
Согласно отчету ВОЗ, 347 млн человек во всем мире больны сахарным диабетом. По прогнозам ВОЗ, в 2030 г. в ряду основных причин смертности диабет займет 7-е место. Правильное питание, регулярная физическая активность, поддержание нормального веса, отказ от курения, а также измерение уровня глюкозы в крови – важные и необходимые мероприятия для людей, страдающих сахарным диабетом.
На сегодняшний день контролировать уровень глюкозы можно в домашних условиях с помощью электронных устройств – глюкометров. Постоянный контроль концентрации глюкозы у больных сахарным диабетом позволяет корректировать питание и регулярно следить за необходимой дозировкой инсулина. Кроме того, такие измерения позволяют в большинстве случаев избежать осложнений сахарного диабета, которых существует очень много.
По данным аналитического агентства IMS Health, в 2012 г. объем продаж глюкометров вырос на 10% с 825 до 907 тыс. упаковок, тогда как в денежном выражении объем рынка вырос незначительно до 1,044 млрд руб. (рис. 1).
Лидером среди производителей глюкометров по итогам продаж 2012 г. в стоимостном выражении осталась компания Roche – производитель линейки глюкометров Accu-Chek (Active, Go, Performa, Performa Nano), приборов для определения уровня общего холестерина, глюкозы, триглицеридов и лактата в капиллярной крови Accutrend (Plus, GC; табл. 1). Несмотря на снижение доли компании в общем объеме продаж глюкометров в стоимостном и натуральном выражении, продажи в упаковках продемонстрировали прирост +7%.
На 2-м месте находится компания Johnson & Johnson (производитель линейки глюкометров One Touch), которая демонстрирует положительную динамику по всем показателям: доля компании в рублях за год выросла на 4,4%, в упаковках -- на 3,8%. В целом прирост продаж в денежном выражении составил +11%, в натуральном -- +22%. Отметим, что по итогам 5 месяцев 2013 г. Johnson & Johnson опередила Roche и продала около 230 тыс. глюкометров на сумму более 263 млн руб. (рис. 2).
Стремительный рост продаж, особенно в натуральном выражении, демонстрирует компания Bayer за счет своего глюкометра Contour TS, который набирает популярность у потребителей: за 2012 г. его продажи выросли в 2 раза до 14,4 млн руб. Доля продаж другого немецкого производителя -- IME-DC составила 0,2%.
Производитель глюкометра Optium Omega компания Abbott опустилась на 5-ю строчку рейтинга: продажи компании снизились на 32% в рублях и на 30% в упаковках. Доля компании российского производителя «Элта» снизилась до 3,3% в рублях и до 3,4% в упаковках за счет сокращения продаж глюкометра «Сателлит» более чем в 2 раза. Доля компании Tai Doc Technology (глюкометры Clever Chek) сократилась с 1,19 до 0,32%. Продажи швейцарского производителя Bionime снизились на 39% в стоимостном и на 37% в натуральном выражении. Производитель глюкометров SensoCard, SensoLite, AutoSense -- компания 77 Elektronika Kft (Венгрия) занимает лишь 0,07% рынка, при этом ее продажи в России снижаются. Завершает рейтинг Diamedical Ltd.: доля продаж глюкометров iCheck по итогам года снизилась до 0,02% как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
В числе наиболее популярных моделей пятерки производителей-лидеров оказались Accu-Chek Active (Roche Diagnostics), One Touch Select (Johnson & Johnson), «Сателлит Плюс» («Элта»), Contour TS (Bayer), Optium Omega (Abbott). Основные различия моделей заключаются прежде всего в дизайне: они отличаются по размеру, форме, цвету, весу, эргономичности (табл. 2). Например, пенсионеры чаще выбирают простые приборы с большим дисплеем и понятным меню. Люди, ведущие активный образ жизни, предпочитают глюкометр маленьких размеров, который сможет легко поместиться в кармане или дамской сумочке. Так, например, среди представленных моделей самым миниатюрным оказался Contour TS (Bayer), самым большим по размеру и тяжелым – «Сателлит Плюс» («Элта»). Самым легким оказался Optium Omega (Abbott Diabetes Care), однако среди сравниваемых моделей у него наименьший объем памяти – 50 результатов. Чуть больше данных (60 результатов) хранится в памяти «Сателлит Плюс». При этом у этих двух глюкометров (Optium Omega и «Сателлит Плюс») не предусмотрена функция подключения к компьютеру для передачи данных с глюкометра с целью создания отчетов для диабетика и его лечащего врача.
Остальные приборы снабжены портом синхронизации с компьютером. В глюкометре Accu-Chek Active определение уровня глюкозы в крови проводится фотометрическим методом за счет изменения окраски крови в результате реакции глюкозы с веществами, находящимися на тест-полоске. Остальные глюкометры из анализируемого списка определяют гликемию электрохимическим методом за счет показателя величины тока, который также возникает при реакции глюкозы в крови на вещества, нанесенные на тест-полоску, при этом в отличие от фотометрических глюкометров измерение проводится по плазме крови. Большинство глюкометров требует предварительного настраивания или кодирования новой упаковки тест-полосок посредством ручного введения кода или введения в прибор специального чипа из новой партии тест-полосок. Глюкометр Contour TS не требует подобной процедуры: правильный код устанавливается автоматически каждый раз с введением новой тест-полоски, что предотвращает получение неточных результатов.
Тот факт, что среди этих глюкометров разных производителей по объемам продаж в натуральном выражении лидируют Ассu-Chek Active (средняя стоимость 890 руб.) и One Touch Select (1 340 руб.), свидетельствует о том, что при выборе глюкометра цена не является самым важным фактором, влияющим на выбор потребителя (рис. 3). Зачастую к ним относятся другие факторы, например имидж и известность компании-производителя, страны-производителя или наличие расходных материалов (тест-полоски, ланцеты) определенной фирмы в аптеке, а также стоимость этих расходных материалов. По программе льготного лекарственного обеспечения больные сахарным диабетом, помимо ЛС, получают также бесплатно тест-полоски. Но не всегда больным удается их получить вовремя из-за перебоев в поставках или наличии в аптеке тест-полосок только определенного производителя. По данным аналитической базы данных «Клифар-госзакупки», в 2012 г. больше половины всех закупленных упаковок тест-полосок государством приходилось на тест-полоски российского производителя «Элта» «Сателлит» и «Сателлит Плюс» (рис. 4). Всего же по итогам 2012 г. было закуплено более 580 тыс. упаковок тест-полосок. Для сравнения: за аналогичный период в рознице было продано в 7 раз больше -- 4,3 млн упаковок.
Подводя итог, можно сказать, что рынок глюкометров продолжит расти медленными темпами. Основными драйверами этого сегмента рынка является рост заболеваемости сахарным диабетом, а также рост благосостояния населения и государственного финансирования. Последние драйверы растут, к сожалению, гораздо меньшими темпами, чем заболеваемость. Глюкометры не являются товаром первой необходимости для диабетика, поэтому существует целая группа больных с низким уровнем дохода, которые не могут приобрести подобные приборы для контроля гликемии в домашних условиях, вследствие чего контролировать уровень глюкозы они могут только лабораторно, поэтому вынуждены довольно часто обращаться в поликлинику.