Top.Mail.Ru

Сезон гриппа в 2014 г. не превысил эпидпоказатели

 6616

Сезон гриппа в 2014 г. не превысил эпидпоказатели
Анна ОРЛОВА, «Ремедиум»


Обзор рынка противопростудных ЛС по итогам 11 месяцев 2014 г.

В 2014 г., по сообщениям Роспотребнадзора, эпидемиологическая ситуация по ОРВИ и гриппу в стране расценивалась как благополучная. Показатели заболеваемости в этот период не превысили расчетных эпидемических пороговых величин практически во всех возрастных группах.

Эта тенденция отразилась на продажах противопростудных средств  -- по данным аналитического агентства IMS Health, динамика рынка в период с января по ноябрь 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. оказалась отрицательной как в стоимостном, так и в натуральном выражении (рис. 1).

Основной пик заболеваемости гриппом и ОРВИ пришелся на сентябрь -- октябрь, что подтверждается ростом спроса на противопростудные препараты в этот период (рис. 2). Также традиционно пики наибольшего потребления этих ЛС фиксировалась в начале года -- в феврале и марте.

В десятке наиболее востребованных препаратов от простуды и гриппа лидирует Терафлю компании Novartis (табл. 1). Тем не менее продажи этого препарата в рублях снизились на уровне -9%. Два других бренда Novartis, входящих в топ-10, -- препараты Терафлю Экстра и Терафлю от гриппа и простуды, наоборот демонстрируют положительный прирост (+6% и, соответственно, +16%).
 
Небольшое падение продаж было зафиксировано у Колдакт Флю Плюс производства Ranbaxy, тогда как у препаратов Антигриппин (Natur Produkt) и Колдрекс Хотрем (GlaxoSmithKline) падение было существенным (-20% и, соответственно, -16%). Максимальный положительный прирост продаж (+30%) в рейтинге был отмечен у препарата АнвиМакс («Сотекс»), что позволило ему занять 2-е место. Такая популярность бренда объясняется уникальностью его состава. АнвиМакс -- это единственный комбинированный препарат, который не только применяется для симптоматического лечения простудных заболеваний, но и показан также в качестве ЛС для этиотропного лечения гриппа типа А благодаря противовирусному компоненту -- римантадину. За счет роста средней цены упаковки препарата выросли продажи у брендов Ринза и Ринзасип с витамином С (производитель Unique Pharmaceutical Laboratories), а также у продукта компании Bristol Myers Squibb Фервекс. Суммарная доля ведущей десятки препаратов составила свыше 71% продаж всех противопростудных ЛС в денежном выражении.

Таблица 1. Топ-10 торговых наименований противопростудных средств по объемам продаж в стоимостном выражении

Торговое наименование

Объем продаж в млн руб.

Прирост продаж в %

11 мес. 2013 г.

11 мес. 2014 г.

1

Терафлю

1 895

1 720

-9

2

Анвимакс

859

1 117

30

3

Терафлю Экстра

951

1 007

6

4

Антигриппин

1 153

920

-20

5

Ринза

657

742

13

6

Колдрекс Хотрем

879

739

-16

7

Ринзасип с витамином С

468

548

17

8

Колдакт Флю Плюс

548

540

-1

9

Фервекс

436

539

24

10

Терафлю от гриппа и простуды

441

510

16

Источник: IMS Health

Среди новинок, появившихся на рынке, лидирует препарат Инфлюнет. За 11 мес. было продано свыше 114 упаковок этого ЛС общей стоимостью свыше 30 млн руб. (табл. 2). Для сравнения: продажи препарата Ранкоф составили около 31 тыс. руб. (более 300 штук в упаковках).

Главная особенность препарата Инфлюнет заключается в том, что, помимо классических компонентов комбинированных противопростудных ЛС, таких как парацетамол, фенилэфрин и аскорбиновая кислота, он содержит рутозид (помогает при наличии симптомов отечности и воспаления), а также янтарную кислоту (обладает гепатопротекторным, иммуномодулирующим и антиоксидантным действием).

Таблица 2. Новинки в сегменте противопростудных средств и их продажи в стоимостном выражении

Торговое наименование

Производитель

Объем продаж за 11 мес. 2014 г. в тыс. руб.

Инфлюнет

«Сотекс»/»АнвиЛаб», Россия

30 466

Ранкоф

«САВА Хелскеа Лтд.», Индия

31

Аджиколд

«Аджио Фармацевтикалз Лтд.», Индия

18

Источник: IMS Health

Спокойная эпидемиологическая обстановка, сезонная вакцинация, профилактические меры, вероятно, повлияли на небольшое снижение спроса на противопростудные ЛС. Рост цен на ряд препаратов (преимущественно импортных) в ряде случаев негативно отразился как на спросе в натуральных показателях, так и на продажах в денежном выражении. Тем не менее на фоне отрицательного прироста продаж этого сегмента рынка в целом ряд препаратов по-прежнему демонстрируют высокий спрос и востребованность у потребителей.

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок