
Алексей ВАНИН, гендиректор MDpro
Анализ проведен на основании данных о государственных закупках медицинских изделий, а также результатов опроса отечественных производителей медицинских изделий.
Курс на импортозамещение
C 2014 в России принят курс на импортозамещение – постепенную замену иностранных товаров российскими. Вопрос о необходимости импортозамещения в стратегически важных отраслях стал активно обсуждаться на фоне введения торгово-экономических санкций в отношении России. Предполагается, что снижение импортной зависимости будет достигнуто за счет инноваций и стимулирования инвестиций в развитие отечественной промышленности.
По оценкам Минпромторга России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. Фармацевтическая и медицинская промышленность отнесены к числу наиболее перспективных отраслей с точки зрения импортозамещения (доля импорта по состоянию на 2014 год составляла 70-80%).
План мероприятий по импортозамещению для медицинской промышленности был утвержден Минпромторгом в марте 2015 года (Приказ Минпромторга РФ №655 от 31.03.2014 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации»). Документом были установлены целевые показатели по наращиванию доли локальной продукции в поставках медицинских изделий к 2020 году. В приказе перечислены 111 видов медицинских изделий, доля импорта которых в ближайшие годы должна быть существенно снижена.
В таблице 1 медицинские изделия, вошедшие в приказ, представлены в сгруппированном виде.
Таблица 1. Целевые показатели импортозамещения для различных видов медицинских изделий |
|
Виды медицинских изделий, включенные в Приказ Минпромторга РФ №655 |
Целевая доля локальной продукции к 2020 году |
Рентгеновская техника, компьютерные томографы, аппараты функциональной диагностики, наборы медицинских инструментов, термометры |
85-90% |
Оборудование и расходные материалы для стерилизации, дезинфекции, оборудование для ядерной медицины (генераторы изотопов, модули синтеза), оборудование и реагенты для in vitro диагностики, протезы конечностей, протезы суставов | 70%-85% |
Автоматические лабораторные анализаторы, сложные реагенты для in vitro диагностики, стерильные одноразовые медицинские изделия (пинцеты, ножницы, лотки, стаканы и т.д.) из пластических масс и готовые наборы, используемые при хирургических операциях/ манипуляциях | 50-70% |
Шприцы, УЗИ-аппараты, сшивающие аппараты, аппараты ИВЛ, наркозно-дыхательное оборудование, медицинские изделия для диализа, линейные медицинские ускорители, аппаратура измерения кровяного давления, эндоскопы | 30-50% |
Источник: Приказ Минпромторга России № 655 от 31.03.2015 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации» |
Указанный приказ Минпромторга России, содержащий целевые установки по доле импортных медицинских изделий, должен, очевидно, сопровождаться мероприятиями, которые обеспечат достижение заявленных показателей. В этом отношении следует особо обратить внимание на «План мероприятий по снижению негативных последствий экономического кризиса на развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий» (февраль 2015 года), ставший результатом совместной работы Минпромторга России с отраслевыми экспертами. Разработка этого документа осуществлялась под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты (ТПП). По замыслу экспертов обозначенные в нем меры должны обеспечить поддержку локальному производству медицинских изделий и способствовать привлечению инвестиций в отрасль. Ожидается, что предложенные мероприятия войдут в актуальную повестку работы Правительства.
Опасения не подтвердились
Вместе с тем одним из уже действующих инструментов, реализующих политику по увеличению доли локальной продукции в потреблении медицинских изделий, является постановление правительства РФ №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ вступил в силу 13 февраля 2015 года.
В постановлении приведен перечень медицинских изделий иностранного производства, которые допускаются к государственным закупкам только в том случае, если в торгах приняло участие менее двух производителей из стран Таможенного союза – России, Казахстана, Белоруссии или Армении.
С одной стороны, очевидно, что принятие этого постановления способствует импортозамещению в отрасли, а также стимулирует привлечение инвестиций и локализацию новых производств. С другой стороны, нельзя не упомянуть, что часть участников рынка и эксперты видели в принятии постановления угрозу сложившемуся статус-кво в сфере обеспечения здравоохранения. В частности, озвучивалась позиция о том, что реализация постановления приведет к уходу с рынка иностранных производителей (товаров), попавших под ограничение. Сейчас, спустя более 6 месяцев с момента принятия постановления, мы можем констатировать, что эти опасения не подтвердились, передела рынка не произошло. Изменение доли поставок в пользу российских компаний происходит медленно и пока носит ограниченный характер.
