
В.М. ЗАЙЦЕВА, Смоленская государственная медицинская академия Минздрава России
Работа посвящена проблеме организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения академической мобильности студентов, интернов и аспирантов, обучающихся на фармацевтических факультетах.
В статье представлен опыт формирования мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной и информационной готовности студентов-фармацевтов к профессиональному и личностному общению и взаимодействию, что в итоге позволит решить задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей, избежать многих сложностей, возникающих на пути интернационализации фармацевтического образования и науки. Обозначены проблемные точки формирования готовности к академической мобильности. Представлены этапы педагогической деятельности по формированию готовности к академической мобильности. Особый акцент в работе сделан на педагогических ресурсах форми-рования готовности к кросскультурному взаимодействию посредством развития способности студентов к профессиональному и личностному общению на иностранных языках.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена активизацией интеграционных процессов как во всем мировом сообществе, так и в системе высшего профессионального образования, в том числе в сфере подготовки специалистов в области фармации. Формирование единого международного образовательного и научного пространства, рост академической мобильности студентов и молодых ученых, позволяющие изучать и обобщать опыт вузов, преподавателей и экспертов разных стран, способствуют модернизации высшей школы, которая в итоге направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными характеристиками, сформулированными в нормативных документах и Федеральных государственных образовательных стандартах. В них усвоение международного опыта в профессиональной сфере, готовность и способность к международной профессиональной коммуникации определены как значимые профессиональные качества (компетенции).
Одним из способов освоения профессионального опыта является участие студентов в проектах академической мобильности. Однако при разработке программ академической мобильности учи-тываются прежде всего их организационные аспекты, такие как управление академическими по-токами, соответствие академических дисциплин, их информационное содержание, количество академических часов, длительность программы. При этом из поля зрения большинства отраслевых вузов выпадает такой значимый аспект, как потенциал психолого-педагогического сопровождения академической мобильности, необходимость формирования готовности и способности к крос-скультурной профессиональной и личностной коммуникации.
Целью работы стала попытка обозначить подходы и обобщить организационно-методический и психолого-педагогический опыт стимулирования студентов, интернов и аспирантов к участию в различных международных проектах и программах академической мобильности.
При планировании проектов и программ международного сотрудничества в области фармацевти-ческой науки и образования необходим комплексный подход, который предполагает реализацию как организационно-методических, так и психолого-педагогических мероприятий, нацеленных на формирование и развитие профессиональной компетентности специалистов.
Нами рассматривались возможности диагностики, формирования и развития психологических характеристик личности, способствующих эффективному участию в международных проектах и про-граммах, связанных с интернационализацией образования. Психологические характеристики, которые способствуют эффективному профессиональному и личностному взаимодействию при участии в проектах академической мобильности, включают: направленность личности, систему и совокупность взглядов, убеждений, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, умений и навыков.
Рассмотрена проблема формирования готовности к кросскультурному взаимодействию у студентов, интернов и аспирантов, обучающихся в медицинских (фармацевтических вузах), т. е. в т. н. отраслевых вузах, к которым относятся вузы, находящиеся в ведомственном подчинении, учреди-телями которых являются профильные министерства или ведомства [6, с. 12].
Понятие «сопровождение» вошло в отечественную педагогику, сформировавшись на основе гуманистической концепции и признания значимости педагогической поддержки. В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований. Ученые обращают внимание на различные аспекты педагогического сопровождения: психологические (Е.А. Климов) [5], социально-педагогические (Д.И. Фельдштейн) [13], социально-экономические (Е.И. Головаха) [4], профессионального самоопределения (Л.М. Митина) [8].
Принимая во внимание существующие подходы к рассмотрению этого понятия, в своей работе мы опираемся на точку зрения, представленную в работах В.А. Сластенина, в которых определяется не только данное понятие, но и методы педагогической деятельности по сопровождению учащихся. По его мнению, педагогическое сопровождение - это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия и поощрения максимальной самостоятельности учащихся в проблемных ситуациях и их личностном росте [12]. Нам также представляется актуальной трактовка понятия «педагогическое сопровождение», данная С.В. Сильченковой, которая считает, что педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [10].
Говоря об академической мобильности, мы опираемся на определение, данное И.М. Миковой, которая считает, что это всего лишь «одна из форм организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз в своей стране или за рубежом на ограниченный по времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения» [7, с. 5].
К академической мобильности также относят международные образовательные летние и зимние школы, международные студенческие олимпиады, летние лагеря; международные студенческие стажировки, дистанционное образование и защиту исследовательских проектов. Таким образом, как и любая другая форма обучения, она нуждается в психолого-педагогическом и организационно-методическом сопровождении.
