
Инна СИДОРОВА, Ремедиум
Острое инфекционное заболевание дыхательных путей – грипп характеризуется быстрым распространением и имеет в настоящее время свыше 2 тыс. различных вариантов вируса, может протекать в четырех формах: легкой, среднетяжелой, тяжелой, токсичной. По данным Всемирной организации здравоохранения, в сезон эпидемий гриппа в мире ежегодно умирает, по разным оценкам, от 200 до 500 тыс. человек. Высокая температура тела, озноб и лихорадка, головная боль, боли в мышцах и суставах, слабость, отсутствие аппетита, фотофобия, першение и боль в горле, насморк -- все это проявление типичных симптомов гриппа. Грипп опасен также серьезными осложнениями, особенно для таких категорий лиц, как люди старше 65 лет, беременные женщины, дети, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, такими как астма, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания.
На сегодняшний день для профилактики и лечения гриппа существует огромное количество ЛС (более 100 наименований), например противовирусные препараты, которые воздействуют непосредственно на вирус, прекращают его размножение внутри организма и сокращают длительность заболевания. В борьбе с гриппом помогает также ряд препаратов группы иммуностимуляторов, а также комбинированные ЛС с жаропонижающим компонентом, устраняющие симптомы заболевания.
Согласно данным аналитического агентства IMS Health, среди препаратов для лечения гриппа и простуды по итогам I полугодия 2014 г. наибольшую долю (свыше 36%) по объемам продаж в стоимостном выражении заняли противопростудные средства для симптоматического лечения гриппа и ОРВИ, такие как, например, ТераФлю, АнвиМакс, Антигриппин, Колдрекс и др. (рис. 1). Еще свыше 25% приходится на долю иммуностимулирующих средств, к которым относятся препараты Кагоцел, Амиксин, Цитовир-3 и др. Свыше 22% составили продажи противовирусных средств, таких как Арбидол, Ингавирин, Тамифлю и др. На долю интерферонов (Виферон, Гриппферон, Альфарона) пришлось порядка 14% продаж.
Основным каналом реализации ЛС от гриппа и простуды является розничный коммерческий рынок, на него приходится свыше 98% продаж как в денежном выражении, так и в натуральном (рис. 2).
В целом объем продаж противопростудных и противогриппозных средств в I полугодии 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. снизился до 20 млрд руб. (рис. 3). В упаковках этот сегмент рынка также претерпел сокращение более чем на 9 млн -- до 86 млн упаковок (рис. 4).
Средства от гриппа и простуды выпускаются в различных лекарственных формах, среди них наибольшую долю в объеме продаж (в денежном выражении) занимают таблетки, на них приходится свыше 38% рынка (рис. 5). Существенные доли рынка также занимают средства, выпускаемые в порошках для приготовления раствора для приема внутрь (22,4%), и капсулы (20,7%). Чуть менее значительную часть рынка составляют ЛС в форме суппозиториев и гранул.
Среди торговых наименований произошла существенная перестановка: бестселлер прошлых лет -- препарат Арбидол уступил лидерство другому отечественному препарату -- Кагоцелу (табл. 1). Существенно выросла доля еще одного российского бренда -- Ингавирина, прирост его продаж в сравнении с I полугодием прошлого года составил +55%. Продажи ТН Виферон остались на прежнем уровне, тогда как продажи Оциллококцинума, ТераФлю, Амиксина и Анаферона для детей сократились. На этом фоне продажи некоторых средств, наоборот, продемонстрировали большой прирост. Среди них, помимо Ингавирина, препараты Эргоферон и АнвиМакс. За год доля Эргоферона в стоимостном выражении выросла почти на 0,8%. У препарата АнвиМакс доля выросла на 0,6% -- до 2,76%, а прирост составил +22%. Отметим, что АнвиМакс уже длительный период демонстрирует уверенный рост продаж, что позволило ему войти в топ-10 самых востребованных средств от гриппа и простуды.
