
Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО по итогам 2019г. составил 56069 руб. (866,06 долл.), что на 18% выше среднего показателя по России (47468 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 3%, до 264,739 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 14% в рублевом эквиваленте и на 10% - в долларовом, и был равен 42,103 млрд. рублей (650,224 млн. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). Доля округа составила 5,7% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,20 долл. (против 3,03 долл.). По итогам 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 103,40 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО в 2018 – 2019гг.
Лидером рейтинга ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам 2019г. продолжает оставаться BAYER (+9%) (табл. 1). Второй стала компания KRKA (+34%), которой благодаря росту продаж на четверть удалось подняться на эту позицию с восьмой. Более высокие места заняли также TEVA (+15%) и впервые вошедшая в Топ-10 TAKEDA (+12%), расположившиеся на четвертой и десятой строчках соответственно. Из-за отставания динамики четыре производителя, SANOFI (+4%), GEDEON RICHTER (+6%), SERVIER (+7%) и OTCPHARM (+9%), понизили свои рейтинги, опустившись на третью, пятую, шестую и восьмую позиции. Седьмую и девятую строчки сохранили за собой SANDOZ (+12%) и GLAXOSMITHKLINE (+20%). Суммарная доля Топ-10 снизилась с 34,0% до 33,4%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,5 | 4,6 |
2 | 8 | KRKA | 3,5 | 3,2 |
3 | 2 | SANOFI | 3,5 | 3,8 |
4 | 5 |
TEVA |
3,4 | 3,4 |
5 | 3 |
GEDEON RICHTER |
3,4 | 3,6 |
6 | 4 | SERVIER | 3,3 | 3,5 |
7 | 7 |
SANDOZ |
3,2 | 3,2 |
8 | 6 |
OTCPHARM |
3,1 | 3,3 |
9 | 9 |
GLAXOSMITHKLINE |
3,0 | 2,8 |
10 | 12 | TAKEDA | 2,5 | 2,6 |
Итого | 33,4 | 34,0 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов занятое ранее место сохранил лишь его лидер NUROFEN (+11%) (табл. 2). Ниже произошли перестановки, в результате которых семь представителей «десятки» повысили свои рейтинговые позиции. Так, на места со второго по пятое включительно поднялись бренды KAGOCEL и INGAVIRIN (по +19% у обоих), XARELTO (+28%) и LORISTA (+21%). С последней строчки на седьмую переместился THERAFLU (+28%), с девятой на восьмую - MIRAMISTIN (+18%) и с 11 на десятую - DETRALEX (+14%). Два бренда с невысокой динамикой, CARDIOMAGNYL (+7%) и CONCOR (+4%), опустились на шестое и девятое места. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 7,1% до 7,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | |||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 0,9 | |
2 | 3 |
KAGOCEL |
0,8 | 0,8 | |
3 | 4 | INGAVIRIN | 0,8 | 0,7 | |
4 | 7 | XARELTO | 0,7 | 0,7 | |
5 | 6 |
LORISTA |
0,7 | 0,7 | |
6 | 2 |
CARDIOMAGNYL |
0,7 | 0,8 | |
7 | 10 | THERAFLU | 0,7 | 0,6 | |
8 | 9 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,7 | |
9 | 5 | CONCOR | 0,7 | 0,7 | |
10 | 11 |
DETRALEX |
0,6 | 0,6 | |
Итого | 7,3 | 7,1 |
Распределение мест между участниками в верхней части рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований осталось прежним: первые четыре строчки продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (+15%), IBUPROFEN (+6%), BISOPROLOL и PANCREATIN (по +13%) (табл.3). Ниже в нём произошли две перестановки. На пятое место с шестого поднялся NIMESULIDE (+15%), сместив с этой позиции на один пункт вниз менее динамичную комбинацию DIOSMIN*HESPERIDIN (+13%). На более низкую строчку из-за отставания динамики опустилась и комбинация ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+9%). Наименования KAGOCEL, SILDENAFIL и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID показали не только одинаковый рост продаж (+19%), но и одновременно повысили свои позиции на один пункт, заняв места с седьмого по девятое включительно. Кумулятивная доля Топ-10 не изменилась и была равна 9,9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,8 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,3 | 1,4 |
3 | 4 |
BISOPROLOL |
1,0 | 1,0 |
4 | 5 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
5 | 3 |
NIMESULIDE |
0,9 | 0,9 |
6 | 8 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
0,9 | 0,9 |
7 | 6 | KAGOCEL LOSARTAN | 0,8 | 0,8 |
8 | 7 | SILDENAFIL ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
9 | 9 |
IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID |
0,8 | 0,7 |
10 | 11 |
ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM |
0,7 | 0,8 |
Итого | 9,9 | 9,9 |
Наиболее продаваемыми группами на рынке региона продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+11%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+27%) (табл. 4). Ниже занятое ранее место в «десятке» сохранили лишь B01 Антикоагулянты (+21%). Показавшие невысокую динамику G03 Половые гормоны (+3%) опустились на пятую строчку, пропустив вперед R01 Назальные препараты (+15%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+16%). На шестое место с восьмого поднялись J05 Противовирусные препараты системного действия (+23%), подвинув на позицию вниз N02 Анальгетики (+11%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+13%). Последнюю строчку в рейтинге занял единственный новый его представитель A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+13%). Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась на 0,5 п.п. и достигла 37,3%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | |||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,8 | 4,9 | |
2 | 2 |
C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
4,8 | 4,3 | |
3 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4,1 | 4,0 | |
4 | 5 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,7 | 3,6 | |
5 | 3 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,7 | 4,1 | |
6 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,3 | |
7 | 6 |
N02 |
ANALGESICS |
3,3 | 3,4 | |
8 | 7 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,3 | 3,4 | |
9 | 9 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,1 | 2,9 | |
10 | 11 | A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS |
2,8 | 2,8 | |
Итого | 37,3 | 36,8 |
Заключение. По итогам 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 54,826 млрд. руб. (846,743 млн. долл.). Это на 13% в рублях и на 9% в долларах больше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+3%) и был равен 264,739 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО в 2019 году составила 3,20 долл. (годом ранее – 3,03 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,47 долл.). Однако средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (103,40 долл. против 100,62 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.