Анализ научной литературы и правовой документации позволил выявить значительное число работ, посвященных академической мобильности, стратегиям ее организации и сравнительным характеристикам. При этом большинство авторов исходят из концепций Болонского соглашения и стратегий формирования единого образовательного пространства при рассмотрении правовых аспектов, целей и инструментов академической мобильности. Такой особый аспект обеспечения академической мобильности, как языковая компетентность, достаточно глубоко рассмотрен современными учеными как с позиции языкознания, так и с прикладной, практической и дидактической точек зрения [1--3, 14, 15].
Несмотря на значительное число работ в указанных областях, до сих пор не предпринята попытка комплексно сформулировать теоретико-методологические и прикладные основы организации психологического и педагогического сопровождения академической студенческой и преподавательской мобильности, позволяющей решить многие задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей.
Результаты и выводы, представленные в статье, построены на материалах исследования, посвященного проектированию и реализации программ педагогического сопровождения международной активности и академической мобильности, разрабатываемых в Смоленской государственной медицинской академии, а также на анализе доступной информации о международной деятельности и академической мобильности 44 медицинских и фармацевтических вузов (факультетов). Для нас особый интерес представляет педагогическая деятельность в вузе, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов, на развитие их уверенности и самостоятельности в различных ситуациях, связанных с академической мобильностью и кросскультурной профессиональной и личностной коммуникацией. Анализ научной литературы и правовой документации дополнен такими методами педагогического исследования, как внешнее и включенное наблюдение, опрос и беседа.
Психолого-педагогическая деятельность по формированию готовности к участию в студенческих обменах, международных конференциях и семинарах включает четыре основных этапа:
- диагностический этап, на котором определяются и прогнозируются реальные и потенциальные трудности кросскультурного профессионального и личностного взаимодействия, формирования отношений и мотивации. На этом этапе происходит подбор методов педагогического сопровождения. Именно на данном этапе важно формирование и развитие мотивационной готовности к иноязычному общению, направленности на изучение международного профессионального опыта посредством активного использования иностранного языка и, прежде всего, профессиональной медико-фармацевтической терминологии. На этом же этапе происходит изучение состояния вопроса и анализ современных тенденций в области интернационализации науки и образования, теоретического обоснования значимости и целесообразности педагогического сопровождения международной активности в сфере образования и науки. Сравнительный анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение педагогического и научного опыта предоставляют очень важную информацию для реализации следующего этапа;
- методический этап, на котором разрабатываются необходимые учебно-методические средства педагогического сопровождения на индивидуальном и групповом уровне, осуществляется подготовка и внедрение программ педагогического сопровождения отдельных, как уже действующих, так и новых проектов международной академической мобильности;
- преобразующий этап предполагает непосредственную корректирующую деятельность, активную педагогическую поддержку и сопровождение с использованием оптимальных форм, методов и средств. На этом этапе нами был организован цикл занятий «Интернационализация высшего профессионального образования» для студентов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава. В этот цикл включены как лекционные занятия, так и практические: развивающая психодиагностика, психолого-педагогическое консультирование и кросскультурное просвещение с использованием развивающих образовательных технологий;
- этап анализа и оценки достижения педагогических целей сопровождения студентов, включающий также самооценку студентами своих достижений, а также сложностей, с которыми они столкнулись.
При разработке концепции педагогического сопровождения формирования готовности у студентов медико-фармацевтических вузов обнаруживается ряд проблемных точек:
- в организационном отношении: у зарубежных вузов значительно больше опыта в обеспечении академической мобильности, при этом в России, где тенденция к росту академической мобильности стала достаточно отчетливо видна, нет систем, ни государственной, ни отраслевых, которые занимались бы обобщением этого опыта и его внедрением. Другими словами, большинство отраслевых вузов «варятся в собственном соку»;
- в психолого-педагогическом отношении: в неязыковых вузах отчетливо просматривается недостаточная проработка психологических и педагогических аспектов академической мобильности, формирования мотивационной, эмоционально-волевой готовности, а также компетентности в области кросскультурной коммуникации и межкультурного взаимодействия;
- просветительская проблема: в большинстве вузов отсутствуют комплексные образовательные и просветительские программы, в которых представлена информация о профессиональных, культурно-исторических, языковых и бытовых реалиях стран, с которыми осуществляются проекты академической мобильности. Проявляется недостаточность информации о состоянии медицинской и фармацевтической отрасли в зарубежных странах, ведущих медицинских школах, фармацевтических лабораториях и крупных фармацевтических предприятиях. При этом, как показывает опыт, занятия и семинары, на которых обсуждаются культурно-исторические особенности зарубежных стран - участниц проектов академической мобильности, а также достижения в конкретной профессиональной сфере, вызывают большой интерес у студентов и обладают значительным по-тенциалом формирования готовности к международному взаимодействию.