Несмотря на потерю лидерства Арбидола, 1-е место в рейтинге компаний по-прежнему занимает его производитель, но уже под новым наименованием -- компания OTCPharm, образовавшаяся в результате выделения брендированного безрецептурного бизнеса из корпорации «Фармстандарт». Помимо Арбидола в портфель противопростудных средств и средств от гриппа этой компании входит также иммуностимулятор Амиксин и комбинированный препарат для симптоматического лечения Максиколд Рино. На 2-м месте находится производитель бренда Кагоцел – компания «НИАРМЕДИК ПЛЮС» (табл. 2). На 3-й позиции -- компания «Материа Медика», выпускающая Эргоферон и Анаферон. Отметим, что на эту тройку российских производителей приходится свыше 32% всех продаж средств от гриппа и простуды в рублях по итогам первых 6 мес. Доли остальных российских компаний – «Валента» (Ингавирин), «Ферон» (Виферон) и «Сотекс» (АнвиМакс) -- чуть ниже, однако отмечена положительная динамика. Доля «Валенты» выросла на 3% -- до 7,79%, доля компании «Ферон» возросла до 5,22%, а у «Сотекса» -- до 3,67%. Суммарно доля всех этих российских компаний занимает почти половину всего рынка (49,4%) продаж в денежном выражении. Что касается иностранных компаний, попавших в рейтинг, то все они, за исключением Teva, демонстрируют отрицательную динамику продаж. Положительный прирост Teva (+33%) связан с ростом спроса на иммуномодулирующий и противовирусный препарат Изопринозин, а также на комбинированные препараты Викс Актив СимптоМакс и Викс Актив СимптоМакс Плюс, применяемые для симптоматического лечения гриппа и простуды.
Таким образом, в сравнение с I полугодием 2013 г. в сегменте рынка средств от гриппа и простуды за истекший период наблюдался некоторый спад продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении (во многом благодаря более спокойной эпидемиологической обстановке). Структура спроса изменилась в сторону российских препаратов, многие из которых на фоне падения рынка демонстрировали высокий рост. Вместе с тем самый продаваемый отечественный препарат в этом сегменте уступил свое лидерство другому отечественному препарату. Эпидемиологическая обстановка во II полугодии пока остается неясной, отчеты экспертов не дают полной картины для построения прогнозов, однако очевидно, что самый простудный сезон – осень будет способствовать росту спроса на препараты, а это в свою очередь отразится на годовых показателях продаж.
Острое инфекционное заболевание дыхательных путей – грипп характеризуется быстрым распространением и имеет в настоящее время свыше 2 тыс. различных вариантов вируса, может протекать в четырех формах: легкой, среднетяжелой, тяжелой, токсичной. По данным Всемирной организации здравоохранения, в сезон эпидемий гриппа в мире ежегодно умирает, по разным оценкам, от 200 до 500 тыс. человек. Высокая температура тела, озноб и лихорадка, головная боль, боли в мышцах и суставах, слабость, отсутствие аппетита, фотофобия, першение и боль в горле, насморк -- все это проявление типичных симптомов гриппа. Грипп опасен также серьезными осложнениями, особенно для таких категорий лиц, как люди старше 65 лет, беременные женщины, дети, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, такими как астма, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания.
На сегодняшний день для профилактики и лечения гриппа существует огромное количество ЛС (более 100 наименований), например противовирусные препараты, которые воздействуют непосредственно на вирус, прекращают его размножение внутри организма и сокращают длительность заболевания. В борьбе с гриппом помогает также ряд препаратов группы иммуностимуляторов, а также комбинированные ЛС с жаропонижающим компонентом, устраняющие симптомы заболевания.
Согласно данным аналитического агентства IMS Health, среди препаратов для лечения гриппа и простуды по итогам I полугодия 2014 г. наибольшую долю (свыше 36%) по объемам продаж в стоимостном выражении заняли противопростудные средства для симптоматического лечения гриппа и ОРВИ, такие как, например, ТераФлю, АнвиМакс, Антигриппин, Колдрекс и др. (рис. 1). Еще свыше 25% приходится на долю иммуностимулирующих средств, к которым относятся препараты Кагоцел, Амиксин, Цитовир-3 и др. Свыше 22% составили продажи противовирусных средств, таких как Арбидол, Ингавирин, Тамифлю и др. На долю интерферонов (Виферон, Гриппферон, Альфарона) пришлось порядка 14% продаж.
Основным каналом реализации ЛС от гриппа и простуды является розничный коммерческий рынок, на него приходится свыше 98% продаж как в денежном выражении, так и в натуральном (рис. 2).
