
Юлия ПРОЖЕРИНА, «Ремедиум»
4 июня 2015 г. в Москве состоялась презентация результатов масштабного исследования «Bayer Барометр», которое второй год подряд проводится концерном Bayer совместно со Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Целью исследования было выяснение мнения россиян о качестве их жизни и определяющих его факторах. В рамках этого проекта было опрошено 1 600 жителей 130 населенных пунктов в 46 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в 2015 г. впервые был проведен дополнительный расширенный опрос жителей г. Москвы, включивший 400 респондентов.
Презентация проходила в формате открытой дискуссии. В качестве модератора мероприятия выступал российский журналист Константин Эггерт. Он открыл встречу и предоставил слово генеральному директору ВЦИОМ Валерию Федорову, который изложил основные результаты исследования. Согласно данным опроса, главным фактором, влияющим на качество жизни, россияне считают здоровье, вторым по значимости -- безопасность, а третьим -- наличие стабильного заработка. Особое внимание в докладе было уделено результатам опроса жителей г. Москвы. В целом москвичи удовлетворены качеством своей жизни (72% опрошенных), однако отмечают, что за последний год оно существенно снизилось (42%). Главной ценностью, как и жители всей России, они считают здоровье (91%). Однако, если респонденты во всех регионах, включая столицу, сошлись во мнении, что самое главное для сохранения здоровья, -- это качество продуктов питания и благоприятная экологическая обстановка, то жители г. Москвы также указали, что на состоянии их здоровья сказываются эмоциональные перегрузки, стрессы (68%), степень доступности квалифицированной медицинской помощи (65%) и качественных ЛС (64%).
Ключевыми вопросами дискуссии стали разработка новых ЛС и инновации в сфере здравоохранения. Валерий Федоров подчеркнул, что почти половина принимавших участие в опросе россиян (46%) считают, что появление на рынке современных, более эффективных лекарственных препаратов повысит качество жизни. Среди жителей Москвы сторонников этого мнения значительно больше -- 61%. Более половины опрошенных москвичей (52%) предпочитают покупать оригинальные ЛС. При этом 56% приверженцев оригинальных ЛС не предполагают менять свои предпочтения в случае возможного снижения уровня дохода, ухудшение материального положения может заставить перейти на более дешевые аналоги лишь треть из них.
Как отметил Валерий Федоров, почти три четверти москвичей считают, что доступность инноваций может быть обеспечена государством посредством стимулирования отечественных инновационных разработок (24%), возмещения стоимости лечения нуждающимся (24%) либо увеличения доли бюджетного финансирования (23%).
Тема инноваций получила развитие и в выступлении д.м.н., профессора РАНХиГС председателя Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике Виталия Омельяновского. Он подчеркнул важность создания принципиально новых ЛС для лечения ряда заболеваний и затронул проблему правильности оценки инноваций, критерии которой разрабатываются.
О практике внедрения инноваций на российском рынке рассказал генеральный директор ЗАО «Байер» и генеральный представитель Bayer в СНГ Нильс Хессманн. Проект «Bayer Барометр» -- наглядный и важный индикатор потребностей российского общества, понимание которых позволяет реагировать на меняющуюся конъюнктуру и предлагать максимально эффективные и востребованные решения. «Мы предлагаем инновационные решения, -- отметил Нильс Хессманн, -- и считаем, что важно продолжать разработки инновационных ЛС. Именно они повышают эффективность лечения». Он также сообщил, что важным шагом на пути внедрения инновационной терапии является подход разделения рисков (risk-sharing), который компания Bayer в качестве пилотного проекта запустила в России. Согласно этому подходу государство оплачивает только эффективную терапию заболеваний, а в случае отсутствия положительного результата лечения финансирование осуществляется за счет компании Bayer. Внедрение подхода risk-sharing поддержал Виталий Омельяновский, отметив, что этот механизм не один год применяется за рубежом и является примером перспективного инновационного проекта. В заключение Нильс Хессманн подчеркнул, что компания Bayer проводит все большее количество исследований в России, развивает производство и держит курс на повышение локализации.