Если в существующих научных работах и отмечается необходимость психологической готовности к межкультурному взаимодействию, то такие утверждения, как правило, носят декларативный характер и не раскрывают, в чем именно состоит эта психологическая готовность, способы ее формирования, методы ее развития.
Педагогический опыт организации проектов академической мобильности показывает, что при реализации таких форм и способов международного взаимодействия, как изучение языка страны предполагаемого пребывания, лекции, семинары по международной коммуникации, привлечение студентов к организации и проведению международных конференций, включая онлайн и веб-конференции, организации встреч зарубежных делегаций, а также индивидуальные консультации, достаточно успешно формируется компетентность в международном профессиональном и личностном общении, проявляются эмоционально-волевые и мотивационные характеристики студентов.
Для того чтобы студент мог более комфортно влиться в общий образовательный процесс принимающего вуза, он должен быть психологически и информационно подготовлен относительно сущности credit-hour-based и work-based learning (практико-центрированной) организации образовательного процесса, а также осведомлен о том, каким образом строится общение с зарубежными преподавателями и студентами.
Внешнее и включенное наблюдение, опрос, беседа были проведены до, во время и после учебных, языковых, научно-исследовательских стажировок, краткосрочных культурных программ, профессиональной производственной практики за рубежом, участия в международных и зарубежных научных конференциях, летних и зимних школах. Они показали, что наибольший эффект педагогическое сопровождение имеет при сотрудничестве и совместной педагогической деятельности таких вузовских подразделений, как кафедра иностранных языков (в руках которой формирование не только языковой компетентности, но и направленности на иноязычную коммуникацию в целом, способности к активному применению языковых компетенций), отдела международных связей и учебно-воспитательных структур (в компетенцию которых и входит комплексное планирование программ педагогического сопровождения образовательного процесса).
Исследование, проводимое нами в СГМА, также показывает, что организация зарубежной производственной практики студентов вуза является наиболее эффективным средством повышения профессионального уровня как самих студентов, так и преподавателей - руководителей производственной практики. В ходе ежедневной работы в аптеках, аптечных отделениях зарубежных клиник, клинических и микробиологических лабораториях происходит расширение представлений студентов о современных достижениях в области фармацевтической и медицинской науки и практики. Это также становится мощным стимулом к освоению иностранных языков и углублению иноязычной компетентности будущих специалистов, совершенствованию интеллектуальной и практической профессиональной деятельности, повышает мотивацию обучения, а для многих также становится средством достижения карьерных целей. Психолого-педагогический опрос проводится нами до и после участия в проектах зарубежной производственной практики. Особое внимание уделяется оценке мотивации достижения. Установлено, что существует прямая зависимость между показателями мотивации достижения и успешностью профессиональной коммуникации с зарубежными руководителями практики, сотрудниками лечебных и фармацевтических учреждений. Включение студентов в международные проекты, реализуемые высшими учебными заведениями, организация практики в лечебных и фармацевтических учреждениях зарубежных стран, участие в программах обмена предоставляют возможность российским студентам, с одной стороны, получить образование, соответствующее международным стандартам, а с другой - наметить направления дальнейшего развития, в котором использование иностранного языка будет иметь немаловажную, а подчас и решающую роль.
Исходя из особенностей организации учебной активности студентов в зарубежных вузах, которая предполагает участие в обсуждениях, важно подготовить студентов и молодых ученых к иноязычному общению в форме дискуссии, снабдив это общение основными языковыми структурами, оборотами, выражениями, используемыми в профессиональном общении, и навыками поведения и взаимодействия в этой ситуации. При этом необходимо учитывать основные принципы интернационализации, которые предполагают международное общение и обучение в поликультурной среде международного образования.
Особую значимость в организационно-методическом сопровождении имеет обеспечение студентов и молодых ученых информацией о доступных библиотечных и интернет-ресурсах, где они могли бы познакомиться самостоятельно с культурно-историческими, социально-экономическими, бытовыми особенностями стран - участниц проектов академической мобильности. Также важно эффективно организовать самостоятельную работу студентов, предоставить наиболее полную информацию о возможностях самостоятельной работы с аутентичными учебными пособиями и видеокурсами, сделав особый акцент на современных интерактивных образовательных ресурсах.
