSMITHKLINE (+33%) и впервые вошедшая в Топ- 10 TAKEDA (+21%). Одновременно с этим на более низкие места, с пятого по седьмое включительно и девятое, опустились GEDEON RICHTER (+14%), SERVIER (+10%), SANDOZ (+23%) и OTCPHARM (+12%). Суммарная доля десяти ведущих компаний снизилась с 34,2% до 33,4%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,5 5
2 2 SANOFI 3,6 3,8
3 8 KRKA 3,5 3,1
4 5 TEVA 3,4 3,5
5 4 GEDEON RICHTER 3,4 3,6
6 3 SERVIER 3,3 3,6
7 6 SANDOZ 3,3 3,2
8 9 GLAXOSMITHKLINE 2,9 2,7
9 7 OTCPHARM 2,9 3,1
10 11 TAKEDA 2,6 2,6
Итого 33,4 34,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов, как и в предыдущем, не изменились лидеры: первые позиции продолжают занимать XARELTO (+34%) и DETRALEX (+1%) (табл. 2). Ниже в нем произошли перестановки. На один пункт вверх поднялись бренды CONCOR (+2%), NUROFEN (+11%), CARDIOMAGNYL (-5%), PENTALGIN (-6%) и KAGOCEL (+1%), которые заняли места третье, пятое и с седьмого по девятое включительно. На последней позиции расположился единственный новый представитель «десятки» MIRAMISTIN (+9%). Два наименования, напротив, опустились на более низкие места. Это MEXIDOL (-11%) и ACTOVEGIN (-4%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г.  3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 6 KAGOCEL 0,9 0,7
2 1 NUROFEN 0,9 0,9
3 2 INGAVIRIN 0,8 0,8
4 3 CARDIOMAGNYL 0,8 0,7
5 7 LORISTA 0,7 0,7
6 10 MIRAMISTIN 0,7 0,6
7 13 THERAFLU 0,7 0,5
8 8 XARELTO 0,7 0,7
9 4 CONCOR 0,6 0,7
10 9 DETRALEX 0,6 0,6
Итого 7,3 6,9

Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований: на пятую позицию с 12 поднялся KAGOCEL (+65%) (табл.3). Кроме него, более высокую третью строчку занял лишь только PANCREATIN (+25%). Одновременно с этим по одной рейтинговой позиции потеряли наименования BISOPROLOL (+15%), IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID и комбинация ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM (по +27% у обоих), тогда как DIOSMIN*HESPERIDIN (+14%) опустился с четвертого места на седьмое. Занятые ранее позиции продолжают занимать возглавляющие рейтинг XYLOMETAZOLINE (+28%) и IBUPROFEN (+13%), а также NIMESULIDE (+22%) и AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+32%), которые располагаются на шестой и последней строчках. Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 9,8% до 10,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г.  3 мес. 2018г.   3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,9 1,8
2 2 IBUPROFEN 1,4 1,5
3 5 PANCREATIN 0,9 0,9
4 3 BISOPROLOL 0,9 1
5 12 KAGOCEL 0,9 0,7
6 6 NIMESULIDE 0,9 0,9
7 4 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 0,9
8 7 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 0,8 0,8
9 8 ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM 0,8 0,7
10 10 AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID 0,8 0,7
Итого 10,1 9,8

Наиболее продаваемыми группами на рынке региона продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+17%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+30%) (табл.4). На третье и четвертое места по объемам продаж вышли R01 Назальные препараты (+28%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+42%). Пятую позицию удержали за собой J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+32%). Из-за отставания динамики группа G03 Половые гормоны (+10%) опустилась с третьего места на шестое. Динамика оставшихся представителей, напротив, была опережающие. При этом группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+26%), B01 Антикоагулянты и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (по +25% у обеих) поднялись на седьмую, девятую и десятую строчки соответственно. В то же время N02 Анальгетики (+22%) потеряли один рейтинговый пункт и заняли восьмую строчку. Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась на 1 п.п. и достигла 37,4%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,8 4,9
2 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,6 4,3
3 4 R01 NASAL PREPARATIONS 4,1 3,9
4 6 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,9 3,3
5 5 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,8 3,6
6 3 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,7 4,1
7 8 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,4 3,3
8 7 N02 ANALGESICS 3,3 3,3
9 10 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3 2,9
10 12 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS 2,8 2,7
Итого 37,4 36,4

Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 27,780 млрд. руб. (424,777 млн. долл.). Это на 20% в рублях и на 9% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+10%) и был равен 136,005 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам января-июня 2019г. составила 3,12 долл. (годом ранее – 3,16 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,36 долл.). Средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках также оказались ниже среднероссийских (51,87 долл. против 58,67 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи