Top.Mail.Ru

Реализуя концепцию лидерства


Реализуя концепцию лидерства

Журнал "Ремедиум" №5, 2018

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2018-5-39-41

Ирина Широкова, «Ремедиум»

Около 2000 фармкомпаний сегодня работают в Германии, обеспечивая этой стране статус ведущего мирового производителя лекарственных средств (ЛС) [1]. Среди них – компания Boehringer Ingelheim, о результатах работы которой сообщалось на ежегодной пресс-конференции, состоявшейся в апреле этого года в немецком Ингельхайме-на-Рейне.

Implementing a leadership concept

Irina Shirokova, Remedium

There are now a total of 2,000 pharmaceutical companies operating in Germany, which ranks this country number one among the world's leading pharmaceutical manufacturers [1]. Among them is Boehringer Ingelheim, which performance results were reported at the annual press conference held in Ingelheim am Rhein (Germany) in April this year.

Фармотрасль Германии в цифрах и фактах

Химико-фармацевтическая промышленность – третья по величине отрасль в Германии, которая демонстрирует рост объемов производства: в 2017 г. этот показатель составил 2,5%. При этом оборот увеличился на 5,5% – до 195 млрд евро (на внутреннем рынке – на 74,4%, превысив ожидания аналитиков). В 2018 г. Союз немецкой химической промышленности (VCI) ожидает увеличение производства на 2% и оборота на 3% [1]. Такой прогноз вполне обоснован, учитывая ежегодные инвестиции в индустрию, составляющие около 7 млрд евро [1].

Порядка 451 000 специалистов трудятся в данном секторе экономики [1], в т. ч. в сфере биотехнологий, которые получили в стране значительное развитие. По данным за 2016 г., на выпуске биотехнологической продукции специализировались 365 предприятий, включая значительное количество небольших компаний [2].

Все это позволяет Германии занимать высокие позиции на мировом фармрынке. Сегодня – это четвертый по величине в мире фармацевтический рынок и самый большой рынок Европы с оборотом более 43 млрд евро в розничных ценах (38,5 млрд евро – Rx-препараты и 4,9 млрд евро – ОТС) [3].

Значительное внимание в стране уделяется исследованиям и разработкам новых ЛС. Германия занимает ведущее положение на рынке клинических исследований (КИ), уступая только США по их количеству. Согласно ClinicalTrials.gov., в 2016 г. в Германии было проведено 594 КИ, тогда как в Великобритании – 554, Канаде – 524, Испании – 499 КИ, в США – 2 360 КИ [4].

Девятнадцать из сорока двух компаний – членов Немецкой ассоциации научно-исследовательских фармацевтических компаний (VFA) работают над созданием новых активных фармацевтических субстанций. Только в Германии на исследования и разработки они направляют около 5,5 млрд евро ежегодно. Усилия исследователей сосредоточены на поиске новых решений в терапии рака, сахарного диабета 2-го типа и других заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, болезни Альцгеймера, сердечно-сосудистых, воспалительных, респираторных, инфекционных и гинекологических заболеваний. Ряд исследований связан с синтезом новых антибиотиков. Ученые работают  над созданием как новых ЛС, так и средств их доставки [2].

Ставка на прорывные технологии

Разработка новых терапевтических подходов и внедрение инноваций являются главным приоритетом для компании Boehringer Ingelheim, обеспечивая ей стабильно высокие позиции на мировом и немецком рынках. Основанная еще в 1885 г., эта семейная компания сегодня входит в топ-20 мировых фармпроизводителей. Ее штат насчитывает 50 000 сотрудников по всему миру, работающих в трех основных подразделениях: рецептурном, ветеринарном и биотехнологическом.

Результаты работы компании, достигнутые в прошлом году, озвучил в ходе пресс-конференции Михаэль Шмельмер, член совета директоров, отвечающий за финансы Boehringer Ingelheim. Он отметил, что в 2017 г. объем продаж компании составил 18,1 млрд евро, увеличившись на 15,7% с учетом колебаний курсов валют. Порядка 45% всех продаж приходится на рынки Северной и Южной Америки. Самый крупный рынок для Boehringer Ingelheim – США, где расположены 14 производственных площадок компании, в т. ч. по выпуску биотехнологических ЛС и вакцин для ветеринарии. Приняв во внимание сделку по обмену активами с компанией «Санофи», компания Boehringer Ingelheim зафиксировала рост продаж на 6,1% с учетом колебаний курсов валют. При операционной прибыли около 3,5 млрд евро показатель рентабельности прибыли составил 19,3%.