В рамках преобразующего этапа педагогического сопровождения академической мобильности нами апробируются и внедряются информационные и образовательные семинары по проблемам кросскультурной коммуникации, особенностям общения с представителями других стран и культур. Студенты, прошедшие производственную практику за рубежом, привлекаются к проведению этих мероприятий. При этом задача заключается в том, чтобы выявить и обратить внимание на сложности, возникавшие у студентов в процессе международной коммуникации, обобщить их и внести соответствующие коррективы в дальнейшую работу со студентами, усовершенствовать дидактический и информационный материал. По результатам работы в зарубежных аптеках, лабораториях и медицинских центрах, участия в научных симпозиумах и конференциях студентами готовятся образовательные фильмы и видеопрезентации, что соответствует требованиям организации самостоятельной и внеучебной деятельности студентов. Эта работа со студентами, интернами и аспирантами позволяет оценить их мотивационные характеристики, эмоционально-волевые качества, знания, умения и навыки, которые оказались значимыми при общении с зарубежными коллегами, студентами и профессорами.
Нами осуществляется педагогическое сопровождение учебных занятий по дисциплинам «Иностранный язык», «Основы профессионально-ориентированного перевода», которое предполагает, прежде всего, учет мотивационного потенциала этой дисциплины, формирование и развитие общекоммуникативных навыков и способностей. Именно успешность в овладении иностранным языком в значительной степени способствует более активной профессиональной, образовательной и научной самореализации как студента, так и преподавателя. Студенты, участвовавшие в проектах академической мобильности, привлекаются к участию в учебных мероприятиях, при этом широко используются интерактивные методы обучения. Особое внимание уделяется специализированной медицинской и фармацевтической терминологии, углубляются знания студентов в области латин-ского языка, который значительно помогает в профессиональном общении в медико-фармацевтической среде. Особым ресурсом развития лингвистических, социальных и кросскультурных компетенций обладают заседания студенческих научных кружков и обществ. Серьезный образовательно-педагогический потенциал заключен в подготовке студентами докладов и видеопрезентаций о проблемах развития фармацевтической отрасли за рубежом, ведущих фармацевтических компаниях и лабораториях. Подбор образовательного материла преподавателями осуществляется с учетом новой и актуальной профессиональной информации.
Таким образом, обобщение опыта в области организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения формирования готовности (мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной и информационной) студентов и молодых ученых к академической мобильности, устранение проблемных точек позволит продвинуться в изучении основных характеристик процесса интернационализации науки и образования, определить основные стратегии развития в этих областях, сформулировать профессиональные и личностные характеристики, значимые для участников международных проектов.
Организационно-методическая и педагогическая деятельность, направленная на формирование готовности к академической мобильности, последовательная реализация ее этапов позволит создать комплексную систему педагогического сопровождения, включающую развивающую психодиагностику, психолого-педагогическое консультирование и кросскультурное просвещение с использованием развивающих образовательных технологий. Обозначенные этапы формирования готовности к академической мобильности могут быть реализованы за счет взаимодействия отделов и управлений международных связей, учебно-воспитательных подразделений и кафедр иностранных языков вузов. Результатом их совместной деятельности станут программы педагогического и учебно-организационного сопровождения процессов интернационализации и международного сотрудничества в медицинских и фармацевтических вузах.
Литература
1. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса. Педагогическое образование и наука, 2011, 8: 8-16.
2. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Юта, 2006.
3. Борисова Н.Ю. Особенности системной интеграции и организации многоуровневого педагогиче-ского образования в рамках Болонского процесса. Педагогическое образование и наука, 2011, 8: 22-27.
4. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев: Наукова думка, 1988. С. 35.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004. С. 64.
6. Леонгардт В.А., Шелятихина Л.Ю. Управление маркетинговой деятельностью отраслевых вузов на рынке услуг бизнес-образования. Менеджмент и экономика образования. Екатеринбург: УГУ, 2014. С. 12.
7. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России и США. Рязанский институт развития образования, 2013.
8. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998. С. 34.
9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. вузов. Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Акезия», 2000. С. 126.
10. Сильченкова С.В. Формы и методы педагогического сопровождения. Современные научные исследования и инновации, 2013, 10. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
11.Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию. Педагогическое образование и наука, 2001, 8: 4-8.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: 2007.
13. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и системы его развития. Проблемы современного образования, 2010, 2: 3-8.
14. Ellingboe B.J. The most frequently asked question about Internationalization. Minneapolis. MN: University of Minnesota, 1991.
15. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the European Ministers of Education. Convened in Bologna on the 19th of June 1999 http://www.ntb.ch/SEFI/bolognadec.html.
