
Обзор рынка противопростудных ЛС по итогам 11 месяцев 2014 г.
В 2014 г., по сообщениям Роспотребнадзора, эпидемиологическая ситуация по ОРВИ и гриппу в стране расценивалась как благополучная. Показатели заболеваемости в этот период не превысили расчетных эпидемических пороговых величин практически во всех возрастных группах.
Эта тенденция отразилась на продажах противопростудных средств -- по данным аналитического агентства IMS Health, динамика рынка в период с января по ноябрь 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. оказалась отрицательной как в стоимостном, так и в натуральном выражении (рис. 1).
Основной пик заболеваемости гриппом и ОРВИ пришелся на сентябрь -- октябрь, что подтверждается ростом спроса на противопростудные препараты в этот период (рис. 2). Также традиционно пики наибольшего потребления этих ЛС фиксировалась в начале года -- в феврале и марте.
В десятке наиболее востребованных препаратов от простуды и гриппа лидирует Терафлю компании Novartis (табл. 1). Тем не менее продажи этого препарата в рублях снизились на уровне -9%. Два других бренда Novartis, входящих в топ-10, -- препараты Терафлю Экстра и Терафлю от гриппа и простуды, наоборот демонстрируют положительный прирост (+6% и, соответственно, +16%).
Небольшое падение продаж было зафиксировано у Колдакт Флю Плюс производства Ranbaxy, тогда как у препаратов Антигриппин (Natur Produkt) и Колдрекс Хотрем (GlaxoSmithKline) падение было существенным (-20% и, соответственно, -16%). Максимальный положительный прирост продаж (+30%) в рейтинге был отмечен у препарата АнвиМакс («Сотекс»), что позволило ему занять 2-е место. Такая популярность бренда объясняется уникальностью его состава. АнвиМакс -- это единственный комбинированный препарат, который не только применяется для симптоматического лечения простудных заболеваний, но и показан также в качестве ЛС для этиотропного лечения гриппа типа А благодаря противовирусному компоненту -- римантадину. За счет роста средней цены упаковки препарата выросли продажи у брендов Ринза и Ринзасип с витамином С (производитель Unique Pharmaceutical Laboratories), а также у продукта компании Bristol Myers Squibb Фервекс. Суммарная доля ведущей десятки препаратов составила свыше 71% продаж всех противопростудных ЛС в денежном выражении.
Таблица 1. Топ-10 торговых наименований противопростудных средств по объемам продаж в стоимостном выражении
№ |
Торговое наименование |
Объем продаж в млн руб. |
Прирост продаж в % |
|
11 мес. 2013 г. |
11 мес. 2014 г. |
|||
1 |
Терафлю |
1 895 |
1 720 |
-9 |
2 |
Анвимакс |
859 |
1 117 |
30 |
3 |
Терафлю Экстра |
951 |
1 007 |
6 |
4 |
Антигриппин |
1 153 |
920 |
-20 |
5 |
Ринза |
657 |
742 |
13 |
6 |
Колдрекс Хотрем |
879 |
739 |
-16 |
7 |
Ринзасип с витамином С |
468 |
548 |
17 |
8 |
Колдакт Флю Плюс |
548 |
540 |
-1 |
9 |
Фервекс |
436 |
539 |
24 |
10 |
Терафлю от гриппа и простуды |
441 |
510 |
16 |
Источник: IMS Health
Среди новинок, появившихся на рынке, лидирует препарат Инфлюнет. За 11 мес. было продано свыше 114 упаковок этого ЛС общей стоимостью свыше 30 млн руб. (табл. 2). Для сравнения: продажи препарата Ранкоф составили около 31 тыс. руб. (более 300 штук в упаковках).Главная особенность препарата Инфлюнет заключается в том, что, помимо классических компонентов комбинированных противопростудных ЛС, таких как парацетамол, фенилэфрин и аскорбиновая кислота, он содержит рутозид (помогает при наличии симптомов отечности и воспаления), а также янтарную кислоту (обладает гепатопротекторным, иммуномодулирующим и антиоксидантным действием).
Таблица 2. Новинки в сегменте противопростудных средств и их продажи в стоимостном выражении
Торговое наименование |
Производитель |
Объем продаж за 11 мес. 2014 г. в тыс. руб. |
Инфлюнет |
«Сотекс»/»АнвиЛаб», Россия |
30 466 |
Ранкоф |
«САВА Хелскеа Лтд.», Индия |
31 |
Аджиколд |
«Аджио Фармацевтикалз Лтд.», Индия |
18 |
Источник: IMS Health
Спокойная эпидемиологическая обстановка, сезонная вакцинация, профилактические меры, вероятно, повлияли на небольшое снижение спроса на противопростудные ЛС. Рост цен на ряд препаратов (преимущественно импортных) в ряде случаев негативно отразился как на спросе в натуральных показателях, так и на продажах в денежном выражении. Тем не менее на фоне отрицательного прироста продаж этого сегмента рынка в целом ряд препаратов по-прежнему демонстрируют высокий спрос и востребованность у потребителей.