«При том что рост продаж наблюдается по всем направлениям деятельности Boehringer Ingelheim, наиболее значимый показатель отмечен в подразделении рецептурных препаратов, обеспечившем около 70% чистых продаж компании, – подчеркнул Михаэль Шмельмер. – Рост продаж препаратов достиг 6,9% с учетом колебаний курсов валют, то есть превысил 12,6 млрд евро (+5,0% в евро), опередив соответствующий сегмент рынка. Этот результат превзошел все наши ожидания. Что касается основных драйверов роста, то это рынки США, Канады, Великобритании и Китая». Он также сообщил, что в 2017 г. лидерами продаж среди производимой и реализуемой компанией продукции стали 6 лекарственных препаратов компании: препарат для лечения органов дыхания Спирива®, антикоагулянт Прадакса®, противодиабетические препараты Тражента® и Джардинс®, а также препарат Варгатеф®, предназначенный для лечения идиопатического легочного фиброза и онкологических заболеваний, и антигипертензивный препарат Микардис®. При этом самым успешным продуктом по достигнутому объему продаж, который составил в 2017 г. 2,8 млрд евро, стал препарат Спирива®. За более чем 16 лет присутствия на мировом рынке этот препарат прошел свыше 250 КИ.

В ходе мероприятия также были обнародованы и другие достижения компании. Так, например, продажи подразделения ветеринарных препаратов увеличились более чем в 2 раза – до 3,9 млрд евро. В целом ветеринарное подразделение компании Boehringer Ingelheim обеспечило компании около 22% общего объема продаж. Кроме того, в прошлом году подразделение по контрактному производству биофармацевтических препаратов продемонстрировало рост до 678 млн евро, то есть на 10,7% с учетом колебания курсов валют, что составило 4% от общего объема продаж.

В ходе пресс-конференции особое внимание уделялось научно-исследовательской работе компании, инвестиции в которую составили более 3 млрд евро (17% от объема продаж). «Только в США мы направили более 0,5 млрд евро в исследования и разработки, – сообщил Михаэль Шмельмер. – Порядка 2,7 млрд евро инвестировали в создание инновационных рецептурных препаратов».

По словам Хубертуса фон Баумбаха, председателя совета директоров компании Boehringer Ingelheim, научно-исследовательская деятельность компании приносит ощутимые результаты. Так, например, в 2017 г. она передала 13 новых молекул для проведения КИ. «Сегодня в нашем портфеле разработок 80 новых исследовательских проектов, – сообщил он. – Это обеспечивает нам хорошие перспективы для устойчивого развития бизнеса в целом, и в особенности для создания новых прорывных технологий на благо пациентов».

Аллан Хиллгроув, член совета директоров, ответственный за подразделение рецептурных препаратов, отметил, что компания фокусируется на разработках кардиометаболических препаратов, препаратов для лечения онкологических и респираторных заболеваний, а также патологии иммунной и центральной нервной систем. «В частности, мы активно проводим исследования в области онкологии, чтобы значительно расширить противоопухолевый портфель, который сегодня включает 2 продукта – Гиотриф® (показал рост 20%, оборот составил 367 млн евро) и Варгатеф®. Общий оборот оценивается в 400 млн евро».

Доктор Мишель Пэрэ, член совета директоров, ответственный за подразделение инноваций, уверен, что компанию ожидают большие перспективы в области иммунологии и онкоиммунологии.

На встрече также отмечалось активное развитие компанией Boehringer Ingelheim digital-проектов, в частности, реализация открытого сотрудничества по выбранным субстанциям по принципу «обмен опытом как инструмент обучения».

Для этого компания предоставила 20 молекул для свободного использования исследователями на веб-портале www.opnMe.com и 2 молекулы в рамках эксклюзивного сотрудничества с учеными. «Мы получили более 350 запросов на 3 молекулы с начала запуска портала, – сообщил Шмельмер. – На сегодняшний день мы запустили 2 проекта – по респираторным и инфекционным заболеваниям. И еще по одной молекуле заключено соглашение. Участники проекта получили абсолютную свободу в своих исследованиях. Им будут принадлежать права на эти КИ по их завершению».

Кроме того, компания запустила в ряде стран digital-проекты, ориентированные на пациентов и врачей. Их цель – улучшить диагностику редких заболеваний, прежде всего идиопатического легочного фиброза, который очень сложно выявлять. Компания стремится использовать цифровые решения и в области ветеринарии. Так, например, с помощью приложения для смартфона владелец животных и ветеринар получают информацию о новейших ЛС для животных, вакцинах и др. Приложение сейчас тестируют первые пользователи в США.

Кстати, недавно компания основала digital-лабораторию BI X и увеличила венчурный фонд Boehringer Ingelheim со 100 до 250 млн евро, из которых 50 млн евро будут направлены именно на инновационные digital-разработки.

«В медицине по-прежнему больше вопросов, чем ответов, – подчеркнул Хубертус Баумбах. – Мы будем и дальше прилагать все усилия для поиска решений в областях, где пока не существует удовлетворительных методов терапии. Большой объем инвестиций в это направление отражает наши корпоративные ценности».


Источники / References

1.Branchencheck Deutschland (Январь, 2018), Ссылка.
2. Germany as a location for pharmaceutical research and development (Март, 2018), 
Ссылка.
3.Reimbursement of Pharmaceuticals in Germany, IGES Institute, Май, 2018, 
Ссылка.
4. Deutschland ist weltweit Nr. 2 bei klinischen Studien forschender Pharma-Unternehmen. (февраль, 2018), 
Ссылка.



Фармацевтический рынок