Работа посвящена проблеме организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения академической мобильности студентов, интернов и аспирантов, обучающихся на фармацевтических факультетах.
В статье представлен опыт формирования мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной и информационной готовности студентов-фармацевтов к профессиональному и личностному общению и взаимодействию, что в итоге позволит решить задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей, избежать многих сложностей, возникающих на пути интернационализации фармацевтического образования и науки. Обозначены проблемные точки формирования готовности к академической мобильности. Представлены этапы педагогической деятельности по формированию готовности к академической мобильности. Особый акцент в работе сделан на педагогических ресурсах форми-рования готовности к кросскультурному взаимодействию посредством развития способности студентов к профессиональному и личностному общению на иностранных языках.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена активизацией интеграционных процессов как во всем мировом сообществе, так и в системе высшего профессионального образования, в том числе в сфере подготовки специалистов в области фармации. Формирование единого международного образовательного и научного пространства, рост академической мобильности студентов и молодых ученых, позволяющие изучать и обобщать опыт вузов, преподавателей и экспертов разных стран, способствуют модернизации высшей школы, которая в итоге направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными характеристиками, сформулированными в нормативных документах и Федеральных государственных образовательных стандартах. В них усвоение международного опыта в профессиональной сфере, готовность и способность к международной профессиональной коммуникации определены как значимые профессиональные качества (компетенции).
Одним из способов освоения профессионального опыта является участие студентов в проектах академической мобильности. Однако при разработке программ академической мобильности учи-тываются прежде всего их организационные аспекты, такие как управление академическими по-токами, соответствие академических дисциплин, их информационное содержание, количество академических часов, длительность программы. При этом из поля зрения большинства отраслевых вузов выпадает такой значимый аспект, как потенциал психолого-педагогического сопровождения академической мобильности, необходимость формирования готовности и способности к крос-скультурной профессиональной и личностной коммуникации.
Целью работы стала попытка обозначить подходы и обобщить организационно-методический и психолого-педагогический опыт стимулирования студентов, интернов и аспирантов к участию в различных международных проектах и программах академической мобильности.
При планировании проектов и программ международного сотрудничества в области фармацевти-ческой науки и образования необходим комплексный подход, который предполагает реализацию как организационно-методических, так и психолого-педагогических мероприятий, нацеленных на формирование и развитие профессиональной компетентности специалистов.
Нами рассматривались возможности диагностики, формирования и развития психологических характеристик личности, способствующих эффективному участию в международных проектах и про-граммах, связанных с интернационализацией образования. Психологические характеристики, которые способствуют эффективному профессиональному и личностному взаимодействию при участии в проектах академической мобильности, включают: направленность личности, систему и совокупность взглядов, убеждений, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, умений и навыков.
Рассмотрена проблема формирования готовности к кросскультурному взаимодействию у студентов, интернов и аспирантов, обучающихся в медицинских (фармацевтических вузах), т. е. в т. н. отраслевых вузах, к которым относятся вузы, находящиеся в ведомственном подчинении, учреди-телями которых являются профильные министерства или ведомства [6, с. 12].
Понятие «сопровождение» вошло в отечественную педагогику, сформировавшись на основе гуманистической концепции и признания значимости педагогической поддержки. В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований. Ученые обращают внимание на различные аспекты педагогического сопровождения: психологические (Е.А. Климов) [5], социально-педагогические (Д.И. Фельдштейн) [13], социально-экономические (Е.И. Головаха) [4], профессионального самоопределения (Л.М. Митина) [8].
Принимая во внимание существующие подходы к рассмотрению этого понятия, в своей работе мы опираемся на точку зрения, представленную в работах В.А. Сластенина, в которых определяется не только данное понятие, но и методы педагогической деятельности по сопровождению учащихся. По его мнению, педагогическое сопровождение - это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия и поощрения максимальной самостоятельности учащихся в проблемных ситуациях и их личностном росте [12]. Нам также представляется актуальной трактовка понятия «педагогическое сопровождение», данная С.В. Сильченковой, которая считает, что педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [10].
Говоря об академической мобильности, мы опираемся на определение, данное И.М. Миковой, которая считает, что это всего лишь «одна из форм организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз в своей стране или за рубежом на ограниченный по времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения» [7, с. 5].
К академической мобильности также относят международные образовательные летние и зимние школы, международные студенческие олимпиады, летние лагеря; международные студенческие стажировки, дистанционное образование и защиту исследовательских проектов. Таким образом, как и любая другая форма обучения, она нуждается в психолого-педагогическом и организационно-методическом сопровождении.
Анализ научной литературы и правовой документации позволил выявить значительное число работ, посвященных академической мобильности, стратегиям ее организации и сравнительным характеристикам. При этом большинство авторов исходят из концепций Болонского соглашения и стратегий формирования единого образовательного пространства при рассмотрении правовых аспектов, целей и инструментов академической мобильности. Такой особый аспект обеспечения академической мобильности, как языковая компетентность, достаточно глубоко рассмотрен современными учеными как с позиции языкознания, так и с прикладной, практической и дидактической точек зрения [1--3, 14, 15].
Несмотря на значительное число работ в указанных областях, до сих пор не предпринята попытка комплексно сформулировать теоретико-методологические и прикладные основы организации психологического и педагогического сопровождения академической студенческой и преподавательской мобильности, позволяющей решить многие задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей.
Результаты и выводы, представленные в статье, построены на материалах исследования, посвященного проектированию и реализации программ педагогического сопровождения международной активности и академической мобильности, разрабатываемых в Смоленской государственной медицинской академии, а также на анализе доступной информации о международной деятельности и академической мобильности 44 медицинских и фармацевтических вузов (факультетов). Для нас особый интерес представляет педагогическая деятельность в вузе, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов, на развитие их уверенности и самостоятельности в различных ситуациях, связанных с академической мобильностью и кросскультурной профессиональной и личностной коммуникацией. Анализ научной литературы и правовой документации дополнен такими методами педагогического исследования, как внешнее и включенное наблюдение, опрос и беседа.
Психолого-педагогическая деятельность по формированию готовности к участию в студенческих обменах, международных конференциях и семинарах включает четыре основных этапа:
- диагностический этап, на котором определяются и прогнозируются реальные и потенциальные трудности кросскультурного профессионального и личностного взаимодействия, формирования отношений и мотивации. На этом этапе происходит подбор методов педагогического сопровождения. Именно на данном этапе важно формирование и развитие мотивационной готовности к иноязычному общению, направленности на изучение международного профессионального опыта посредством активного использования иностранного языка и, прежде всего, профессиональной медико-фармацевтической терминологии. На этом же этапе происходит изучение состояния вопроса и анализ современных тенденций в области интернационализации науки и образования, теоретического обоснования значимости и целесообразности педагогического сопровождения международной активности в сфере образования и науки. Сравнительный анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение педагогического и научного опыта предоставляют очень важную информацию для реализации следующего этапа;
- методический этап, на котором разрабатываются необходимые учебно-методические средства педагогического сопровождения на индивидуальном и групповом уровне, осуществляется подготовка и внедрение программ педагогического сопровождения отдельных, как уже действующих, так и новых проектов международной академической мобильности;
- преобразующий этап предполагает непосредственную корректирующую деятельность, активную педагогическую поддержку и сопровождение с использованием оптимальных форм, методов и средств. На этом этапе нами был организован цикл занятий «Интернационализация высшего профессионального образования» для студентов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава. В этот цикл включены как лекционные занятия, так и практические: развивающая психодиагностика, психолого-педагогическое консультирование и кросскультурное просвещение с использованием развивающих образовательных технологий;
- этап анализа и оценки достижения педагогических целей сопровождения студентов, включающий также самооценку студентами своих достижений, а также сложностей, с которыми они столкнулись.
При разработке концепции педагогического сопровождения формирования готовности у студентов медико-фармацевтических вузов обнаруживается ряд проблемных точек:
- в организационном отношении: у зарубежных вузов значительно больше опыта в обеспечении академической мобильности, при этом в России, где тенденция к росту академической мобильности стала достаточно отчетливо видна, нет систем, ни государственной, ни отраслевых, которые занимались бы обобщением этого опыта и его внедрением. Другими словами, большинство отраслевых вузов «варятся в собственном соку»;
- в психолого-педагогическом отношении: в неязыковых вузах отчетливо просматривается недостаточная проработка психологических и педагогических аспектов академической мобильности, формирования мотивационной, эмоционально-волевой готовности, а также компетентности в области кросскультурной коммуникации и межкультурного взаимодействия;
- просветительская проблема: в большинстве вузов отсутствуют комплексные образовательные и просветительские программы, в которых представлена информация о профессиональных, культурно-исторических, языковых и бытовых реалиях стран, с которыми осуществляются проекты академической мобильности. Проявляется недостаточность информации о состоянии медицинской и фармацевтической отрасли в зарубежных странах, ведущих медицинских школах, фармацевтических лабораториях и крупных фармацевтических предприятиях. При этом, как показывает опыт, занятия и семинары, на которых обсуждаются культурно-исторические особенности зарубежных стран - участниц проектов академической мобильности, а также достижения в конкретной профессиональной сфере, вызывают большой интерес у студентов и обладают значительным по-тенциалом формирования готовности к международному взаимодействию.
Если в существующих научных работах и отмечается необходимость психологической готовности к межкультурному взаимодействию, то такие утверждения, как правило, носят декларативный характер и не раскрывают, в чем именно состоит эта психологическая готовность, способы ее формирования, методы ее развития.
Педагогический опыт организации проектов академической мобильности показывает, что при реализации таких форм и способов международного взаимодействия, как изучение языка страны предполагаемого пребывания, лекции, семинары по международной коммуникации, привлечение студентов к организации и проведению международных конференций, включая онлайн и веб-конференции, организации встреч зарубежных делегаций, а также индивидуальные консультации, достаточно успешно формируется компетентность в международном профессиональном и личностном общении, проявляются эмоционально-волевые и мотивационные характеристики студентов.
Для того чтобы студент мог более комфортно влиться в общий образовательный процесс принимающего вуза, он должен быть психологически и информационно подготовлен относительно сущности credit-hour-based и work-based learning (практико-центрированной) организации образовательного процесса, а также осведомлен о том, каким образом строится общение с зарубежными преподавателями и студентами.
Внешнее и включенное наблюдение, опрос, беседа были проведены до, во время и после учебных, языковых, научно-исследовательских стажировок, краткосрочных культурных программ, профессиональной производственной практики за рубежом, участия в международных и зарубежных научных конференциях, летних и зимних школах. Они показали, что наибольший эффект педагогическое сопровождение имеет при сотрудничестве и совместной педагогической деятельности таких вузовских подразделений, как кафедра иностранных языков (в руках которой формирование не только языковой компетентности, но и направленности на иноязычную коммуникацию в целом, способности к активному применению языковых компетенций), отдела международных связей и учебно-воспитательных структур (в компетенцию которых и входит комплексное планирование программ педагогического сопровождения образовательного процесса).
Исследование, проводимое нами в СГМА, также показывает, что организация зарубежной производственной практики студентов вуза является наиболее эффективным средством повышения профессионального уровня как самих студентов, так и преподавателей - руководителей производственной практики. В ходе ежедневной работы в аптеках, аптечных отделениях зарубежных клиник, клинических и микробиологических лабораториях происходит расширение представлений студентов о современных достижениях в области фармацевтической и медицинской науки и практики. Это также становится мощным стимулом к освоению иностранных языков и углублению иноязычной компетентности будущих специалистов, совершенствованию интеллектуальной и практической профессиональной деятельности, повышает мотивацию обучения, а для многих также становится средством достижения карьерных целей. Психолого-педагогический опрос проводится нами до и после участия в проектах зарубежной производственной практики. Особое внимание уделяется оценке мотивации достижения. Установлено, что существует прямая зависимость между показателями мотивации достижения и успешностью профессиональной коммуникации с зарубежными руководителями практики, сотрудниками лечебных и фармацевтических учреждений. Включение студентов в международные проекты, реализуемые высшими учебными заведениями, организация практики в лечебных и фармацевтических учреждениях зарубежных стран, участие в программах обмена предоставляют возможность российским студентам, с одной стороны, получить образование, соответствующее международным стандартам, а с другой - наметить направления дальнейшего развития, в котором использование иностранного языка будет иметь немаловажную, а подчас и решающую роль.
Исходя из особенностей организации учебной активности студентов в зарубежных вузах, которая предполагает участие в обсуждениях, важно подготовить студентов и молодых ученых к иноязычному общению в форме дискуссии, снабдив это общение основными языковыми структурами, оборотами, выражениями, используемыми в профессиональном общении, и навыками поведения и взаимодействия в этой ситуации. При этом необходимо учитывать основные принципы интернационализации, которые предполагают международное общение и обучение в поликультурной среде международного образования.
Особую значимость в организационно-методическом сопровождении имеет обеспечение студентов и молодых ученых информацией о доступных библиотечных и интернет-ресурсах, где они могли бы познакомиться самостоятельно с культурно-историческими, социально-экономическими, бытовыми особенностями стран - участниц проектов академической мобильности. Также важно эффективно организовать самостоятельную работу студентов, предоставить наиболее полную информацию о возможностях самостоятельной работы с аутентичными учебными пособиями и видеокурсами, сделав особый акцент на современных интерактивных образовательных ресурсах.
В рамках преобразующего этапа педагогического сопровождения академической мобильности нами апробируются и внедряются информационные и образовательные семинары по проблемам кросскультурной коммуникации, особенностям общения с представителями других стран и культур. Студенты, прошедшие производственную практику за рубежом, привлекаются к проведению этих мероприятий. При этом задача заключается в том, чтобы выявить и обратить внимание на сложности, возникавшие у студентов в процессе международной коммуникации, обобщить их и внести соответствующие коррективы в дальнейшую работу со студентами, усовершенствовать дидактический и информационный материал. По результатам работы в зарубежных аптеках, лабораториях и медицинских центрах, участия в научных симпозиумах и конференциях студентами готовятся образовательные фильмы и видеопрезентации, что соответствует требованиям организации самостоятельной и внеучебной деятельности студентов. Эта работа со студентами, интернами и аспирантами позволяет оценить их мотивационные характеристики, эмоционально-волевые качества, знания, умения и навыки, которые оказались значимыми при общении с зарубежными коллегами, студентами и профессорами.
Нами осуществляется педагогическое сопровождение учебных занятий по дисциплинам «Иностранный язык», «Основы профессионально-ориентированного перевода», которое предполагает, прежде всего, учет мотивационного потенциала этой дисциплины, формирование и развитие общекоммуникативных навыков и способностей. Именно успешность в овладении иностранным языком в значительной степени способствует более активной профессиональной, образовательной и научной самореализации как студента, так и преподавателя. Студенты, участвовавшие в проектах академической мобильности, привлекаются к участию в учебных мероприятиях, при этом широко используются интерактивные методы обучения. Особое внимание уделяется специализированной медицинской и фармацевтической терминологии, углубляются знания студентов в области латин-ского языка, который значительно помогает в профессиональном общении в медико-фармацевтической среде. Особым ресурсом развития лингвистических, социальных и кросскультурных компетенций обладают заседания студенческих научных кружков и обществ. Серьезный образовательно-педагогический потенциал заключен в подготовке студентами докладов и видеопрезентаций о проблемах развития фармацевтической отрасли за рубежом, ведущих фармацевтических компаниях и лабораториях. Подбор образовательного материла преподавателями осуществляется с учетом новой и актуальной профессиональной информации.
Таким образом, обобщение опыта в области организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения формирования готовности (мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной и информационной) студентов и молодых ученых к академической мобильности, устранение проблемных точек позволит продвинуться в изучении основных характеристик процесса интернационализации науки и образования, определить основные стратегии развития в этих областях, сформулировать профессиональные и личностные характеристики, значимые для участников международных проектов.
Организационно-методическая и педагогическая деятельность, направленная на формирование готовности к академической мобильности, последовательная реализация ее этапов позволит создать комплексную систему педагогического сопровождения, включающую развивающую психодиагностику, психолого-педагогическое консультирование и кросскультурное просвещение с использованием развивающих образовательных технологий. Обозначенные этапы формирования готовности к академической мобильности могут быть реализованы за счет взаимодействия отделов и управлений международных связей, учебно-воспитательных подразделений и кафедр иностранных языков вузов. Результатом их совместной деятельности станут программы педагогического и учебно-организационного сопровождения процессов интернационализации и международного сотрудничества в медицинских и фармацевтических вузах.
Литература
1. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса. Педагогическое образование и наука, 2011, 8: 8-16.
2. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Юта, 2006.
3. Борисова Н.Ю. Особенности системной интеграции и организации многоуровневого педагогиче-ского образования в рамках Болонского процесса. Педагогическое образование и наука, 2011, 8: 22-27.
4. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев: Наукова думка, 1988. С. 35.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004. С. 64.
6. Леонгардт В.А., Шелятихина Л.Ю. Управление маркетинговой деятельностью отраслевых вузов на рынке услуг бизнес-образования. Менеджмент и экономика образования. Екатеринбург: УГУ, 2014. С. 12.
7. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России и США. Рязанский институт развития образования, 2013.
8. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998. С. 34.
9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. вузов. Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Акезия», 2000. С. 126.
10. Сильченкова С.В. Формы и методы педагогического сопровождения. Современные научные исследования и инновации, 2013, 10. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
11.Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию. Педагогическое образование и наука, 2001, 8: 4-8.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: 2007.
13. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и системы его развития. Проблемы современного образования, 2010, 2: 3-8.
14. Ellingboe B.J. The most frequently asked question about Internationalization. Minneapolis. MN: University of Minnesota, 1991.
15. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the European Ministers of Education. Convened in Bologna on the 19th of June 1999 http://www.ntb.ch/SEFI/bolognadec.html.