В первую очередь это обусловлено ограниченностью сферы применения постановления. Оно регулирует только сферу государственных закупок медицинских изделий, никоим образом не ограничивая потребление в частном секторе. При этом перечень медицинских изделий, утвержденный постановлением, включает позиции, пользующиеся высоким спросом именно со стороны частных медицинских учреждений. Это касается лабораторной техники и реагентики: частный сектор обеспечивает около половины потребления медицинских изделий в этой группе. Еще более высока доля частного потребления сегменте медицинских изделий для стоматологии: частные стоматологические центры закупают более 70% продукции в этой группе. Индивидуальные глюкометры – пример медицинского изделия из перечня, объем потребления которого на 90% складывается из покупок домохозяйств. Постановление не могло оказать и не оказало значимого воздействия на сегменты рынка, в которых доминирует частное потребление.
Если рассматривать непосредственно государственные закупки медицинских изделий, то постановление имеет силу лишь по отношению к тем из них, которые осуществляются медицинскими учреждениями в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Госзакупки, проводимые по Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», эти ограничения не затрагивают. Если сейчас это порядка 5-10% от всего объема госзакупок медицинских изделий, то в дальнейшем эта доля увеличится. Причина этого – сокращение бюджетного финансирования государственных ЛПУ и рост объема денежных средств, зарабатываемых за счет оказания платных услуг (именно эти средства тратятся по процедурам ФЗ-223).
Важно отметить и то, что действие постановления распространяется только на те медицинские изделия внутри кодов ОКПД, которые непосредственно включены в перечень, а не на весь код ОКПД. Например, в постановлении указан код 33.10.15.152 «пинцеты медицинские», но при этом в перечень вошли только «пинцеты микрохирургические».
Таким образом, постановление даже при полной реализации охватывает лишь часть рынка медицинских изделий, включенных в перечень. По нашим оценкам, под его действие попадает не более 20% российского рынка госзакупок медицинских изделий (Таблица 2).
Если принять весь объем рынка госзакупок медицинских изделий, на который распространяется действие постановления за 100%, то его импортозамещающий потенциал можно оценить следующим образом:
- 40% – объем поставок медицинских изделий из перечня уже достигнутый компаниями из стран Таможенного союза. В этом отношении постановление будет лишь способствовать сохранению доли локальных производителей и никак не повлияет на изменение рыночных позиций игроков.
- 20% – объем поставок медицинских изделий из перечня, для которых нет аналогов, производимых в странах Таможенного союза. Яркий пример – реагенты для импортных закрытых клинико-диагностических систем. В категориях, подобных этой, российские производители не смогут в краткосрочной перспективе предложить к поставке продукцию собственного производства, а значит, приоритет в закупках останется за импортными медицинскими изделиями. В данном случае постановление будет способствовать принятию решений об открытии производств на территории России с тем, чтобы воспользоваться преференциями в будущем. В том числе такие решения могут быть приняты иностранными производителями.
- Оставшиеся 40% – это объем поставок импортных медицинских изделий из перечня, для которых есть аналоги, производимые в странах Таможенного союза. Другими словами, это максимальный объем «быстрого» импортозамещения, который теоретически может быть достигнут за счет постановления. В масштабах всего рынка это составляет порядка 8%.
Второй фактор – организационно-инфраструктурные ограничения. Важно понимать, что постановление предполагает (для получения преференции) участие в каждом тендере как минимум двух производителей из стран Таможенного союза. Но реальность такова, что поставки большинства российских производителей носят региональный характер (охватывают несколько регионов, близлежащих к точке производства). Для эффективного использования возможностей, предоставляемых постановлением, российским компаниям необходимо развивать дистрибуцию, наращивать производство и увеличивать штат сотрудников, отвечающих на участие в торгах. Этот процесс не может произойти мгновенно и займет минимум один-два года.
Другим аспектом организационно-инфраструктурных ограничений в первые месяцы после принятия постановления было то, что не все российские производители имели необходимые сертификаты о происхождении товаров. Именно наличие такого документа, подтверждающего, что товар был произведен в одной из стран Таможенного союза с соблюдением адвалорной доли, является обязательным условием получения преференция при участии в государственных закупках. По прошествии полугода с момента принятия постановления этот аспект постепенно утрачивает свое значение, однако его большое влияние в первые месяцы действия документа во многом определило невысокую эффективность Постановления в этот временной период.
Анализ практики применения постановления, с учетом упомянутых ограничений, показывает, что к текущему моменту объем импортозамещения составил не более 10% от государственного потребления медицинских изделий, включенных в перечень (в денежном выражении), или 2% от всего объема госзакупок медицинских изделий (Таблица 2).
Таблица 2. Потенциал влияния постановления правительства РФ №102 на российский рынок медицинских изделий | ||
В % к объему закупок МИ, включенных в постановление | В % ко всему объему госзакупок медицинских изделий | |
Объем поставок МИ, попадающих под действие постановления |
100% |
20% |
Объем поставок МИ из перечня уже достигнутый компаниями из стран Таможенного союза |
40% |
8% |
Объем поставок импортных МИ из перечня, не имеющих локальных аналогов |
20% |
4% |
Объем поставок импортных МИ из перечня, имеющих аналоги, производимые в странах Таможенного союза (теоретически достижимый объем импортозамещения за счет постановления) |
40% |
8% |
Объем поставок МИ из перечня, реализуемых в составе комплексных закупок (преференция не применима) |
25% |
5% |
Объем поставок МИ из перечня, реализация которых затруднена в силу действия инфраструктурных ограничений |
5% |
1% |
Практически достигнутый объем импортозамещения за счет постановления | 10% | 2% |
Источник: MDpro |
Представляется, что увеличение объема импортозамещения может быть достигнуто за счет соответствующей доработки постановления – установления более четких правил применение преференций при торгах, выведение медицинских изделий, включенных в постановление, за рамки комплексных закупок. Если Правительство внесет необходимые правки в документ до конца 2015 года, то в 2016 году мы сможем ожидать дополнительных позитивных результатов.
Время показало, что пессимистические прогнозы ряда экспертов о скором уходе с российского рынка части импортеров и исчезновении необходимой техники из государственных ЛПУ, оказались ошибочными. Импортозамещающий потенциал постановления может быть полностью реализован лишь в среднесрочной, а не в краткосрочной перспективе. Вместе с тем, мы уже сейчас можем наблюдать, что многие российские и иностранные компании стали серьезно задумываться о производстве медицинских изделий, вошедших в перечень. При этом некоторые уже начали осуществлять инвестиции в такие проекты. Таким образом, опыт 2015 года показал, что основная практическая ценность постановления – это стимулирование предприятий к расширению действующих и созданию новых производств.
Расширение перечня медицинских изделий, регулируемых постановлением – это та мера, которая в настоящий момент могла бы дать толчок для развития новых производств и как следствие привести к увеличению доли локальной продукции в структуре государственных закупок. Причем потенциальным источником роста является включение в перечень даже тех медицинских изделий, которые в настоящий момент не производятся в странах Таможенного союза – это могло бы способствовать запуску новых мощностей в перспективе 2-3 лет. Очевидно, что, увидев реальные преимущества размещения производства в России, бизнес начнет инвестировать.
Помимо принятия Постановления, к числу значимых факторов, способных стать драйверами импортозамещения, относятся такие общеэкономические факторы, как ослабление рубля и сдерживание государственных расходов на здравоохранение. Находясь в условиях ограниченного финансирования, государственные ЛПУ больше не могут себе позволить закупать исключительно дорогостоящие медицинские изделия. Им неизбежно приходится переориентировать спрос в пользу медицинских изделий лучших по соотношению цена/качество. В сложившейся ситуации именно соответствие этому требованию способно вывести отечественную продукцию в лидеры рынка в целом ряде сегментов.
Источники:
1. Приказ Минпромторга России № 655 от 31.03. 2015 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации»
2. План мероприятий по снижению негативных последствий экономического кризиса на развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий // Всероссийский Общественный Совет Медицинской Промышленности. URL: http://www.vrosmp.ru/plan/
3. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 (ред. от 02.06.2015) «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4. Алексей Ванин. Андрей Эстрин. Российский рынок медицинских изделий: итоги 2014 года. Ремедиум, 2015; №6, 6-11
Источник: Ремедиум, № 11, 2015