В целом объем продаж противопростудных и противогриппозных средств в I полугодии 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. снизился до 20 млрд руб. (рис. 3). В упаковках этот сегмент рынка также претерпел сокращение более чем на 9 млн -- до 86 млн упаковок (рис. 4).
Средства от гриппа и простуды выпускаются в различных лекарственных формах, среди них наибольшую долю в объеме продаж (в денежном выражении) занимают таблетки, на них приходится свыше 38% рынка (рис. 5). Существенные доли рынка также занимают средства, выпускаемые в порошках для приготовления раствора для приема внутрь (22,4%), и капсулы (20,7%). Чуть менее значительную часть рынка составляют ЛС в форме суппозиториев и гранул.
Среди торговых наименований произошла существенная перестановка: бестселлер прошлых лет -- препарат Арбидол уступил лидерство другому отечественному препарату -- Кагоцелу (табл. 1). Существенно выросла доля еще одного российского бренда -- Ингавирина, прирост его продаж в сравнении с I полугодием прошлого года составил +55%. Продажи ТН Виферон остались на прежнем уровне, тогда как продажи Оциллококцинума, ТераФлю, Амиксина и Анаферона для детей сократились. На этом фоне продажи некоторых средств, наоборот, продемонстрировали большой прирост. Среди них, помимо Ингавирина, препараты Эргоферон и АнвиМакс. За год доля Эргоферона в стоимостном выражении выросла почти на 0,8%. У препарата АнвиМакс доля выросла на 0,6% -- до 2,76%, а прирост составил +22%. Отметим, что АнвиМакс уже длительный период демонстрирует уверенный рост продаж, что позволило ему войти в топ-10 самых востребованных средств от гриппа и простуды.
Несмотря на потерю лидерства Арбидола, 1-е место в рейтинге компаний по-прежнему занимает его производитель, но уже под новым наименованием -- компания OTCPharm, образовавшаяся в результате выделения брендированного безрецептурного бизнеса из корпорации «Фармстандарт». Помимо Арбидола в портфель противопростудных средств и средств от гриппа этой компании входит также иммуностимулятор Амиксин и комбинированный препарат для симптоматического лечения Максиколд Рино. На 2-м месте находится производитель бренда Кагоцел – компания «НИАРМЕДИК ПЛЮС» (табл. 2). На 3-й позиции -- компания «Материа Медика», выпускающая Эргоферон и Анаферон. Отметим, что на эту тройку российских производителей приходится свыше 32% всех продаж средств от гриппа и простуды в рублях по итогам первых 6 мес. Доли остальных российских компаний – «Валента» (Ингавирин), «Ферон» (Виферон) и «Сотекс» (АнвиМакс) -- чуть ниже, однако отмечена положительная динамика. Доля «Валенты» выросла на 3% -- до 7,79%, доля компании «Ферон» возросла до 5,22%, а у «Сотекса» -- до 3,67%. Суммарно доля всех этих российских компаний занимает почти половину всего рынка (49,4%) продаж в денежном выражении. Что касается иностранных компаний, попавших в рейтинг, то все они, за исключением Teva, демонстрируют отрицательную динамику продаж. Положительный прирост Teva (+33%) связан с ростом спроса на иммуномодулирующий и противовирусный препарат Изопринозин, а также на комбинированные препараты Викс Актив СимптоМакс и Викс Актив СимптоМакс Плюс, применяемые для симптоматического лечения гриппа и простуды.
Таким образом, в сравнение с I полугодием 2013 г. в сегменте рынка средств от гриппа и простуды за истекший период наблюдался некоторый спад продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении (во многом благодаря более спокойной эпидемиологической обстановке). Структура спроса изменилась в сторону российских препаратов, многие из которых на фоне падения рынка демонстрировали высокий рост. Вместе с тем самый продаваемый отечественный препарат в этом сегменте уступил свое лидерство другому отечественному препарату. Эпидемиологическая обстановка во II полугодии пока остается неясной, отчеты экспертов не дают полной картины для построения прогнозов, однако очевидно, что самый простудный сезон – осень будет способствовать росту спроса на препараты, а это в свою очередь отразится на годовых показателях продаж.